УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Курлыкова Анна Владимировна1, Айрих Анна Николаевна1
1Оренбургский государственный университет

Аннотация
Развитие персонала является одним из важнейших факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие кадров играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Развитие персонала - это комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации. Цель развития персонала - обеспечение организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курлыкова А.В., Айрих А.Н. Управление проектом профессионального развития персонала // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/06/100494 (дата обращения: 15.05.2024).

Проект – это что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие. Вот простые примеры: подготовка к юбилею, ремонт в квартире, проведение исследований, написание книги… Все эти виды деятельности имеют между собой целый ряд общих признаков, делающих их проектами. Рассматривая жизненный цикл любой компании, можно определить, что проект – это действия, которые выделяются среди других процессов. Другими словами, любой процесс, требующий дополнительного контроля, можно назвать проектом.

Проектное управление – это искусство руководства, координации усилий людей и использования ресурсов с применением достижений современной науки и современных технологий для успешного осуществления целей проекта по результатам, стоимости, времени и удовлетворения заинтересованных участников проекта.

Деятельность можно назвать проектной, если она соответствует двум признакам:

- минимизация рисков негативных последствий для компании. В некоторых случаях в отдельный проект выделяют задачи, которые хотя и неуникальны, но крайне важны для будущего компании, поэтому требуют дополнительного внимания. Допустим, организация хочет принять участие в государственной программе, чтобы получить финансирование. Заниматься этой задачей должен финансовый отдел, но, если результаты по проекту будут негативными, то фирма может лишиться источника финансирования. Поэтому руководство может решить выделить задачу в отдельный проект, используя инструменты работы с рисками;

- управление человеческими ресурсами. Чтобы перейти к управлению и собрать команду специалистов, важно изначально поставить правильную цель и определить способы ее достижения. Некоторые задачи управления проектами можно успешно выполнить, скоординировав работу разных подразделений. В таких ситуациях сотрудники некоторых отделов могут перейти в подчинение не к своим руководителям. Чтобы достичь максимальной эффективности такие задания лучше выделить в отдельный проект.

Главная концепция проектной деятельности заключается в проведении мероприятий, которые будут направлены на достижение конечной цели и соблюдение установленных требований. Для этого могут использоваться различные методы и подходящие инструменты.

Цели управления проектами сводятся к получению максимального результата при минимальных временных и финансовых затратах. Когда проект только стартует, важно определить цели бизнеса, понять, решение каких задач поможет лучше всего их достичь.

Возможные варианты задач, которые необходимо решить для достижения целей управления проектами:

- наладить управление рабочим процессом;

- эффективно распределять нагрузки по времени для решения задач в установленные сроки;

- анализировать издержки и по возможности сокращать их;

- контролировать рациональное использование ресурсов.

В управлении проектами важно добиться сбалансированности следующих показателей: рациональное использование финансов, эффективность временных затрат, соблюдение критериев качества.

На сегодняшний день задачи управления проектами состоят в планировании проекта, в составлении графиков работ по реализации проекта, в управлении рисками (оценка продукта, процесса для их усовершенствования), в управлении командой проекта, в управлении проектными работами. Задачи проектного управления показаны в таблице 1.

Таблица 1. Задачи проектного управления

Задачи

Характеристика

Планирование проекта, составление графиков работ по реализации проекта

План проекта составляем, чтобы определить какое оборудование необходимо, какие люди нужны, каковы затраты времени, посредством каких работ будет достигаться цель проекта. Проектный план состоит из трех элементов: назначения, ресурсы, задачи

Управление рисками.

Управления рисками – совокупность определенных процессов, связанных с распознанием и анализом рисков, с принятием мер, которые минимизируют отрицательные и максимизируют положительные последствия наступления рисковых событий

Управление командой проекта, управление проектными работами

Для качественного управления проектными работами необходимы координация и стандартизация проектной деятельности, знание о полной (целостной) картине состояния проекта, строгая отчетность по ресурсам и действия в проекте, централизованное управление проектами и ресурсами.

К принципам управления проектами относят следующие принципы. Первый принцип управления проектами – принцип конкурентоспособности. Управление проектами в компании должно быть конкурентоспособным, для обеспечения возможности эффективного использования инвестиций и трудовых ресурсов при реализации проектов.

Второй принцип управления проектами – принцип дифференцированности:

- управление проектами должно охватывать различные аспекты управления для разных типов проектов компании:

- компания должна разработать и использовать специализированные стандарты для реализации проектов разного типа;

- стандарты управления проектами по каждому типу проекта должны быть разработаны с учетом специфики конкретного типа проекта. Организация управления проектами должна учитывать соотнесение вклада разных категорий участников проекта в конечный результат. При принятии решения о входе в проект необходимо учитывать специфику проекта и рыночную ситуацию, связанную с данной спецификой.

Третий принцип управления проектами – принцип гибкости. Управление проектами должно сочетать в себе жесткость правил исполнения бизнес-процессов проектной деятельности и гибкость в реагировании на изменения внутренней и внешней ситуации в компании.

Четвертый принцип управления проектами – принцип экономической целесообразности:

– темпы развития и совершенствования управления проектами в Компании должны способствовать достижению показателей эффективности портфеля проектов Компании, а не отдельного проекта;

- любое действие в рамках проектов должно быть направлено на получение требуемого результата, при этом темпы развития и совершенствования управления проектами в Компании должны опережать темпы роста компенсаций на содержание Проектного офиса;

- стандарты управления проектами должны позволять контролировать и эффективно управлять ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми).

Пятый принцип управления проектами – принцип разделения полномочий. Управление проектами в Компании должны осуществляться на основе системы процессного управления по принципу «1 Процесс – 1 Хозяин». (Хозяин – должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты Процесса).

Шестой принцип управления проектами – принцип открытости:

- внедряемые стандарты управления проектами должны быть открытыми для возможности их развития за счет внесения идей, предложений, пожеланий по ее развитию сотрудниками Компании.

- если сотрудник видит противоречие между стандартом и окружающей действительностью, он поднимает вопрос о проверке данного стандарта на соответствие целям.

- компания должна поощрять действия по улучшению стандартов.

Седьмой принцип управления проектами – принцип применения лучших практик. Развитие управления проектами в компании должно базироваться на использовании лучшего опыта, применении лучших практик. Компания должна поощрять распространение лучших практик.

Проект развития персонала – определение будущих требований, которые могут быть предъявлены к рабочим местам, необходимые для профессионального развития сотрудников. Планирование должно способствовать повышению нужной квалификации персонала.

Проект развития персонала – составная часть общего планирования, наряду с расчетом потребностей в персонале, планированием карьеры, увольнения сотрудников. Она включает в себя все усилия фирмы по сохранению соответствующего уровня знаний у трудового коллектива или же повышение квалификационного уровня путем дополнительной подготовки.

В планировании развития персонала можно выделить следующие элементы:

- обучение работников;

- переподготовка;

- повышение квалификации.

Обучение работников – целенаправленный организованный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения.

На первом этапе определяется потребность, цели и задачи обучения.

На втором этапе организуется процесс обучения и повышения квалификации. Повышение квалификации сотрудников происходит не менее чем раз в три года.

На третьем этапе происходит оформление результатов. Каждый работник информирует своего руководителя о прохождении обучения и предоставляет в отдел кадров документы: удостоверения, сертификаты и другое. На рабочих, которые прошли подготовку, направляется в отдел кадров копии протоколов о сдачи квалификационных экзаменов.

В целом, от грамотного планирования обучения персонала зависит эффективность работы всего предприятия, так как высококвалифицированный персонал – конкурентное преимущество фирмы.


Библиографический список
  1. Андреев, И. А. Обучение персонала принципам бережливого производства в системе дистанционного обучения на предприятии оборонно-промышленного комплекса / И. А. Андреев // Вестник Концерна ВКО Алмаз – Антей. – 2021. – № 1(36). – С. 8-21.
  2. Белогоров, А. С. Современные методы профессионального развития и обучения персонала организации / А. С. Белогоров // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 5. – С. 170-175.
  3. Заславская, О. Ю. Проектирование системы управления обучением на основе метода управления проектами / О. Ю. Заславская, А. В. Симонян // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2020. – Т. 17, № 2. – С. 107-122.
  4. Овсий, А. С. Эффективное управление проектами / А. С. Овсий // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2022. – № 18. – С. 169-172.
  5. Чивильгина, Е. В. Виды и формы обучения персонала в организации / Е. В. Чивильгина // Синергия Наук. – 2022. – № 73. – С. 556-566.


Все статьи автора «Айрих Анна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация