Информационная система – коммуникационная система, обеспечивающая сбор, передачу и переработку информации об объекте, система снабжает информацией сотрудников разного уровня и создаётся для конкретного объекта [2].
Внедрение информационных систем направлено на повышение эффективности производства за счет внедрения принципиально новых методов управления, которые основаны на моделировании действий сотрудников компании при принятии решений.
В последние десятилетия информационные технологии в менеджменте вышли на новый уровень, они расширили возможности эффективного управления персоналом, предоставили новейшие методы обработки и анализа социальной и экономической информации, которые необходимы для принятия управленческих решений [2].
В настоящее время многие виды деятельности не могут осуществляться без информационных технологий:
1. Поиск и сбор информации.
В современном мире Интернет является универсальным средством для поиска и обмена информацией. Люди используют не только компьютер, но и мобильные телефоны с их функциями выхода в интернет – найти нужную информацию крайне легко, не затрачивая при этом силы и ресурсы.
2. Обработка информации.
Специальные программы позволяют исправлять документы и дополнять информацию, проверять точность и правильность информации, создавать таблицы и схемы по данным, структурировать и хранить необходимые данные, файлы и документы в удобной системе для использования и поиска.
3. Передача и защита информации.
Информационные технологии призваны уменьшать случаи потери документов и данных. Например, информация, которая хранится на Cloud и электронной почте, надежно защищена.
4. Решение оптимизационных задач.
5. Регулярное повторение операций по переработке большого количества данных.
6. Прогнозирование поведения рынка.
Информационные технологии не только позволяют экономить ресурсы, но и приводят к новым решениям, которые начинают составлять суть общественной жизни.
7. Расширение внутренних и международных экономических связей.
Современные информационные технологии имеют важную особенность. Если в начале своего появления, средства автоматизации обработки информации применялись главным образом к уже существующим процедурам управления, то в последнее время ситуация изменилась. Информационные технологии становятся ускорителем распространения передового опыта управления. В то же время они оптимизируют бизнес-процессы в соответствии с последними результатами теории и практики управления [1].
В настоящее время в практике управления фирмами наиболее часто используются следующие информационно-управляющие системы:
1. Системы планирования ресурсов предприятия.
Это класс интегрированных систем управления, состоящий из единой централизованной базы данных, единого приложения и общего пользовательского интерфейса для управления финансово-хозяйственной деятельностью. Данные системы охватывают такие сферы, как прогнозирование и планирование, управление запасами, управление продажами, управление производством, управление финансами и другие.
2. Системы управления взаимоотношениями с клиентами [1].
Это класс систем управления внешними связями предприятия. Системы управления взаимоотношениями с клиентами включают методы управления для повышения эффективности продаж. В таких системах отражены многие достижения современного маркетинга. Данные системы управляют взаимоотношениями фирмы с ее партнерами, клиентами, посредниками и внешним миром. Это инструмент для автоматизации работы сразу нескольких отделов: отделов продаж, маркетинга, обслуживания клиентов, а также эти системы формируют справочные бюро для клиентов, корпоративные базы знаний, колл-центры (рис.1).
Рисунок 1. Системы управления взаимоотношениями с клиентами
3. Системы информационной поддержки аналитической деятельности.
Данные системы – хранилище аналитических данных, включающие в себя ряд инструментов для обработки информации. Это хранилище данных с набором инструментов для извлечения данных из других систем с последующим анализом собранных данных (рис. 2).
Рисунок 2.Информационной поддержки аналитической деятельности
Помимо вышеперечисленных систем, в практике деятельности предприятий используются некоторые специальные системы.
1. Системы управления цепочками поставок.
Данная система обеспечивает процессы оперативной поставки, планирования, транспортировки и складирования необходимых для компании деталей.
Рисунок 3. Системы управления цепочками поставок
2. Системы планирования материальных потоков
Эти системы специализируются на закупках, производстве и сбыте материалов.
3. Системы управления человеческим фактором
Задачей этих систем является эффективное использование потенциала работников компании. Эти системы сводят данные о персонале, дают оценку персональных достижений каждого сотрудника.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что все эти системы связаны между собой. В последние десятилетия появились системы, в которых встраиваются элементы искусственного интеллекта. Получают развитие информационные технологии, специально разработанные для развития творчества людей.
Библиографический список
- М.А. Информационные технологии в управлении.: Учебное пособие для бакалавров / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 462 c.
- Романова, Ю.Д. Информационные технологии в управлении персоналом: Учебник и практикум / Ю.Д. Романова, Т.А. Винтова, П.Е. Коваль. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 291 c.