ФОРМИРОВАНИЕ ПАРАДИГМЫ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТОРГОВЫХ СИСТЕМ

Глущенко Валерий Владимирович1, Юссубо Хиссейн Аллафуза Иней2
1Московский политехнический университет, профессор кафедры СМАРТ-технологий
2Московский политехнический университет, аспирант

Аннотация
Предметом работы выступает формирование парадигмы научного обеспечения проектирования информационно-торговых систем; объектом работы являются информационно-торговые системы, целью работы является повышение эффективности проектирования информационно-торговых систем; для достижения этой цели решаются следующие задачи: обсуждается понятие информационно-торговой системы; приводится классификация информационно-торговых систем; формируется парадигма проектирования информационно-торговых систем; описаны инновационные методы проектирования информационно-торговых систем; обсуждаются направления развития научного обеспечения процессов проектирования информационно-торговых систем; научными методами в статье выступают: исторический и логический анализ, методология науки, теория сложных систем, системная инженерия; научная новизна статьи заключается в описании методики формирования парадигмы проектирования информационно-торговых систем.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В., Юссубо Х.А.И. Формирование парадигмы научного обеспечения проектирования информационно-торговых систем // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/11/101013 (дата обращения: 19.04.2024).

Введение. Актуальность работы связана с повышением роли информационно-торговых систем (ИТС) в условиях нового технологического уклада. Практическое развитие информационно-торговых систем наблюдается с 1990-х годов. Однако, до настоящего времени проектирование таких систем ведется преимущественно эвристическими методами на основе соображений здравого смысла. Научно обоснованной теории проектирования информационно-торговых систем пока не создано.

Гипотезой статьи выступает предположение о том, что формирование методологии, парадигмы проектирования информационно-торговых систем повысит эффективность процессов их проектирования и функционирования.

Целью работы является повышение эффективности проектирования и функционирования информационно-торговых систем.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- обсуждается понятие информационно-торговой системы;

-приводится классификация информационно-торговых систем;

-формируется парадигма проектирования информационно-торговых систем и определены ее элементы;

-описаны инновационные методы проектирования информационно-торговых систем;

-обсуждаются направления развития научного обеспечения процессов проектирования информационно-торговых систем.

Объектом работы являются информационно-торговые системы.

Предметом работы выступает развитие методологии, формирование парадигмы проектирования информационно-торговых систем.

Выполним анализ научных публикаций по теме настоящей статьи.

В начале 21 века наблюдается четвертая промышленная революция, одним из направлений развития которой являются информационные технологии [1, с. 2]. В 2023 году имеет место кризис, связанный со становлением нового технологического уклада [2, с. 2]. Происходит повышение роли сложных иерархических систем [3, с. 2]. Наблюдается развитие инновационных торговых систем [4, с. 224-225; 5,с. 53-56; 6,с. 49-51].

Проводят исследования ролей пользователей информационно-торговых систем [7, с. 121-125]. А. Купер уже более 20-ти лет развивает, предложенный им метод «проектирования взаимодействия» для интерфейсов, который позволяет создавать мощные решения, с которыми клиентам приятно работать [8, с. 2]. Ожидается, что в условиях нового технологического уклада будет наблюдаться интенсификация инноваций в области различных видов сложных систем [9, с. 45-58]. Эксперты отмечают, что развитие сложных систем может привести к росту системного влияния интерфейсов и протоколов обмена данными (далее просто- протоколов) в составе всех типов сложных систем (в том числе, информационно-торговых систем). Аналитики отмечают, что все большее распространение и рост значимости архитектурного подхода при проектировании различных видов сложных систем (информационно-торговых и др.) и программного обеспечения таких систем [10-14].

Интерфейсы и протоколы обмена данными выступают как важные системообразующие элементы архитектуры, структуры, алгоритмов функционирования сложных систем [15, с. 51-53].

При этом в начале 21 века развивается метод и происходит «институализация» структурного анализа систем и, в частности, вепольного анализа, как инструмента решения изобретательских задач [16, с. 2]. Все большее распространение получает методика дизайн-мышления Тима Брауна [17, с. 2; 18]. Наблюдается дальнейшее развитие эргодизайна как метода проектирования и оптимизации процессов в составе сложных систем [19, с. 6-13; 20]. Для повышения уровня научной обоснованности проектирования взаимодействия при создании сложных информационно-торговых систем, интерфейсов и протоколов обмена данными может быть полезным: дальнейшее развитие теории организационного  поведения; более активное использование результатов теории организационного поведения при проектировании взаимодействия [21, с. 453-468]. Ученные изучают возможные направления развития научного обеспечения проектирования информационно-торговых систем [22, с. с. 53-55]. При анализе и проектировании информационно-торговых систем может быть полезным функционально-декомпозиционное представление такого рода систем [23, с. 184-186].

Подводя краткий итог изучению научных публикаций по теме настоящей статьи есть все основания сказать следующее. Наблюдается рост значения задач проектирования информационно-торговых систем. Значимость этих задач проектирования растет в связи с повышением уровня многообразия и практической значимости информационно-торговых систем, др.

Поэтому актуальность настоящей статьи может считаться доказанной.

Метод. Информационно-торговой системой условимся называть системы, создаваемые для автоматизированного проведения сделок купли-продажи продуктов (товаров и/или услуг). Информационно-торговые системы имеют ряд свойств сложных систем (большое число разнородных элементов, эмергентность, многофункциональность и другое), что позволяет относить их к категории сложных систем. По этой причине наиболее адекватной методологией их исследований может считаться системная инженерия.

Информационно-торговые системы используют информационные и автоматизированные технологии при осуществлении своей деятельности.

Экспресс-анализ показывает, что в начале 21 века могут быть выделены три направления развития такого рода систем: маркетплейсы; торговые экосистемы; интеллектуальные торговые системы.

Под маркетплейсом будем понимать виртуальную торговую площадка, на которой с применением информационных технологий продаются товары, услуги (продукты) других компаний. Маркетплейс похож на гипермаркет: на одной площадке находятся разные продавцы (поставщики) и покупатели могут делать покупки в разных магазинах, находясь в одной среде.

Под торговой экосистемой условимся понимать комплекс информационных и других видов сервисов, направленных на создание интегрального продукта, обеспечивающего куплю-продажу всего необходимого для удовлетворения набора ключевых потребностей определенных социальных групп.

Интеллектуальные торговые системы отличаются тем, что их деятельность включает формирование новых знаний о структуре и специфике потребностей клиентов на основе анализа ранее имевших место запросов и покупок товаров и/или услуг. Сравнительный анализ этих видов информационно-торговых систем выполнен в таблице №1.

Таблица № 1. Сравнительный анализ видов информационно-торговых систем


п/п

Параметры сравнения торговых систем

Информационно-торговые системы (маркетплейсы)

Информационно-торговые экосистемы

Интеллектуальные информационно-торговые системы

1.

Удовлетворяемая потребность

Потребность клиента в  конкретных товаре или услуге

Комплексная потребность представителя определенной социальной группы, определяемая стилем жизни

Латентные или специфические потребности, комбинации потребностей клиента

2. Объект взаимодействия

Типовой покупатель

Определенная социальная группа людей

Покупатель с особенностями свойств или поведения

3. Содержание деятельности

Продвижение товаров и услуг от их производителей к потребителям

Формирование определенного образа и стиля жизни социальной группы

Анализ глубинных потребностей и особенностей поведения

4. Характер конкуренции на рынке

Конкуренция на уровне товаров и услуг, способов их продвижения

Стремление избежать конкуренции путем создания уникального комплекса продуктов

Стремление выиграть конкуренцию на основе более глубоко знания поведения клиента

5. Тип конкуренции

Рынок чистой конкуренции

Монополистическая и олигополистическая конкуренция

Олигополистическая конкуренция

6. Риск монополизации рынка

низкий

высокий

высокий

7.

Риск манипулирования покупателем

низкий

высокий

высокий

Источник: разработано авторами

Возможность изучать эти виды информационно-торговых систем, абстрагируясь от их специфики, связана с такими их особенностями: все эти типы систем обладают общими типами элементов структуры (субъект и объект управления); во всех этих видах систем существует механическая (например, автоматизированные склады) и программная части; все эти виды систем направлены на удовлетворение (прямо или через товары) определенных индивидуальных и общественных потребностей; для всех этих видов систем могут быть сформулированы миссия, видение, цель создания; все они могут быть представлены стейкхолдерам в виды определенного набора показателей эффективности (целевая эффективность, затраты; риски функционирования; временные характеристики функционирования и другое.

При этом при создании информационно-торговых систем интегрированно используют не только ИТ-технологии, но и другие виды технологий, например, нейротехнологии (например, нейромаркетинг и др.).

При проектировании и анализе информационно-торговых систем возможно использование функционально-декомпозиционного представления таких систем [23, с. 184-186]. В информационно-торговых системах можно выделить (произвести декомпозицию) таких функций:

- информационной функции, которая заключается в создании поведенческой готовности клиента совершить покупку (принятие решения клиентом о покупке);

-расчетно-платежной функции, которая состоит в проведении платежей за приобретаемый продукт (товар или услугу) (подтверждение получения платежа);

-логистического обслуживания клиента в интересах передачи ему купленных товара или оказания услуги (передача товара покупателю/оказание услуги);

-контрольно-фискальная функция, которая заключается в контроле товарных и денежных потоков и их налогообложении (подтверждение завершения сделки и обеспечение ее налогообложения).

В общем случае алгоритм функционирования информационно-торговой системы имеет следующий вид: информирование потенциального покупателя о предлагаемых продуктах-принятие решения клиентом о покупке-осуществление расчета за продукт- подтверждение продавцом получения оплаты-передача товара (оказание услуги)-подтверждение законности и факта завершения акта куплипродажи (включая налогообложение сделки).

В связи со сложностью структуры  процессов, происходящих в информационно-торговых системах, говорят об их архитектуре.

Как уже отмечалось, изучению содержания и значения архитектурного подхода при проектировании сложных информационно-торговых систем посвящены, в том числе, работы [10-14]. В этих работах под архитектурой сложной а системы и/или ее программного обеспечения понимается совокупность таких их элементов: принципиальная организация системы, воплощенная в её элементах; алгоритмы взаимодействия и взаимоотношения элементов системы (ПО) друг с другом и с внешней средой; принципы проектирования таких систем; методы эволюцию систем [10]. Исследователи считают, что понятие «архитектура» применительно к сложным системам в значительной мере субъективно. При этом и само понятие «архитектура» имеет большое число в известной мере противоречивых толкований.

Эксперты считают, что часто каждая команда разработчиков имеет свою точку зрения на понятие архитектуры и его влияние на процесс и результаты проектирования сложной системы. В начале 21 века известно большое количество определений архитектуры сложной системы. Определенный набор трактовки архитектуры, в основном касающихся понимания, архитектуры программного обеспечения, представлен на сайте Института программной инженерии (Университет Карнеги - Меллона) [12, с.272].

В 2023 году все сильней проявляется тенденция дифференцировать архитектурное и не архитектурное проектирование как принципиально различные подходы в проектировании, как следствие, различные виды проектной деятельности. При этом продолжаются попытки определить и описать различные архитектуры как отдельные практики. Вместе с тем нужно учитывать, что архитектурное и не архитектурное проектирование сложных систем (и их программного обеспечения) в значительной степени «переплетены». Рекомендуется учитывать, что архитектурные решения (в сравнении с обычными, не архитектурными проектными решениями) рассматриваются как обладающие такими свойствами: архитектурные решения более абстрактные; архитектурные решения имеют концептуальную основу; решения архитектурного типа более глобальные; архитектурный подход ориентирован на успех миссии сложной системы; архитектурный подход позволяет создавать наиболее высокоуровневые структуры систем [13].

При этом интерфейсы и протоколы обмена данными могут рассматриваться как архитектурообразующие элементы сложных информационно-торговых систем. Это связано с тем, что интерфейсы и протоколы выступают как важные элементы алгоритмов функционирования различных видов сложных систем. На этом основании все требования к интерфейсам и протоколам обмена должны быть разделены на две части: объективные, определяемые характеристиками процессов функционирования КФС, в состав которых они входят; субъективные, которые определяются целями и поведением потребителей (А. Купер). Такое разделение требований к сложным информационно-торговым системам может считаться условным поскольку цели и поведение клиентов во-многом определяется и связаны именно с функциями сложных систем.

При этом сущность любой категории, в том числе интерфейсов и протоколов обмена, объективно выражают их функции и роли в составе сложных систем. Проведенный экспресс-анализ позволяет сказать, что интерфейсы выполняют в составе сложных систем такие функции: адекватного представления одного элемента другим элементам информацино-торговой системы;  физического соединения элементов структуры (и архитектуры) информационно-торговой системы; стандартизации типовых представлений элементов таких сложных систем друг другу и сложной системе в целом; технического обеспечения декомпозиции информационно-торговой системы в процессах проектирования, создания, технического обслуживания, контроля и диагностики состояний элементов и всей сложной системы в целом; обеспечения технической возможности оптимизации архитектуры сложных систем и другие.

Выполненный анализ дает основания  назвать такие функции протоколов обмена информацией в интерфейсах сложных систем: стандартизации процедур (алгоритмов) обмена информацией между элементами сложной системы; обеспечения реализации алгоритмов функционирования сложной системы; документирования результатов информационных обменов между подсистемами сложной системы (или элементами программного обеспечения) и другое.

Ролями интерфейсов в составе информационно-торговых систем можно назвать: обеспечение системного единства элементов и их интеграция в единое целое -сложную систему; создания технической возможности оптимизация архитектуры информационно-торговой системы; обеспечение технологичности конструкции сложной системы (процессы проектирования, подготовки производства, сборки, технического обслуживания, контроля, диагностики и др.); техническое обеспечение принципа модульности конструкции информационно-торговой системы и другое. Ролями протоколов обмена информацией в интерфейсах можно назвать: обепечения технической возможности исполнения алгоритмов функционирования; документарного обеспечения процессов функционирования сложной системы; контроля правильности информационных обменов; диагностическая роль и другое.

Анализ показывает, что может быть поставлена и сформулирована задача оптимизации облика (структуры и основных характеристик) при проектировании как самой информационно—торговой системы, так и интерфейсов и протоколов обмена данными в таких сложных системах. Основой для постановки такой оптимизационной задачи могут быть противоречащие друг другу утверждения о том, что:

1)излишне многофункциональный интерфейс (или протокол обмена данными) будет иметь избыточные функциональные (и как следствие, весо-габаритные и стоимостные характеристики);

2)недостаточно многофункциональный интерфейс не позволит адекватно осуществлять процессы обмена данными в сложных системах?

Следовательно, может существовать оптимальный облик (структура и основных характеристики) как интерфейса, так и протокола обмена данными для определенного класса сложных систем?

В качестве инновационных методов проектирования оптимальных информационно-торговых систем и их интерфейсов (и /или протоколов обмена данными) могу рассматриваться:

-формирование парадигмы проектирования информационно-торговой системы;

-проектирование взаимодействия на основе анализа потребностей и образа жизни клиентов [8, с. 2];

- вепольный анализ [16, с.2];

-метод дизайн-мышления [17, с.2;18];

- метод эргономического дизайна [19, с. 6-13; 20].

Рассмотрим и кратко охарактеризуем эти методы инновационного проектирования информационно-торговых систем (их интерфейсов и протоколов обмена данными).

Парадигмой проектирования информационно-торговых систем условимся называть системное объединение: философии проектирования такого рода систем; идеологии проектирования таких систем; организационной культуры создания информационно-торговых систем; политики (стратегии и тактики) создания информационно-торговых систем.

Философией создания информационно-торговых систем можно называть наиболее общий мудрый взгляд на проект и процесс функционирования такой информационно-торговой системы.

Идеологией создания и функционирования информационно-торговых систем можно назвать: во-первых, основную идею создания рассматриваемой информационно-торговой системы; во-вторых, способ распределения власти между стейкхолдерами в процессе создания и функционирования такой информационно-торговых систем.

Организационной культурой создания информационно-торговых систем можно назвать системное объединение таких элементов: ценности, верования и стереотипы поведения разработчиков и персонала такой информационно-торговой системы. Эргодизайн организационной культуры информационно-торговых систем может решать такие задачи: оптимизация элементов организационной культуры; гармонизация отношений между элементами организационной культуры информационно-торговых систем.

Под миссией создания информационно-торговой системы можно понимать общее описание ожидаемого социально-экономического эффекта от такой информационно-торговых систем, ожидаемую пользу от нее для общества.

Видением создания информационно-торговой системы будем назвать мотивирующий создателей такой системы сценарий развития такой информационно-торговой системы. При этом под сценарием понимается логическая последовательность событий в процессе развития проектируемой информационно-торговой системы.

Проектирование информационно-торговой системы может основываться на методе проектирования взаимодействия продавцов с покупателями. Известно, что Купер Алан начал свою работу над первым изданием его книги «Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия» около 20 лет назад. В своей работе А.Купер убеждал программистов в том, что необходимо и пришла пора шагнуть навстречу пользователям. Для этого нужно писать программы, которые будут  нравиться этим пользователям. В начале 2023 году реально сложилась совершенно иная ситуация: оцифровка всех видов информации вынуждает пользователей с головой окунуться в новые ИТ-технологии. В рассматриваемой работе развиваются методы проектирования взаимодействия. Под проектированием взаимодействия понимается  метод проектирования интерактивных цифровых сред, систем, продуктов, сервисов ориентированный на человека. При этом большое внимание должно уделяться проектированию поведения: аспекту, которым традиционные дисциплины ИТ-проектирования нередко пренебрегают. При проектировании взаимодействия во главу угла ставится целенаправленный (целеориентированный) подход, при котором основное внимание проектировщиков сосредоточено на целях пользователей. В рамках этого подхода рекомендуется изучать: причины, по которым пользователь нуждаются в данном продукте; ожидания пользователей от использования продукта; мировоззрение и склонности пользователей. Именно по этим причинам метод «проектирования взаимодействия» позволяет создавать мощные решения, с которыми клиентам приятно работать [8, с. 2].

Вепо́льный анализ тоже может быть полезен при проектировании информационно-торговой системы. При этом изначально вепольный анализ был предназначен для: представления исходной ИТ-системы (например, информационно-торговой системы, интерфейса или протокола) в виде определенной (структурной) модели; преобразования этой структурной модели для получения структурного решения, которое устраняет существующие недостатки. Структурный вещественно-полевой (вепо́льный) анализ рассматривается как раздел теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Вепольный анализ изучает реструктуризацию сложной системы. При этом вепо́льный анализ позволяет представить исходную систему в виде определенной (структурной) модели. «Вепо́ль» рассматривается как модель минимально управляемой системы, которая включает два взаимодействующих объекта и описывающей их взаимодействие. В рамках этого подхода  взаимодействующие объекты (системы) условно названы «веществами», они обозначены В1 и В2. Само взаимодействие объектов («веществ») называется полем и обозначается П. «Веществом» называют любой объект, а в информационных системах это может быть элемент (интерфейс) или протокол обмена данными. «Поле»  может описывать любое действие или взаимодействие. Например, в информационных системах «полем» может выступать  алгоритм, программа, процедура.

В рамках проектирования информационно-торговой системы «веществами» могут быть продавец (В1) и покупатель (В2), «полем» является их взаимодействие с применением информационных и нейротехнологий в процессе формирования у покупателя готовности совершить покупку. Проблемой, является создание высокого уровня покупательской готовности принять решение о покупке продукта (товара или услуги).

При этом подходе процесс проектирования информационно-торговой системы (интерфейсов и/или протоколов) может рассматриваться как итерационный процесс решения «элементарных» изобретательских задач (ЭИЗ). На основе анализа и классификации работ, выполняемых при проектировании информационно-торговой системы (интерфейса или  протокола) может быть сформирован список  таких ЭИЗ. Для формирования такого списка может быть рекомендовано ответить на такие вопросы: какой элемент (кто); при каких условиях (когда); где (с каким «веществом») и в каком поле (что) должен сделать для обеспечения эффективного функционирования информационно-торговой системы (интерфейса и протокола как элементов определенного класса сложных систем)? В такой список ЭИЗ могут быть включены следующие элементарные задачи: описание требований к информационной услуге; описание требований к проведению расчетов; описание требований к логистике передачи товара; описание требований к интерфейсу; определение облика (структуры и характеристик) интерфейса; описание алгоритма работы протокола; установление приоритетов действий и другое.

Применение метода дизайн-мышления при проектировании рациональных (позволяющих выполнять поставленные задачи) и оптимальных информационно-торговых систем (интерфейсов и др.) заключается в следующем. На этапе эмпатии производится сбор информации и подвергаются анализу тактико-технические требования к информационно-торговой системе (зинтерфейсам и протоколам обмена данными). На этапе фокусировки; выполняется анализ тактико-технические требования к информационно-торговой системы (интерфейсам и протоколам обмена данными) в интересах проектирования оптимальной информационно-торговой системы (интерфейсов и протоколов); изучается полученная на предыдущем (эмпатия) этапе информация. На этапе идеации выдвигаются идеи и гипотезы, ликвидирующие «разрыв», обеспечивающие выполнение требований к оптимальному облику информационно-торговой системы (интерфейсов и протоколов). На этапе интеграции эти идеи системно объединяются (агрегируются) в граф-дерево идей проекта информационно-торговой системы. Такая интеграция позволяет создать целостный облик проекта (определить структуру и ключевые характеристики) информационно-торговой системы. На этапе прототипирования осуществляется моделирование и материализации результатов интеграции идей в единое целое. При этом создается прототип проекта информационно-торговой системы. На этапе тестирования этот созданный прототип информационно-торговой системы подвергается испытаниям (мысленным, натурным, др.).

Эргономический дизайн тоже может выступать как инновационный метод проектирования информационно-торговой системы (интерфейсов и/или протоколов обмена данными). Эргономический дизайн при проектировании информационно-торговой системы (интерфейсов и протоколов обмена) может использоваться для решения таких задач: создание гармоничной информационно-торговой системы из набора элементов; формирование восприятия набора элементов информационно-торговой системы как единого целого; гармонизации отношений между элементами внутренней среди информационно-торговой системы; гармонизации отношений между информационно-торговой системой и ее внешней средой; гармонизации взаимодействия между элементами информационно-торговой системы в процессе их совместного функционирования (в рамках согласованных протоколов поведения подсистем)  и другое.

Эргономический дизайн на этапе синтеза облика (структуры и основных показателей) информационно-торговой системы (интерфейсов и/или протоколов) может решать такие задачи: выявления факторов, формирующих облик информационно-торговой системы (интерфейса и/или протокола обмена данными); оптимизации облика информационно-торговой системы (интерфейса и/или протокола обмена данными); гармонизации архитектуры и/или показателей информационно-торговой системы (интерфейсов и /или протоколов обмена данными) и другое.

Этапами создания информационно-торговой системы можно назвать: предпроектные исследования информационно-торговой системы; проектирование (создание проекта) информационно-торговой системы; создание информационно-торговой системы; эксплуатация (функционирование) информационно-торговой системы; мониторинг показателей эффективности функционирования информационно-торговой системы.

Риск при создании информационно-торговой системы состоит в возможности отрицательных отклонений в процессах проектирования и/или функционирования таких систем.

Риски при создании информационно-торговой системы могут состоять в следующем: неправильный выбор парадигмы, цели, миссии и видения создания информационно-торговой системы; неправильный подбор структурных элементов такой информационно-торговой системы; неправильный выбор инструментов для функционирования информационно-торговой системы; недостаточная эффективность системы контроля процессов функционирования информационно-торговой системы и другое.

Обсуждение. Под эффективностью информационно-торговой системы  условимся понимать способность этой системы достигать поставленных перед ними целей при условии выполнения этой системой определенных ограничений. Это могут быть ограничения; на объемы потребляемых ресурсов; на время реализации определенных социально-экономических процессов.

Применение методологии эргономического дизайна при проектировании таких информационно-торговых систем должно: повысить эффективность таких систем; создать синергетический эффект в функционировании таких систем за счет более эффективного взаимодействия элементов таких экосистем.

Уровень эффективности информационно-торговой системы можно оценить с использованием критериев оценки эффективности функционирования таких систем. Под критерием оценки эффективности информационно-торговой системы можно понимать правило выбора наилучшего варианта из ряд возможных вариантов такой системы.

Критерий оценки эффективности информационно-торговой системы может быть синтезирован на основе показателей эффективности такой системы. Показателем эффективности информационно-торговой системы можно назвать важнейшие показатели такой системы, отражающие ее назначение и основные характеристики.

В состав показателей эффективности информационно-торговой системы можно включить: перечень основных функций такой системы; показатели эффективности по каждой из функций этой системы.

В качестве основных показателей информационно-торговой системы можно назвать: инвестиции в создание информационно-торговой системы; текущую прибыль информационно-торговой системы (краткосрочный эффект); стоимость активов информационно-торговой системы (фирмы); рентабельность активов этой фирмы и другое.

При проектировании информационно-торговых систем (ИТС) рекомендуется учитывать, что жизненный цикл ИТС включает такие этапы: проектирования ИТС, ее создания, ее эксплуатации, модернизации ИТС, утилизации ИТС. Для повышения эффективности и, одновременно, снижения рисков проектирования информационно-торговых систем (ИТС) научное обеспечение должно опережать практические процессы в этой области.

В интересах создания эффективного и опережающего практические нужды и проекты научного обеспечения проектирования ИТС может быть предложена программа опережающих научных исследований, которая может содержать такие структурные элементы.

Направление исследований, которое может быть названо аналитико-прогностическим в сфере развития информационно-торговых систем (ИТС) может включать в себя исследования, связанные с: историей развития, исследования состояние научного обеспечения и прогнозирование развития ИТС в процессе становления нового технологического уклада.

В процессе детализации тематики исследований направление исследований информационно-торговых систем может быть разделено на такие частные направления исследований: история развития ИТС; региональная или отраслевая специфика ИТС; современное состояние информационно-торговых систем (ИТС); безопасность ИТС;  научное обеспечение развития ИТС; методы прогнозирования развития ИТС; кластеры, технологические платформы и экосистемный тренд развития ИТС в период нового технологического уклада.

Направление исследований, которое может быть обозначено как  «Макропроектирование информационно-торговых систем» может быть связано с формированием: методов определения и оптимизации облика (ключевых характеристик и архитектуры); развитием методов системного проектирования таких объектов; методами проектирования архитектуры ИТС в период нового технологического уклада. В состав этого направления научных исследований могут входить такие частные направления исследований: общая теория ИТС; парадигма развития ИТС; методы моделирования при проектировании ИТС; эргодизайн в архитектуре ИТС; отраслевая и региональная клиентоориентированность и/или кастомизация ИТС и другое.

Направление исследований, которое может быть названо «инструментальным» может заниматься синтезом методик проектирования и разработки программного обеспечения структурных элементов (частей) ИТС. В состав этого направления могут входить такие частные направления исследований: разработка методик проектирования и создания программного обеспечения информационной подсистемы ИТС; синтез методики проектирования и разработки программного обеспечения канала продвижения, логистики товаров в составе ИТС; синтез методик проектирования и создания программного обеспечения подсистемы денежных расчетов; дифференциация (кастомизация, клиентооринированность) ИТС, др.

В дополнение к этим направлениям может быть создано и интегративное направление в научном обеспечении информационно-торговых систем (ИТС), которое может охватывать: методы оптимизации жизненного цикла и этапов жизненного цикла ИТС; формирование систем технического сервиса ИТС в процессе эксплуатации; развитие методологии реинжиниринга ИТС; изучение методов менеджмента в ИТС; создание брендов и ребрендинг в ИТС; формирование системы обучения персонала и другое.

Заключение.  В статье развиваются методические положения парадигмы проектирования информационно-торговых систем, проекта формирования программы повышения эффективности научного обеспечения проектирования информационно-торговых систем в условиях нового технологического уклада.

В статье рассматривается задача оптимизации информационно-торговых систем (их интерфейсов и протоколов обмена данными), развиваются и обсуждаются инновационные методы проектирования информационно-торговых систем, а так же их интерфейсов и протоколов обмена данными между составляющими элементами сложных систем(информационно-торговых систем). В качестве инновационных методов проектирования информационно-торговых систем могут рассматриваться: формирование парадигмы проектирования информационно-торговых систем; метод проектирования взаимодействия; вепольный анализ (часть теории решения изобретательских задач); метод дизайн-мышления; эргономический анализ и другие. Применение этих инновационных методов может повысить эффективность информационно-торговых систем.

Для развития методологии и практики формирования парадигмы проектирования информационно-торговых систем, использования метода «проектирования взаимодействия» при создании и анализе работы информационно-торговых систем можно рекомендовать ввести в  состав учебных дисциплин, изучаемых студентами ИТ-специальностей такие дисциплины как: философия и методология науки; теория организационного поведения; теория иерархических систем; теория технологических укладов; системный анализ в ИТ-сфере; нейротехнологии в ИТ-сфере; теория решения изобретательских задач (ТРИЗ); и другие.


Библиографический список
  1. Шваб Клаус, Дэвис Николас. Технологии четвёртой промышленной революции = Shaping The Fourth Industrial Revolution. — Эксмо, 2018. — 320 с. — ISBN 978-5-04-095565-7.
  2. Глущенко В.В. Теории технологических укладов, сложных систем, кризисологии и системного анализа процессов технологического развития. – г. Москва: Глущенко Валерий Владимирович, 2023. –  168 с.
  3. Месарович М., Мако Д., Такахара  И. Теория  иерархических  многоуровневых  систем. -М.: Мир, 1973.-344 с
  4. Тяпкина Е.В. Разработка и построение инновационной системы сбыта на рынке охранно-пожарных систем оптово-розничных торговых предприятий//В книге: Интеграция науки и практики: взгляд молодых ученых. Тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции магистрантов и аспирантов. 2018. С. 224-225.
  5. Макаров С.А., Вершинин В.В. Информационная система оценки эффективности автоматических торговых систем//
    В сборнике: Перспективные технологии в средствах передачи информации – ПТСПИ-2019. Материалы XIII международной научно-технической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: А.Г. Самойлов [и др.]. 2019. С. 53-56.
  6. Болтачев А.М., Зензинова Ю.Б. Анализ торговой системы для ведения торгов на фондовых рынках с помощью информационной системы//В сборнике: Инновационное развитие техники и технологий в промышленности. Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. Москва, 2023. С. 49-51.
  7. Губин И.А., Сумин В.И. Система ролей пользователей автоматизированной информационной системы торговой организации//В сборнике: Качество в производственных и социально-экономических системах. сборник научных трудов 2-ой Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Юго-Западного государственного университета: в 2-х томах. Ответственный редактор Павлов Е.В., 2014. С. 121-125.
  8. Купер Алан Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия. 4-е изд. -СПб.: Питер, 2022,
  9. Glushchenko V. V. (2023) Formation of a Paradigm for Designing Cyber-Physical Systems: Educational Perspective//Indonesian Journal of Teaching in Science, 3(1)(2023),p. 45-58 https://ejournal.upi.edu/index.php/IJoTis/article/view/56039/22096
  10. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288—2008. Системная инженерия — Процессы жизненного цикла систем. — 2008.
  11. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия. — М.: Интернет-университет информационных технологий, 2005. — 504 с. — ISBN 5-9556-0045-0.
  12. Фаулер М. Архитектура корпоративных программных приложений.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. — 544 с. ISBN 5-8459-0579-6
  13. Pyster, A., D. Olwell, N. Hutchison, S. Enck, J. Anthony, D. Henry, and A. Squires (eds). Guide to the Systems Engineering Body of Knowledge (SEBoK) version 1.0. — The Trustees of the Stevens Institute of Technology, 2012.
  14. Kossiakoff A., Sweet W. N., Seymour S. J., Biemer S. M. Systems Engineering Principles and Practice. — 2-е изд. — Hoboken, New Jersey: A John Wiley & Sons, 2011. — 599 с. — ISBN 978-0-470-40548-2.
  15. Глущенко В. В., Нефедов С. В. Интерфейсы и протоколы обмена данными как элементы структуры и процессов функционирования киберфизических систем[Текст]// Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании: Сборник статей по итогам Международной научной конференции (Стерлитамак , 24 сентября 2023 г.). – Стерлитамак: АМИ, 2023. – с. 51-53. https://ami.im/sbornik/MNPK-525.pdf
  16. Петров В. Структурный анализ систем: Вепольный анализ. Учебник. ТРИЗ.: Издательские решения 2029, – 230 с. ISBN 978-5-4493-9970-0
  17. Браун Т. Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей / Тим Браун; пер. с англ. Владимира Хозинского. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
  18. Глущенко В.В. Дизайн-мышления как новый способ инновационной деятельности в традиционных отраслях промышленности // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/12/99402 (дата обращения: 23.12.2022).
  19. Kharchenko V., Rubtsov A., Svirko V.Ergodesign factor in the development of unmanned aircraft systems//Proceedings of National Aviation University. 2019. Т. 4. № 81. С. 6-13.
  20. Глущенко В.В. Эргодизайн развития научного обеспечения разработки САПР//Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 (139).
  21. Glushchenko V.V. (2022) General theory of organizational behavior: educational perspective //Indonesian Journal of Multidisciplinary Research es; Vol. 2, No. 2 (2022): JEOMR: VOL. 2, ISSUE 2, 2022, pp. 453-468. DOI: https://doi.org/10.17509/ijomr.v2i2.50332 https://ejournal.upi.edu/index.php/IJOMR/article/view/50332
  22. Глущенко В.В., Юссубо Х. А. И. Направления развития научного обеспечения создания и эксплуатации информационно – торговых систем //Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки в условиях современного общества. Сборник статей по итогам Международной научно – практической конференции (Воронеж, 30 сентября 2023 г.), .). – Стерлитамак: АМИ, 2023. – с. 53-55. https://ami.im/sbornik/MNPK-527.pdf
  23. Глущенко В.В., Функционально-декомпозиционное представление сложных технических систем //Известия АН СССР, Техническая кибернетика, 1990, №2, с.184-186.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация