ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ КАК НОВЫЙ СПОСОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Глущенко Валерий Владимирович
Московский политехнический университет
доктор технических наук, доцент, профессор кафедры САМРТ-технологий и центра проектной деятельности

Аннотация
Предметом статьи выступает дизайн-мышления как новый способ инновационной деятельности в традиционных отраслях промышленности; объектом работы является инновации в традиционных отраслях промышленности; целью статьи является повышение эффективности инновационной деятельности в традиционных отраслях промышленности; для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: исследования этапов и содержания метода дизайн-мышления; изучение дизайн-мышления как нового способа инновационной деятельности и научных исследований; описания применения дизайн-мышления в традиционных отраслях промышленности; методами исследования в данной статье выступают: инноватика; науковедение; дизайн-мышление; логический и исторический анализ, теория жизненного цикла продукции, теория иерархических систем, научно-техническое прогнозирование, эвристические методы; научная новизна статьи определяется развитием методологии дизайн-мышления как эффективного инструмента инновационной деятельности и научных исследований в традиционных отраслях промышленности

Ключевые слова: , , , , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Дизайн-мышления как новый способ инновационной деятельности в традиционных отраслях промышленности // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/12/99402 (дата обращения: 12.10.2024).

Введение. Актуальность статьи определяется необходимостью повышения экономической эффективности инновационной деятельности в традиционных отраслях промышленности на основе применения новых организационно-методических форм инновационной деятельности и , в частности, путем применения метода дизайн-мышления.

Гипотезой статьи является предположение о том, что для повышения экономической эффективности инновационной деятельности в традиционных отраслях промышленности может быть полезно развивать и практически применить метод дизайн-мышления.

Целью статьи является повышение эффективности инновационной деятельности в традиционных отраслях промышленности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- исследования этапов и содержания метода дизайн-мышления;

- изучение дизайн-мышления как нового способа инновационной деятельности и научных исследований;

- описания применения дизайн-мышления в традиционных отраслях промышленности.

Объектом работы является инновации в традиционных отраслях промышленности.

Предметом статьи выступает дизайн-мышления как новый способ инновационной деятельности в традиционных отраслях промышленности.

Анализ научных публикаций по теме этой статьи показывает следующее. В начале 21 века остро стоит вопрос эффективности инноваций [1, с. 42-50]. В 2022 году эта тенденция усиливается на фоне существования предпосылок к формированию нового технологического уклада в экономике [2, с. 37-40]. Поэтому понятие «технологический уклад» активно изучают [3, с. 605-618]. Развивается теория технологических укладов, в которой отмечают, что новый технологический уклад будет отличаться активной инновационной деятельностью [4, с. 65-82]. В связи с усложнением объектов экономики развивается эргономика [5, с.2]. В начале 21свека был разработан метод выполнения инновационных проектов в креативных отраслях экономики, который получил название «дизайн-мышление». Этот метод может рассматриваться как одно из направлений современной эргономики. Метод дизайн-мышления содержит комплекс методологических приемов, практическое использование которых в ходе осуществления инновационных проектов открывает возможность: создавать инновационные товары и  услуги; повысить эффективность инновационной деятельности проектной команды; решать сложные практические междисциплинарные задачи; выявлять скрытые (латентные) нужды потребителей и другое [6, с.2]. В связи с этим способ дизайн-мышления привлекает внимание субъектов инноваций из различных (прежде всего креативных) отраслей экономики [7, с. 181-183; 8, с. 27-32]. Исследователи описывают познавательный процесс на основе методологии дизайн-мышления [9, с. 98-103]. При этом дизайн-мышление активно применяют для обеспечения роста прибыльности фирм [10, с. 30-31]. Дизайн-мышление считают результативным методом  осуществления инновационных проектов [11, с. 245-254]. Дизайн-мышление рассматривают как эффективный инструмент реализации проектов в сфере ИТ-технологий [12, с. 20-25]. Поэтому повышается интерес к изучению метода дизайн мышления и исследованиям специфики практического использования этой методики [13, с. 289-292]. Например, дизайн-мышление применяют в банковском деле и корпоративных финансах [14, с. 83-87; 15, с. 112-115].

При этом отмечают, что дизайн-мышление позволяет изучать потребности людей [16, с. 481-483; 17, с. 264-266]. Важной составной частью метода дизайн-мышления выступает диагностика ситуации [18, с. 44-49]. В силу присущих ему свойств дизайн-мышление способно вызывать повышение устойчивости процессов развития экономики и общества [19, с. 358-360]. На этом фоне в условиях и в связи с формированием нового технологического уклада повышается мотивация исследовать существующие и новые способы и инструменты теории познания [20, с. 77-83; 21, с. 136-141]. Это объясняется тем, что для повышения эффективности формирования очередного технологического уклада нужно наращивать социально-экономическую эффективность инновационной деятельности [22, с. 5]. По этой же причине в начале двадцать первого века интенсифицируют исследования и анализ методов и систем управления [23, с. 2].

Известно предложение повысить эффективность инновационной деятельности путем ее кастомизации [24, с. 81-88]. При этом качество высшего образования можно повысить путем внедрения проектного метода обучения [25, с. 25-37].

Изучение научных публикаций по теме настоящей статьи не позволил выявит работы, которые описывали бы соотношение дизайн-мышления с гносеологией (теорией познания, научных исследований) [23, с. 44-51]. Фактически сейчас этот метод наиболее активно применяет в своем бизнесе фирма-разработчик этого метода. По этой причине в 2022 году дизайн-мышление рассматривается как некий «отдельно стоящий» инновационной способ в инновационной деятельности преимущественно (но не исключительно) в креативных отраслях экономики. Это затрудняет применение и ограничивает экономическую эффективность дизайн-мышления в традиционных отраслях экономики. Факторами сдерживания распространения в традиционных отраслях экономики могут быть: отсутствие сформулированной парадигмы дизайн-мышления; недостаток знаний о специфике применения дизайн мышления в традиционных отраслях экономики; отсутствие отраслевых методик применения метода дизайн-мышления и другое. Все это может снижать эффективность дизайн-мышления в экономике в целом. Поэтому существует актуальность связать методологию дизайн-мышления со спецификой деятельности традиционных отраслей экономики. Например, важно связать методику дизайн-мышления с этапами проектирования изделий машиностроения: аванпроект, эскизный проект, технический проект, этап опытных образцов и другим. При этом необходимо исследовать специфику этапов дизайн-мышления в реальной экономике и промышленности. Это связано с тем, что недостаточное понимания таких специфических черт дизайн-мышления может: порождать риски неправильного применения этого метода; сдерживать процесс расширения использования этой оригинальной методики в традиционной экономике. Все названное выше дополнительно повышает, усугубляет актуальность темы этой статьи.

Метод. В настоящей статье дизайн-мышление предлагается рассматривать как новое направление в инновационной деятельности и, оновременно, эргодизайне. Этот метод нужно изучать в таких областях как гносеология, инновационная деятельность, эргономика. Можно указать на существования ряда оснований для такой трактовки дизайн-мышления (как направления инноваций и эргодизайна): лингвистическое основание состоит в том, что в названии обоих методов ключевым словом является слово «дизайн»; содержательное основание заключается в том, что оба этих метода направлены на гармонизацию элементов неких процессов и систем и другое.

Опишем содержание дизайн-мышления при лингвистическом толковании этого понятия. Известно, что с лингвистической и содержательной точек зрения мышле́ние представляет собой процесс отражения индивидом объективной реальности в его представлениях, выполняемых суждениях, используемых им понятиях. Кроме того, мышление означает и способность людей рассуждать, в том числе и в процессе инновационной деятельности. Поэтому дизайн в процессе инновационного мышления может трактоваться следующим образом: способ гармонизация взаимоотношений элементов процесса инновационного мышления (эргономический подход); гармонизация понятийного аппарата, правильность суждений и другое. При этом, например, инструментом обеспечения правильности суждений в инновационной деятельности может быть логика предложений. На этом основании логика предложений может быть отнесена к инструментам дизайн- мышления в инновациях, она обеспечивает правильность процесса мышления [23, с. 81-85].

Под парадигмой дизайн-мышления можно понимать системную интеграцию: философии; организационной культуры; идеологии; политики инновационной деятельности в рамках такого методологического направления как дизайн-мышления. Синтез парадигмы дизайн-мышления направлен на повышение эффективности этой методологии за счет большей степени гармонизации взаимосвязи названных составляющих дизайн-мышления при реализации научных исследований и  инновационных проектов.

Философией дизайн мышления будем именовать наиболее общий, мудрый взгляд на метод дизайн-мышления. При этом дизайн мышление рассматривается как способ осуществления исследований, реализации инновационной деятельности в социальной сфере, образовании, реальной экономике. Философия дизайн мышления включает описание методологии дизайн-мышления как интегрального метода познания и преобразования действительности. При этом такая философия должна учитывать цели и условия использования данного метода, содержание и особенностей этапов дизайн-мышления в науке и инновационном процессе. Практическое значимость философии дизайн-мышления отражается в формулировании принципов этой методологии проведения научных изысканий и/или осуществления инновационных проектов в социальной сфере, образовании, экономике. Анализ показывает, что могут быть предложены следующие принципы методологии дизайн-мышления:

  1. Продуктовая направленность дизайн-мышления что говорит о постоянной направленности команды на производство конкурентоспособного продукта (товара и/или услуги);
  2. системный характер дизайн-мышления, который предполает расмотрение во взаимной связи потребностей клиентов, возможностей технологий и интересов бизнеса в процессе создания конкурентоспособного продукта, имеющего платежеспособный спрос;
  3. Гармонизации потребностей и взаимоотношений всех стейкхолдеров процесса дизайн-мышления (клиентов, разработчиков технологий, бизнесменов);
  4. Интеграции в дизайн-мышлении всех известных форм познания (донаучного, научного и художественного познания);
  5. Маркетинговый характер реализации методологии дизайн-мышления на синтез оригинального инструмента трансформации информации о потребностях клиентов в платежеспособный рыночный спрос созданный продукт;
  6. Деятельностный характер дизайн-мышления, что означает активное применение в исследовательской и инновационной деятельности экспериментов, наблюдений, быстрых изменений;
  7. Эффективных контактов и коммуникации со всеми стейкхолдерами научно-исследовательской и инновационной деятельности;
  8. Развитие оригинальной организационной культуры на основе таких ценностей как: активный поиск возможностей; сотрудничество, саморазвитие команды проекта самоконтроль, дисциплина;
  9. Кастомизации в научных исследований и процессе синтеза продукта, что означает концентрацию усилий команды на достижение проектного результата, связанного с создание конкретного продукта;
  10. 10. Минимизации непроизводительных потерь всех видов ресурсов (включая время) в процессе научных исследований и инноваций с применением методологии дизайн-мышления и другое.

Эти принципы дизайн-мышления будут выступать как ценности организационной культуры научной и/или инновационной деятельности с использованием методологии дизайн-мышления. Под организационной культурой практического применения методологии дизайн-мышления станем понимать системное объединение (агрегирование) таких элементов: ценностей проектной группы (команды); норм и стереотипов поведения, верований, убеждений по вопросу характера поведения участников инновационного процесса на основе дизайн-мышления; методов, реакции проектной команды на открывающиеся возможности и выявленные проблемы; характера взаимоотношений с внешней и внутренней средой проекта и другое. К ценностям организационной культуры проектной группы можно причислить все то, что признано полезным в ходе процесса достижения целей исследования и/или инновационного проекта.

Под идеологией метода дизайн-мышления можно понимать:

1)    ключевую идею метода дизайн-мышления: агрегирование (системное объединение) в ходе проекта нужд потребителей, технологических возможностей и эффективных бизнес-процесссов в целях создания платежеспособного спроса на конкурентоспособную продукцию инновационного проекта;

2)    способ распределения власти в рамках дизайн-мышления в ходе научных исследований и/или инновационной деятельности, ориентированный на эффективную гармонизацию взаимоотношений между стейкхолдерами инновационного проекта и другое.

Под политикой дизайн-мышления в этой статье будет пониматься комплекс согласованных между собой мер, нацеленных на достижение эффективности научного или инновационного проекта, реализуемого на основе метода дизайн-мышления. При этом политика осуществления инновационного проекта на основе метода дизайн-мышления может быть представлена как совокупность стратегии и тактики реализации проекта методом дизайн-мышления. В рамках эргодизайна инновационной деятельности разработка парадигмы дизайн-мышления позволяет гармонизировать процесс проведения научных исследований и осуществления инновационного проекта на основе метода дизайн-мышления.

Условимся в данной статье под дизайн-мышлением в научных исследованиях и инновационной деятельности подразумевать управляемый процесс познания и создания новых продуктов,  который охватывает такие этапы:

1)    эмпатия, которая включает сбор, представление и заинтересованное восприятие информации, связанной с научным исследованием или инновационным проектом;

2)    фокусировки, которая состоит в абстрагирования в процессе обработки информации и познании условий, целей, структуры проекта;

3)    идеации, который состоит в генерации допущений (гипотез), идей, целей научного или инновационного проекта;

4)    интеграции, на котором гипотезы, идей «собирают» в единое целое-в определенный целостный продукт и процесс проектирования (проект как продукт; проект- как комплекс мероприятий);

5)    прототипирования, как этапа создания действующей упрощенной модели (прототипа) объекта проекта и/или процесса проекта;

6)    этап испытаний (тестирования) прототипа, на котором ставится задача подтвердить возможность достижения целей проекта предложенным способом или выявить факт отсутствия возможности достичь поставленной цели предложенным в проекте методом.

Целью научного или инновационного проекта станем называть идеальный результат этого научного или инновационного проекта в будущем. Описание целей проекта заключается в отыскании,  выборе цели инновационного проекта. Если цель проекта сложная, то может быть построено граф-дерево целей проекта. Это граф – дерево целей проекта может быть гармонизировано методом эргодизайна на этапе интеграции (в рамках метода дизайн-мышления). Описание цели (целей) проекта позволяет  сформулировать критерий оценки эффективности проекта. Затем,  в  соответствии  с  критерием  можно  установить факт  достижения  в научном или инновационном проекте запланированного результата.

В случае практического применения метода дизайн-мышления должна учитываться отраслевая специфика научной и инновационной деятельности. Поэтому необходимо осуществить приспособление метода дизайн мышления к особенностям научной или инновационной деятельности в выбранной области деятельности (социальной сфере, экономике, образовании). Например, речь идет об необходимости установления взаимосвязи этапов дизайн-мышления (эмпатия, фокусировка, идеация, интеграция, прототипирование, тестирование [6, с.181-183].) и традиционными для российского машиностроения этапами осуществления реальных проектов. Реальный проект в машиностроении проходит такие этапы: НИР, аванпроект, эскизный проект, технический проект, этап опытных образцов. Такое приспособление метода дизайн-мышления к специфике научной или инновационной деятельности в традиционных отраслях экономики может выступать как одно из актуальных направлений теории и практики познания (гносеологии) в условиях формирования нового технологического уклада.

В ходе приспособления метода дизайн-мышления к нуждам отраслей реальной социальной и экономической деятельности метод дизайн-мышления можно признать одним из новых направлений познания и инновационной деятельности, эргодизайна организаций одновременно. При исследовании метода дизайн-мышления следует учитывать то, что проблемами  гносеологии,  агностицизма,  скептицизма  ранее было уделено  большое  внимание в  философии и методологии науки [22, с. 44-51].

В 2022 году дизайн-мышление может быть названо одним из новых интегральных подходов в теории познания (гносеологии). Теорией  познания (гносеологией), как известно, называют научную дисциплину направленную на следующее: изучение, разработку новых,  модернизацию форм, отношений человека к действительности; исследование и синтез процессов познания, нацеленных  на  получение новых  информации, знаний, умений, навыков. При этом ход познания представляет собой обусловленный прежде  всего  общественно-исторической  практикой  процесс  получения и накопления знания, Познание предполагает постоянное углубление, расширение и совершенствование способов и процессов познания людьми действительности. Дизайн-мышление (как метод познания) предстает как процесс взаимодействия объекта и  субъекта в ходе исследований окружающего мира,  в  следствие которого появляется новое знание об объектах действительности (мира), нуждах людей, бизнес-процессах в экономике. Знанием, извлеченным в ходе дизайн-мышления следует называть  объективную  реальность, которая отражена в сознании индивида. Инноватор, который применяет метод дизайн-мышления в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные потребности общества, закономерные связи реального мира, научные и технологические возможности общества.  Как известно, под  знанием  понимают: 1)  способности , навыки,  умение,  осуществить  что-то; 2) любая информация,  способная оказать влияние  на  действие, решение,  поведение; 3) форма  отношения исследователя к действительности, целенаправленная на приобретение новых информации, умений, практических навыков. Знание, полученное в результате применения методологии дизайн-мышления может рассматриваться с нескольких точек зрения. Возможны такие точки зрения на знания полученные путем дизайн-мышления: знания как результат снятия неопределенности результатов проекта; знания как проверенный проектной практикой результат выполнения проекта на основе познания действительности; знания как адекватное отражение информации в сознании  участников проектной деятельности. Известно, что знание противоположно незнанию. Незнание представляет собой неопределенность, связанную с отсутствием достоверных сведений о чем-либо.

Источником эффективности дизайн-мышления как метода познания можно считать его интегративный характер. Дизайн-мышление (как способ познания) агрегирует (т.е. объединяет в единую систему знаний) и комплексно использует в практике инноваций и исследований все знаний. Речь идет о таких формах знаний:

1) житейское знание, которое состоит в отражении в сознании ученного информации, полученной на практике в процессе исследования: технологических возможностей; образа жизни социальных групп людей; используемых бизнес-процессов; изучения особенностей процесса общественного производства; изучения профессиональных социальных институтов; анализа институциональных отношений. Пример, знание потребностей индивида, социальных групп или общества в целом;

2) донаучное знание, которое включает информацию, сохраняемую в мозгу исследователя или на разнообразных по своей физической  природе  носителях  (электронной форме, бумага, камень, папирусы и др.). Такое знание описывает: характерное для текущей ситуации положение дел и вещей; совокупность внешних и внутренних условий и обстоятельств;

3) художественное знание, которое описывает действительность и ее  развитие  с  присущим этому виду знаний знанию искажающим  воздействием специфических для исследователя субъективных  черт сознания, присущим индивиду желанием изменить реальность;

4) научное знание, которое отражает объективную реальность, которая была зафиксирована ученным в ходе его экспериментов и наблюдений.

Все эти виды знаний интегрально в их системном единстве практически применяют в методе дизайн-мышления в интересах обеспечения высокой экономической эффективности проекта.

Системное объединение (агрегирование) различных видов знаний в дизайн-мышлении позволяет синергетически наростить объем имеющихся знаний. При этом как известно, приращение знаний возможно: во-первых, в  результате случайных действий, проб  и  ошибок (эвристически); во-вторых, в процессе методологически обоснованной процедуры исследования, познания реальности (в этой статье в рамках метода дизайн-мышления).

Можно говорить и о том, что метод дизайн-мышления выступает как многовариантный метод познания в научной и инновационной деятельности. Эта многовариантность познания методом дизайн-мышления уменьшает риски познания, увеличивает вероятность достижения желаемого результата на практике. Риск познания порождается неопределенностью в знании объекта управления (или инновационной деятельности) субъектом этой деятельности. То, что познание в рамках дизайн-мышления имеет много вариантный характер снижает риск познания.

В гносеологии (как известно) принято выделяют два типа научного  знания: эмпирический уровень и теоретический уровень научного знания. При этом в историческом аспекты сложились такие точки  зрения на ключевую роль отдельного метода в процессе познания:

1) сенсуалисты считают, что наиболее продуктивными в процессе познания могут быть признаны чувственные методы (в дизайн-мышлении чувственным методом познания можно назвать эмпатию);

2) рационалисты считают основным методом познания мышление (в дизайн-мышлении собственно мышление как метод познания используется на этапах интеграции, прототипирования и тестирования);

3) эмпирики полагают, что ключевым методом познания являются специально спланированные эксперименты ( в дизайн-мышлении экспериментальный метод исследования применяется на этапе тестирования прототипа). Исходя из этого дизайн-мышление можно признать методом комплексного познания действительности.

Можно говорить о том, что в дизайн-мышлении эмпирический  и  теоретический уровни процесса познания тесно интегрированы между  собой. Процесс познания в дизайн-мышлении являет собой непрерывное и системное объединение таких элементов:  наблюдений, опыта  и  теории.

В дизайн-мышлении широко представлено эмпирическое  знание, которое получено непосредственно из опыта, путем осуществления непосредственных наблюдений. Характерно, что в дизайн -мышлении методы извлечения эмпирических знаний могут быть пассивными (эмпатия, фокусировка) или  активными (тестирование).

Наблюдение  на этапах эмпатии и фокусировки в дизайн-мышлении представляет по сути пассивный способ получения эмпирических знаний. Наблюдение состоит в созерцании и регистрации фактов инновационной проектной деятельности для достижения определенного результата в проекте. В силу этого дизайн-мышление (как метод исследования) характеризуется свойством кастомизации процесса исследования к интересам проекта процесса получения и восприятия релевантных проекту знаний.

При этом, эксперимент в методе дизайн-мышления выступает активным способом извлечения эмпирических знаний. Эксперимент можно применять в таких случаях: при определении целей проекта; планировании экспериментов;  организации выполнения экспериментов; проведении экспериментов; регистрации информации и показателей; при обработке и практическому использованию в проекте информации из экспериментов.  Нужно учитывать, что для решения проблем инновационного проекта может потребоваться определенная последовательность экспериментов. Группа экспериментов, объединенных  едиными целью и замыслом, планом о организацией проведения экспериментов называется  экспериментальной программой или программой испытаний в инновационном проекте.

В методе дизайн- мышления, как части процесса теоретического познания, включает отражение непосредственно не наблюдаемых связей и явлений.  Теоретическое знание: может использовать подсознательную информацию,  аналогию; может упреждать  данные экспериментов.  Это упреждение отражается в синтезе гипотез, которые должны быть подвергнуты верификации в экспериментах.  С позиций полноты и всесторонности описания объекта проекта можно выделить конкретное и абстрактное знание. Известно,  что  знание имеет конкретный характер,  если  оно  всесторонне  охватывает  объект проекта как  единое  целое (свойство системности конкретного  знания). При этом знание  абстрактно,  если это знание отражает определенные характеристики целой группы проектов или объектов вне зависимости от их  других  свойств. Фокусировка в дизайн-мышлении представляет собой отвлечение (абстракцию). Абстракция (отвлечение) рассматривается как основной метод отражения в процессе инновационной деятельности, реализации проектов. Абстракция состоит в выделении существенных в данном проекте структурных элементов, характеристик, свойств определенного проекта или объекта. При этом в процессе фокусировки выделенная характеристика объекта проектирования, свойство объекта (или проекта) может исследоваться в отрыве от самого  проекта или объекта, который выступает носителем этого характеристики или свойства.

Поэтому абстракция в процессе фокусировки может позволять открывать в проекте или объекте свойства и/или связи, которые  скрыты и недоступны для эмпирического познания.  Абстракция на этапе фокусировки может рассматриваться как один из основных методических приемов познания сущности проекта или объекта проектирования в дизайн-мышлении.  При этом абстрагирование  может включать мысленную декомпозицию проекта, объекта проекта- разделение их на  части,  свойства,  отношения.

В дизайн-мышлении законом развития теоретического познания  можно считать ход процесса познания от чувственно-конкретного  (эмпатия) через  абстрактное (фокусировка) к  конкретному (идеация) знанию. При этом истина всегда выступает в качестве теоретической  системы знаний. Истина направлена на отражение проекта (или его объекта) в их  целостности и многообразии возможных ситуаций.  Для  того  чтобы  истина  была  объективной ей должны быть присущи такие свойства: истина должна быть  конкретной; истина должна находиться  в  развитии; истина должна обогащаться новыми элементами в ходе проекта; новые элементы истины должны описывать новые  свойства,  связи  проекта и/или его объекта в постоянно изменяющемся окружении ( внешней среде).  В рамках методологии дизайн-мышления в процессе продвижения  к  истине большую роль выполняют такие методические приемы как анализ и синтез.

Научное  исследование в рамках методологии дизайн-мышления представляет собой одно из направлений познавательной деятельности. Такое познание включает процесс формирования новых научных знаний. По этой причине научному познанию в рамках дизайн-мышления присущи следующие свойства: объективность, полнота, достоверность; точность; доказательность; воспроизводимость.

В процессе научных исследований выделяют два связанных между собой уровня познания действительности.  Эмпирический уровень считают первым (нижним). Этот уровень познания состоит в регистрации новых фактов науки, описании эмпирических закономерностей развития на базе их анализа и обобщения.  На втором, более высоком (теоретическом) уровне процесса познания описывают общие для конкретной предметной сферы деятельности закономерности. Такое описание закономерностей помогает объяснить  ранее выявленные факты, эмпирические закономерности, прогнозировать факты ми события в будущем.

При этом (как уже отмечалось) дизайн-мышление может рассматриваться как способ агрегирования (интеграции) различных видов научного исследования в рамках инновационного проекта или проектного высшего образования. В составе метода дизайн-мышления как способа реализации инновационных или образовательных проектов ключевыми основными научного исследования являются:  обнаружение  проблемы (эмпатия); синтез целей и их декомпозиция на  задачи проекта (фокусировка); описание  задач, на основе результатов предварительного анализа поступившей информации, условий и известных методов  решения  задач  данного  класса, а потом и выдвижение исходных  гипотез (идеация); на этапе интеграции дизайн мышления может проводиться: теоретический  анализ выдвинутых гипотез, организация и планирование наблюдений, измерений, экспериментов; на этапе прототипирования создается действующая модель объекта проекта; на этапе тестирования прототипа могут осуществляться: эксперименты и наблюдения; обобщение информации и анализ- полученных  результатов; проверка  исходных  гипотез с использованием полученных в экспериментах  результатов (в  том  числе с применением методов математической статистически); выполнение доработки прототипа.

В дизайн-мышлении все формы исследования (научные исследования, житейская форма, художественная форма) изначально  ориентированы. Эта ориентированность дизайн-мышления позволяет говорить о свойстве кастомизации всех форм исследований в этом методе. Поэтому исследования способом дизайн-мышления будут изначально ориентированы (кастомизированы) по отношению к целям научного или инновационного проекта. Смысл и содержание кастомизации исследований и образования были описаны в работе [23, pp. 81-88].

При этом причиной такой кастомизации (первоначальной ориентированности исследований) в дизайн-мышлении выступают такие факторы: цели инновационного или образовательного проекта;   предыдущий инновационный проектный опыт; накопленная в мозге исследователя подсознательная  неформализованная  информация (неявные знания) и другое.  С учетом степени изученности проблемы  проекта такая кастомизация (предварительная  ориентированность) исследования может  находить  свое выражение, в частности, в  разработке идеи проекта. Такие идеи (этап идеации) проекта могут включать гипотезы,  концепции, методики и алгоритмы проектных исследований.

Гипотеза представляет собой априорное, интуитивное предположение по таким вопросам: возможных задачах проекта; свойствах,  структуре,  параметрах материалов; экономической эффективности проекта или процесса и другое. Гипотезу формулируют в начале исследования малоизученных проблем образовательного проекта. Информационной базой гипотезы  выступает вся явных и неявных знаний.  В  процессе дизайн-мышления и выполнения проекта гипотезу либо подтверждают, либо отвергают.

Выдвижения  гипотезы  в образовательном проекте позволяет  сократить затраты средств и/или времени на достижение желаемого проектного результата или установление факта невозможности достижения целей проекта. В дизайн-мышлении основное практическое предназначение  гипотезы состоит в том, что бы сосредоточить усилия в наиболее  продуктивных,  перспективных  направлениях проектной деятельности,  минимизировать потери в ходе осуществления проекта.

В научной и инновационной деятельности гипотеза может быть основой идеи (этап идеация). При этом известно, что теормин «гипотеза» в переводе с греческого означает «предположение». Гипотеза может выступать как научное  допущение  или  предположение. Истинное значение гипотезы в момент ее выдвижения неопределенно.  Основным информационным источником гипотез выступают неявные знания (интуиция).  Интуицией обозначают способность  постижения истины посредством прямого ее усмотрения (без обоснования с использованием доказательств).  Ключевые составляющие интуиции охватывают: способность генерировать новые знания на основе имеющихся знаний; неявные знания (подсознательные  информация); прогностические способности участника проекта в сфере генерации адекватных  такой информации гипотез и/или идей проекта.

В процессе научной или инновационной проектной деятельности в составе метода дизайн-мышления можно выделять два типа гипотез: 1. гипотеза может выступать способом развития  научного  знания, который включает выдвижение и последующую  экспериментальную  проверку предположения, которое и составляет эту гипотезу; 2. гипотезу можно рассматривать как структурный элемент основы научного или инновационного проекта.

При изучении роли гипотез в дизайн-мышлении рекомендуется учитывать следующее. Развитие метода синтеза гипотез  связано  с  ранними  этапами  формирования античной математики.  При таком подходе выдвигают  гипотезы и производят вывод из них с применением аналитической  дедукции  следствий  для проверки истиности первоначально  сделанного предположения.

В  методологии познания 21 века метод гипотез могут использовать в неявной,  латентной (скрытой) форме в составе других методов научного познания  (мысленном  эксперименте,  индуктивном  и конструктивном методах). В структуре метода дизайн-мышления научная гипотеза, как правило,  выдвигается в контексте целей проекта в случае потребности в решении проблем проекта,  в интересах объяснения новых экспериментальных  данных, либо для устранения противоречий идеи проекта с результатами  экспериментов с использованием прототипа.

При практическом применении метода дизайн-мышления замена одной гипотезы в инновационном проекте на другую (которая в большей степени соответствует наблюдаемым  фактам) отнюдь не означает факта признания абсолютной ложности заменяемой  гипотезы или бесполезности заменяемой гипотезы в процессе дизайн-мышления.  Отрицание  гипотезы проекта тоже считают результатом в дизайн- мышлении,  а  иногда  и  этапом  реализации образовательного проекта.  При использовании методологии дизайн-мышления выдвижение новой гипотезы отражает как  положительные стороны, так и недостатки предшествующей проектной  гипотезы.  Новая  проектная гипотеза получает подтверждение только тогда, когда эта гипотеза устраняет недостатки предыдущей гипотезы.

В  качестве составных элементов способа дизайн-мышления выдвигаемые гипотезы должны  удовлетворять требованиям проверяемости (верифицируемости).  Для  этого  гипотезы должны обладать свойствами подтверждения (верифицируемости) и свойством опровержения (фальсифицируемости) гипотезы.

Как элемент методологии дизайн-мышления гипотезы могут быть выдвинут по таким вопросам: вопросу характера и содержания потребностей клиентов; проблемам философии и идеологии бизнес-процесса; при синтезе облика объекта проекта; при определении содержания этапов проекта; при оценке характеристик внешней среды проекта; при оценке значений параметров внутренней среды проекта; изучении ограничений на проект и другого. На этапе фокусировки или прототипирования в дизайн-мышлении может быть методологически обоснованным и практически эффективным проведение оценки гипотез. Такая оценка конкурирующих гипотез может иметь вероятностный и/или сравнительный характер на фоне уже достоверно установленных событий и фактов.

В рамках дизайн- мышления рекомендуется принимать во внимание, что гипотеза  имеет прогностические свойства. По этой причине гипотезу можно рассматривать как результат  эвристического прогнозирования объекта проекта и/или содержания инновационного проекта.

В ходе выполнения инновационных и/или образовательных проектов с применением способа дизайн-мышления может производиться формирование гипотез следующей направленности:

1)    гипотезы, которые направлены на формирование облика объекта инновационного или образовательного проекта;

2)    гипотезы по вопросам содержания этапов проекта;

3)    гипотезы, связанные с оценкой степени эффективности проекта;

4)    гипотезы связанные с проведением оценки времени продолжительности реализации инновационного проекта;

5)    гипотезы по проблеме оценки суммарных затрат на проект;

6)    гипотезы по определению источников рисков проекта и др.

После синтеза гипотез их целесообразно исследовать в ходе: исторического и логического  анализа; оценки  реализуемости гипотез; возможности построения сценариев на основе этих гипотез и другого.

Если в ходе такого анализа определенную гипотезу подтверждают, как  истинную, то  такая гипотеза превращается в достоверное  знание. В противном случае рассматриваемую гипотезу отвергают.

Синтез гипотез инновационного проекта представляет собой один из  самых  трудных  и  слабо формализуемых элементов метода дизайн-мышления, инновационного или образовательного проекта.

Концепцией  инновационного или образовательного проекта условимся называть именовать совокупность  гипотез, объединенных единым замыслом и включенных в сценарий осуществления этого проекта.

Концепции инновационных проектов определяют в ходе осуществленияпоисковых предварительных проектных исследований (аванпроектов), включающих значительное число недостаточно структурированных  проблем. Такая концепция проекта может включать  набор гипотез, очередность и этапы их исследования. Концепция инновационного или образовательного проекта получает свое  развитие  в  сценарии осуществления проекта,  алгоритме осуществления проекта.

Как известно, сценарий осуществления инновационного проекта представляет собой логическую  последовательность проектных процедур, которые в совокупности позволяют достичь целей образовательного проекта.

Под алгоритмом осуществления научного или инновационного проекта понимается вполне определенная,  жесткая последовательность выполнения проектных мероприятий, в совокупности направленных на достижение целей (результатов) проекта.  Алгоритм выполнения инновационного проекта может быть составлен для проектов, с заранее определенным результатом, в составе которых находятся хорошо структурированные проблем.

Проектным приемом в дизайн-мышлении условимся называть  любое реальное действие проектной группы, которое нацелено на получение  промежуточного,  локального результата в ходе проектной деятельности.

Процедурой осуществления этапа проектной деятельности станем именовать некоторый набор проектных приемов, направленных  на  решение задач конкретного этапа проекта.

В целом материалы этой работы позволяют сделать вывод о том, что дизайн-мышление может одновременно рассматриваться как комплексный метод исследования реальных проблем и методология реализации образовательных проектов. Дизайн-мышление выступает как методология, органично объединяющая донаучные (житейские) методы исследования, научные методы исследования проблем, художественный (дизайн) метод исследования проблем. Именно системное объединение всех этих методов исследования проблем приводит к повышению эффективности дизайн-мышления как методологии инновационной деятельности и высшего проектного образования. Методология высшего проектного образования описана в работе [24, с. 25-37].

Обсуждение. Как известно, идея метода дизайн-мышления родилась в фирме IDEO и принадлежит она генеральному директору этой фирмы Тиму Брауну. Автор этой идеи утверждает, что методы и стратегии дизайн-мышления могут использоваться в любых видах коммерческой деятельности. В рамках этого метода инноваций рождаются из практики. Пройдя процесс дизайн-мышления идея трансформируются в новые возможности для различных видов бизнеса. Дизайн-мышление рассматривается как процесс, который основан на активном использовании интуиции и практического опыта специалистов для того, чтобы исследовать потребности людей и превратить их в живой спрос на продукты бизнеса. Методология фирмы IDEO успешно используется прежде всего (но не только) в креативных отраслях экономики. Вместе с тем, говорить о широком распространении этой методологии в традиционных отраслях промышленности и образовании говорить преждевременно. В качестве причин медленного проникновения дизайн-мышления в традиционные отрасли экономики и образования метода дизайн мышления можно назвать следующее: в 2022 году методология дизайн существует в виде набора практических приемов и рекомендаций; развернутая теория метода дизайн-мышления отсутствует; отсутствуют методики адаптации дизайн-мышления к специфике традиционных отраслей экономики; методология дизайн-мышления слабо освещена в отраслевой научной литературе и научных статьях; организационная культура дизайн-мышления пока еще слабо развита и другое.

В то же время в начале 21 века в процессе формирования нового технологического уклада актуальными является задачи повышения уровня безопасности и комфорта процессов жизни и деятельности человека в экономике и обществе. Повышение комфорта и безопасности жизни людей предстает как общее направление формирования и развития нового технологического уклада [3, с. 488-504]. Для решения этих задач необходимо повысить уровень клиентоориентированности научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР) в машиностроении. При этом (как уже отмечалось) рост уровня клиентоориентированности НИР и ОКР может быть обеспечен путем применения методологии дизайн-мышления. Поэтому в этом разделе обсудим возможность адаптации методологии дизайн-мышления к потребностям повышения опытно-конструкторских работ в машиностроении.

За адаптацию методологии дизайн-мышления к специфике традиционных отраслей экономики «отвечает» адаптационная функция организационной культуры. Как известно организационная культура (в данном случае метода дизайн-мышления) выполняет две функции: функцию внутренней координации деятельности; функция внешней адаптации деятельности. Поэтому, прежде всего, при оценке перспектив возможности установить наличие соответствия между ценностями организационной культуры методологии дизайн-мышления и реальными (а не декларируемыми) ценностями конкретной отрасли экономики. Совпадение ценностей дизайн-мышления и изучаемой отрасли ускорит внедрение этого метода в данной отрасли. И, наоборот, несовпадение ценностей организационных культур может привести к отторжению метода дизайн мышления в отрасли. При этом нужно еще учитывать и влияние инерции мыслительных и профессиональных процессов в отраслях экономики.

В этой статье под дизайн-мышлением в НИР и ОКР в машиностроении будем понимать управляемый процесс познания и проектирования изделий машиностроения с применение основ методологии дизайн-мышления.

При этом во всех отраслях экономики методология дизайн-мышления должна быть адаптирована к специфическим отраслевым особенностям: структуры и содержания «технологической пирамиды отрасли»; особенностям этапов жизненного цикла изделий машиностроения; особенностям процесса проектирования новой продукции (товаров и услуг).

При рассмотрении специфики применения дизайн-мышления на различных уровнях отраслевой технологической пирамиды можно сказать следующее. На высшем уровне технологической пирамиды (уровень концептуальных разработок) объектом практического использования дизайн-мышления будет концептуальный поход к проектированию такого товара (например, изделия машиностроения). На втором уровне этой пирамиды объектом применения способа дизайн-мышления будет процесс формирования технологий. На третьем уровне технологической пирамиды объектом воздействия метода дизайн-мышления станут образцы оборудования, которое изготавливают внедрения технологии (которая синтезирована на втором уровне технологической пирамиды). На четвертом уровне технологической пирамиды объектом дизайн-мышления выступает производственный процесс и/или бизнес-процесс. На пятом уровне технологической пирамиды дизайн-мышление применяют по отношению к сервисным процессам (обслуживание и обучениег).

В простейшем случае жизненный цик продукции может быть представлен как совокупность трех этапов: производство (включает и проектирование)»; обращение продукции на рынке; этап потребления (эксплуатации) продукции. На всех этих этапах жизненного цикла дизайн-мышление имеет свои особенности, в частности, связанные с этапом жизненного цикла как объектом применения метода дизайн-мышления.

Рекомендуется учитывать, что дополнительно и одновременно с вышеназванными этапами дизайн-мышление (как направления эргодизайна) в научной или инновационной деятельности может содержать такие элементы процесса выполнения проекта:

- этап целеполагания в проекте, как этап на котором производится описание желаемого состояния проекта в будущем;

- этап маркетинга  методов  исследования,  в  который  входят:  возможность  синтеза и/или выбора некоторого множества инструментов; описание способов и методов достижения цели научного или инновационного проекта при  имеющихся у проектной группы  ресурсах;

- этап менеджмента процесса дизайн-мышления в проекте,  что означает  существование конкретной области, списка возможностей, инструментов и методов  сохранения баланса  в  треугольнике  «люди – цели – ресурсы» в ходе реализации научного или инновационного проекта.

Научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские работы (НИОКР) организаций машиностроения органично объединяют научно-исследовательские, проектные, конструкторские работы в интересах создания изделий машиностроения. Весь комплекс работ, входящих в проектирование изделия машиностроения в составе НИОКР охватывает следующую последовательность этапов: НИР (аванпроект), эскизный проект, технический проект, этап опытных образцов [22, с.49]. На этапе НИР (аванпроекта) определяют: основное предназначение изделия машиностроения; условия практического использования изделия машиностроения; синтезируют облик изделия (определяют основные характеристики изделия и его структурные элементы); проводится моделирование (прототипирование) наиболее значимых, принципиальных конструкторских и проектных решений; проводят технико-экономический анализ инновационного проекта и другое. На этом этапе НИОКР дизайн-мышление может выступать как новый способ исследований и метод достижения целей этого этапа инновационного проекта в машиностроении.

На этапе эскизного проекта НИОКР в машиностроении осуществляют следующие работы: конкретизируют условия эксплуатации товара (изделия машиностроения); подтверждают выполняемые товаром функции; формируют модели всего товара и его блоков; производят прототипы блоков и выполняют их тестирование. На этом этапе метод дизайн-мышления может быть использован на более низком иерархическом уровне, а именно для разработки уже блоков изделия машиностроения.

На этапе технического проекта НИОКР изделий машиностроения выполняют такие работы: формируют полный комплект проектно-конструкторской документации; проводят испытания блоков изделия; проводят испытания всего изделия машиностроения в лабораторных условиях. При этом метод дизайн-мышления может применяться в составе всех названных видов проектно-конструкторских работ.

На этапе опытных образцов изготавливают опытные образцы изделий машиностроения. Такие опытные образцы могут быть специализироваными, предназначенными для проведения отдельных видов испытаний (например, испытаний изделия на прочность, износостойкость и другое). Затем эти опытные образцы изделия машиностроения проходят испытания в реальных, естественных (натурных, полевых) условиях эксплуатации, использования этого изделия. На этом этапе НИОКР метод дизайн-мышления может быть использован при определении условий и задач испытаний, разработке программ испытаний, анализе результатов испытаний; доработке изделия по результатам осуществленных испытаний и др.

Обобщая все сказанное в этой статье можно сделать ряд выводов. Прежде всего нужно признать, что дизайн-мышление можно рассматривать в таких аспектах: как одно из новых направлений теории и практики познания; новый метод в эргодизайне; одно из перспективных направлений инновационной деятельности в социальной сфере и экономике; одно из перспективных направлений в отраслевом высшем образовании и другое.

При этом нужно учитывать, что этапы дизайн-мышления (эмпатия, фокусировка, идеация, интеграция, прототипирование, тестирование) естественным образом связаны с индивидуальными особенностями восприятия и мышления конкретного ученного или инноватора. Каждый из инноваторов реализует свой вариант дизайн-мышления в сходных условиях деятельности. Это позволяет говорить о дизайн-мышлении как личностно ориентированном методе исследований и инноваций. По причине личностной ориентированности метод дизайн мышления может быть эффективным инструментом у одних исследователей и не давать желаемых результатов у других ученных. Поэтому может наблюдаться широкий диапазон разброса оценок эффективности метода дизайн мышления в практике его использования. Соответственно, различными будут и риски применения этого метода различными ученными.

Заключение. В статье развиваются методологические основы парадигмы дизайн-мышления как нового направления в эргодизайне, общей теории познания, одного из инновационных методов осуществления научных и инновационных проектов в социальной сфере, образовании, реальной экономике. В статье описаны парадигма дизайн-мышления и ее элементы. В работе рассмотрено содержание этапов дизайн мышления (эмпатия, фокусировка, идеация, интеграция, прототипирование, тестирование) с точки зрениях теории познания и специфики традиционных отраслей экономики. В работе показано, что это личностно ориентированный метод познания и осуществления инноваций, что может влиять на эффективность его практического использования. В работе обосновано, что повышенная эффективность дизайн-мышления как способа реализации научных исследований и инновационных проектов к может быть связана с интеграцией в рамках данной новой методики инновационной деятельности всех видов познания (житейского, научного и художественного) окружающего мира. При таком подходе системное исследование и решение проблем инновационной деятельности с практическим применением различных видов познания (житейского, научного, художественного) создает основу для появления синергетического экономического эффекта в научной и инновационной деятельности. Поэтому в ситуации перехода к новому технологическому укладу, роста сложности объектов исследований, инновационных проектов дизайн- мышление может рассматриваться как перспективный метод научной и инновационной деятельности в социальной сфере, образовании, экономике.


Библиографический список
  1. Бабкин А.В., Чэнь Л. Оценка эффективности инноваций высокотехнологичной промышленности//Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 41 (3). С. 42-50.
  2. Курганский А.Н Предпосылки формирования шестого технологического уклада в России: технологические ведущие отрасли шестого технологического уклада//В сборнике: Материалы и методы инновационных научно-практических исследований и разработок /сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 37-40.
  3. Вдовина А.А. Понятие “технологический уклад” в системе экономических категорий и новые технологические уклады общественного развития//Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 4. С. 605-618.
  4. Глущенко В. В. Научная теория технологических укладов и исследование направлений ее практического применения // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 488-504. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/59
  5. Панеро, Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер [Текст] / Дж.Панеро, М.Зелник. – М.: Астрель, 2008. – 320 с.
  6. Браун Т. Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей / Тим Браун; пер. с англ. Владимира Хозинского. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
  7. Шилехина М.С. Дизайн-мышление как современный подход для создания инновационных продуктов//Вектор науки ТГУ. 2013. № 4, с. 181-183.
  8. Панченко О.В. Метод дизайн-мышления в проектировании//Вестник педагогических инноваций. 2015. № 1 (37). С. 27-32.
  9. Хомутский Д.Ю., Андреев Г.С. Когнитивные процессы в дизайн-мышлении и ключевые компетенции членов проектной команды, работающей по модели дизайн-мышления//Менеджмент инноваций. 2015. № 2. С. 98-103.
  10. 10.Зверева А.И. Дизайн-мышление в сфере бизнеса//В сборнике: Наука 60-й параллели. Материалы ХХI Открытой региональной студенческой научной конференции им. Г. И. Назина. Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 2017. С. 30-31.
  11. Гейдерих П.В. Дизайн-мышление как перспективный способ генерации и развития инноваций//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 3. С. 245-254.
  12. Страхович Э.В. Применение метода дизайн-мышления в обучении управлению ИТ-проектом//В сборнике: Программная инженерия: методы и технологии разработки информационно-вычислительных систем (ПИИВС-2018). Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 20-25.
  13. Заббарова А.А. Система дизайн-мышления: этапы создания и особенности использования//В сборнике: Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам. Сборник научных статей. 2018. С. 289-292.
  14. Иванова С.А. Технологии дизайн-мышления в банковской сфере//В сборнике: Перспективы развития социального партнерства. Материалы Межкафедральной научно-практической молодежной конференци. 2018. С. 83-87.
  15. Дмитриева С.А. Дизайн-мышление как новая парадигма корпоративных финансов//Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 112-115.
  16. Дмитриева Д.С., Бутенко Е.Д. Человекоцентричность и дизайн-мышление. Стадии процесса дизайн-мышления//В сборнике: Университетская наука – региону. Материалы VII ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета преподавателей, студентов и молодых ученых. Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В Савцовой. 2019. С. 481-483.
  17. Огай В.В. Метод создания продукта, ориентированного на человека через дизайн-мышление//Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2021. № 2. С. 264-266.
  18. Курбацкая Т.Б., Высоцкая Н.В., Бернхард Б., Курбацкий Н.В., Красовская Ю.В., Глебова А.Е. Диагностика в методологии дизайн-мышления//В сборнике: Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Т.М.Степанян. 2019. С. 44-49.
  19. Скворцова Т.А. Дизайн-мышление // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 11. с. 358-36
  20. Бондаренко Н.Г., Бурняшева Л.А., Каспарян К.В., Васильева И.А. Научные знания и теории истины в контексте современной теории познания//
    В сборнике: 3rd International Conferenceon Eurasian scientific development. Proceedings of the Conference. 2018. С. 77-83.
  21. Буланов М.А., Слюсар Д.Ю. Сопоставление теории воплощенного познания с классической теорией и возможности ее применения в области развития искусственного интеллекта//В сборнике: Актуальные проблемы социального развития. Философские и социологические исследования. материалы III научной конференции молодых ученых. 2020. С. 136-141.
  22. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Наукология как методическая основа повышения эффективности национальной инновационной системы// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015), с.5 http://naukovedenie.ru/PDF/65EVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/65EVN115
  23. Глущенко В. В. Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. – г. Железнодорожный, Моск.обл. , ООО НПЦ «Крылья», 2004. –416 с. Изд. 2-е испр. и доп. ISBN 5-901039-10-6;
  24. Глущенко В. В. Концепция кастомизации научно-педагогической деятельности в отраслевых машиностроительных вузах////Вестник машиностроения. 2021. № 4. С. 81-88.
  25. Глущенко В.В.  Проектная модель высшего инженерного образования//Kazakhstan Science Journal. 2020. Т. 3. № 9 (22).  С. 25-37., https://sciencejournal.press/sj/article/view/210/175 . (дата обращения 28.09.2020).


Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: