ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Кутепова Анна Денисовна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются основные пробелы законодательства в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, проводится анализ действующих норм.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кутепова А.Д. Проблемы правового регулирования малого и среднего бизнеса в современной России // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/11/100928 (дата обращения: 19.06.2024).

Научный руководитель: Федорященко Алексей Сергеевич

 

Важнейшим условием сильного и независимого государства является его экономика. Малый и средний бизнес являются важным звеном в экономических отношениях. Государство заинтересовано в поддержке и в развитии малого бизнеса в Российской Федерации. Малый и средний бизнес активно развиваться начал относительно недавно, поэтому государство начало создавать программы по его поддержке. События, связанные с пандемией в связи с массовым распространением коронавирусной инфекции и события со специальной военной операцией, значительно пошатнули нашу экономику, в том числе и малый и средний бизнес. Несмотря на все трудности, экономика выстояла, а не «рухнула», как ей предрекали. Малый и средний бизнес являются одним из видов предпринимательской деятельности, а успех и развитие зависят от способности государства защищать и помогать предпринимателям. Экономика должна быть стабильной и помочь этому может малое и среднее предпринимательство. Малый и средний бизнес являются важным звеном в экономических отношениях, поэтому недостатки в правовом регулировании могут привести к нарушению общественных и государственных интересов.

В России нужно создать определенный комплекс условий, которые помогут осуществить развитие и стабильную поддержку бизнеса. Для этого необходимо создание правовой базы для ведения и развития малого и среднего бизнеса в России. На фоне политических, экономических санкций в отношении России возникла огромная угроза для развития малого и среднего предпринимательства.

Малый бизнес представляют предприимчивые граждане, которые в силу своей численности в значительной мере определяют социально – экономический и даже политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению эти предприниматели принадлежат к большинству населения. Они являются производителями и в то же время потребителями основной массы товаров и услуг. Стоит отметить, что у малого бизнеса очень ограничены собственные ресурсы, у них высокая конкурентная борьба. Особенностями среднего бизнеса является удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Такое предпринимательство – это сегмент экономики, имеющий большую аудиторию. Малый бизнес пользуется льготами, которые ему представляет государство. Льготный режим деятельности ИП и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов, но он позволяет создавать новые рабочие места, снижает социальную напряженность в обществе, развивает небольшие производства. Из-за административных барьеров, сложной отчетности, высокой налоговой нагрузки большая часть малого бизнеса уходит в «тень», и вот здесь государству нужно сделать всё, чтобы бизнес вышел из «тени» и ему было удобно и выгодно работать легально. А для этого нужно:

1) уменьшить налоговую нагрузку;

2) упростить государственную регистрацию субъектов малого бизнеса;

3) облегчить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;

4) ослабить налоговый контроль и уменьшить штрафные санкции.

В сфере развития малого и среднего предпринимательства мы отмечаем проблемы несовершенства законодательства, поэтому законодательная база, которая регулирует деятельность субъектов, нуждается в совершенствовании. Основным нормативно – правовым актом, который регулирует деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства является Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В этом законе изложены основные положения и принципы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. В России разработана стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Существуют множество других государственных документов, но нет единой законодательной базы, которая бы регулировала деятельность и разрозненность малых предприятий. Для решения этой проблемы нужен отдельный документ, в котором будет собраны все законодательные акты, это помогло бы предпринимателям в их деятельности.

Имеющаяся «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» предусматривает регулирование и разработку целевых программ. Общие положения о содержании программ находятся в ФЗ – №209. К правам органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится разработка и проведение государственных программ субъектов Российской Федерации с учетом национальных, культурных, экономических и других особенностей. Нормативно – правовая база также нуждается в изменении, так как она сдерживает развитие сферы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Наличие множества нормативно правовых актов создает трудности у граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства в поиске норм, которые регулируют определенную жизненную ситуацию, такие нормы нужно систематизировать в едином акте. Малое и среднее предпринимательство в Российский Федерации может приносить ощутимый доход в бюджет.

Государством разработана стратегия экономической безопасности, была принята антикризисная программа по льготному кредитованию бизнеса, был продлен мораторий на плановые проверки, объявлен мораторий на банкротства, упрощен порядок выдачи лицензий. Разработанные программы поддержки государством малого предпринимательства очень разнообразны: гранты, субсидии, гарантийные и другие виды фондов. Эти программы государственной поддержки направлены, прежде всего, на отрасли, полезные для регионов. Кроме их вводятся еще дополнительные меры по развитию бизнеса в кризисных условиях. Меры государственной поддержки были оказаны всем отраслям российской экономики. В настоящее время нужно говорить о том, что необходимо принять особые меры и создать специальную модель правового регулирования. Наиболее пострадавшими из числа субъектов малого и среднего бизнеса стали организации сферы услуг: общепит, туризм, салоны красоты, массажа, сфера платного образования, услуги по ремонту, сфера развлечения и мероприятий.

Эффективное государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях жесточайших ограничительных мер представляется залогом успеха в борьбе с санкциями, направлено на сохранение экономики страны. Главные меры, направленные на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны правительства – это налоговые и кредитные послабления. Также, приоритетным будет развитие направлений, имеющих в будущем огромный потенциал для поддержания и эффективной деятельности российского бизнеса. Государство планирует сделать более доступным российское программное обеспечение, усовершенствовать процесс получения займов, поддержать импорт, IT – компании, туристический бизнес и российских аграриев. У предпринимателей появилась возможность приобретать российское программное обеспечение на 50 % дешевле и получить компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам. Важно понимать, что благодаря субъектам малого и среднего бизнеса созданы миллионы рабочих мест. Государству необходимо помочь малому и среднему бизнесу преодолеть те проблемы, с которыми он столкнулся в современных условиях. Нужны новые законы, которые будут увеличивать возможности предпринимателей, и усиливать правовую основу малого и среднего бизнеса. Предпринимательская деятельность – это решающий фактор социально – экономического развития России, повышения благосостояния государства и его граждан. Малое и среднее предпринимательство может приносить доход в бюджет и рыночным способом регулировать рынок. Малый и средний бизнес поможет справиться с теми трудностями, с которыми сейчас столкнулась наша страна и выведет экономику страны на новый уровень.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” // “Парламентская газета”, N 99-101, 09.08.2007.
  2. Звездина Т.М. Некоторые проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства в условиях вступления России в ВТО // Бизнес, Менеджмент и Право. 2021. № 1. С. 66 – 70.
  3. Петров И.В. Демонополизация рынков в процессе воспроизводства экономической безопасности макрорегиона: дис. докт. экон. наук. Москва, 2020. 347 с.
  4. Звездина Т.М. Некоторые проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства в условиях вступления России в ВТО // Бизнес, Менеджмент и Право. 2019. № 1. С. 66 – 70.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) “Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года” (вместе с “Планом мероприятий (“дорожной картой”) по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года”)


Все статьи автора «Кутепова Анна Денисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация