РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ “ДОБРЫЕ СЕРДЦА”»

Чугунова Наталья Петровна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Кошки муниципального района Кошкинский Самарской области

Аннотация
В данной статье представлена программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления. Курс нацелен на решение задач, направленных на формирование гармоничной личности, ответственного гражданина России, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. Программа предполагает реализацию ряда социальных проб, практик, проектов и других активностей.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чугунова Н.П. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Добровольческое объединение "Добрые сердца"» // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/07/100577 (дата обращения: 18.07.2024).

Пояснительная записка

Программа «Добровольческое объединение “Добрые сердца”» разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН. В основе программы лежат следующие документы:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Всеобщая Декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1);
  • Закон РФ “Об образовании”
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Волонтёрство в Российской Федерации – это не только востребованная, социально значимая деятельность, но и важнейшее направление государственной образовательной политики. Обучающиеся в ходе реализации добровольческих инициатив учатся работать в команде, общаться, устанавливать и поддерживать контакты, которые могут пригодиться им в жизни, при трудоустройстве и в их профессиональной деятельности. Они имеют возможность на практике познакомиться с некоторыми профессиями. Кроме того, стаж волонтёрской деятельности в отдельных случаях будет преимуществом при поступлении в высшие учебные заведения.

Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на решение задач, определённых в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р, направленных на формирование гармоничной личности, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом.

Развитие духовной сферы школьников через участие в проектах социальной направленности – экологических, гражданско-патриотических, краеведческих, культурных, а также нацеленных на здоровьесбережение, помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации – способствует формированию системы важные качества личности – любовь к Родине, трудолюбие, чувство долга, целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию. В условиях вызовов ХХI в. именно различные формы добровольчества формируют систему ценностей человека с её специфическим содержанием и иерархической структурой.

Социальные пробы и практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности.

Миссия программы – создание условий для успешного формирования и становления духовно-нравственной личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, мотивами деятельности и поведения, готового служить Отечеству.

Цель программы:

  • формирование активной гражданской позиции обучающихся путём вовлечения в добровольческую (волонтёрскую) деятельность, формирование коммуникативных, социальных, профессиональных компетенций.
  • возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи программы определены целью и связаны как с познавательной, так и с практической деятельностью школьников:

Обучающие:

  • сформировать базовые представления об основах российского добровольчества (волонтёрства) и особенностях его развития;
  • познакомить учащихся (в соответствии с их возрастными особенностями) с историей благотворительности, добровольчества;
  • рассмотреть идейные принципы добровольчества во взаимосвязи с различными формами патриотической деятельности;
  • изучить основные направления и формы добровольческого движения;
  • обучить школьников основам социального проектирования на примере создания и реализации добровольческих проектов.

Развивающие:

  • развитие коммуникативных навыков и нравственных качеств воспитанников;
  • развить гражданское самосознание обучающихся, вызвать в учащихся чувство ответственности за настоящее и будущее малой родины, уважение к родителям и землякам;
  • развить самостоятельность, наблюдательность и коммуникативные способности детей.

Воспитывающие:

  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения друг к другу;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • формирование высокого уровня личной ответственности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, с логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Общая характеристика программы

Программа «Добровольческое объединение “Добрые сердца”» строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей 12-17 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.

Участники программы – обучающиеся 12-17 лет.

Срок реализации программы – 5 лет.

Режим занятий – по 34 часа ежегодно.

Программа состоит из относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности учащихся и направлена на решение педагогических задач.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел (5-7 классы) посвящен:

  • знакомству с направлениями волонтерского движения;
  • обучению преодолевать типичные для волонтёров трудности;
  • обучению работе в добровольческом объединении.

Второй раздел (8-9 классы) посвящён:

  • ориентации на выбор профессии посредством волонтёрской деятельности;
  • обучению социальному проектированию.

На протяжении всего обучения предполагается:

  • практика участия в добровольческой деятельности;
  • развитие у обучающихся способностей и качеств, которые необходимы для успешной добровольческой деятельности.

Формы занятий, предусмотренные программой:

  1. Краткие лекции и беседы для ознакомления с теоретическим материалом.
  2. Тренинги, сюжетно-ролевые игры и упражнения с помощью кейс-метода.
  3. Внеаудиторные занятия включают в себя применение полученных навыков работы добровольца/волонтера на практике в рамках школьного добровольческого объединения, а также посещение различных семинаров и тренингов, проведение мероприятий, направленных на распространение информации о волонтерской деятельности в школе.
  4. Практическая работа включает в себя участие в добровольческих мероприятиях (акциях, мастер-классах, социальных практиках и пробах и пр.), а также их самостоятельную организацию обучающимися.

Требования к результатам освоения программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни:
  • приобретение теоретических знаний по добровольчеству;
  • понимание роли добровольца/волонтера;
  • проявление заинтересованности в участии в добровольческих мероприятиях и проектах.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений учащихся к школе, окружающим людям, к природе, Отечеству;
  • понимание важности волонтерской деятельности в современном мире.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

  • приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
  • самостоятельное участие в добровольческой деятельности.
  • распространение опыта волонтерской деятельности в социальном пространстве.

В результате освоения программы обучающиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

  • в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
  • в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
  • в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
  • коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиций других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.

Принцип культуросообразности предполагает, что волонтерская (добровольческая) деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе добровольческой деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт обучающемуся опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Личностные и метапредметные результаты

В ходе реализации программы предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты освоения программы «Добровольческое объединение «Добрые сердца»» должны отражать:

  • духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • планировать волонтерскую (добровольческую) деятельность;
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью куратора (учителя);
  • использовать приёмы составления разных типов плана;
  • определять последовательность действий;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, уметь работать по предложенному плану;
  • оценивать результаты добровольческой деятельности – собственной и одноклассников.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога и технология оценивания достижений (успехов).

Познавательные УУД:

  • осуществлять предварительный отбор источников информации;
  • умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы со сверстниками;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других;
  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования данных УУД служит технология проблемного диалога:

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
  • приобретать навык выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования данных действий служит организация работы в парах и малых группах.

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:

  • активность участия;
  • умение планировать работу волонтёров;
  • самостоятельность.

Варианты оценивания: анкетирование, активность на занятии, активность в организации и проведении акций, социальных проб и практик, прогресс в обучении, экспертная оценка, критериальное оценивание.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:

Обучающиеся будут знать:

  • историю волонтерского движения в России и в мире;
  • права и обязанности волонтеров,
  • основные направления деятельности волонтерских отрядов,
  • основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

  • организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий благополучателей;
  •  аргументированно отстаивать свою позицию;
  •  адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
  •  формировать собственное портфолио;
  •  издавать агитационную печатную продукцию;
  •  принимать общечеловеческие ценности.

Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:

  • ценностно-смысловые,
  • общекультурные,
  • учебно-познавательные,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • социально-трудовые,
  •  компетенции личностного самосовершенствования.

Средства, необходимые для реализации данной программы:  разработки по темам;  справочники;  словари.

Содержание Программы

«Добровольческое объединение “Добрые сердца”»

Содержание программы реализуется в соответствии с возрастными категориями учащихся, поэтому оно структурировано в два блока, у каждого из которых своя тематика, определяемая календарём памятных и знаменательных дат. Это позволяет школьнику отслеживать, осмысливать значимые изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация содержания программы предусматривает включение обучающихся в анкетирование, акции, социальные пробы и практики, образовательные тренинги. Освоение программы обучающимися проходит последовательно – от теории к практике. При изучении программы школьники активно участвуют в добровольческих акциях.

Раздел 1. Волонтёрское движение в России. Обучающиеся знакомятся с историей и спецификой волонтёрского (добровольческого) движения в России, с правами и обязанностями волонтёров. Анкетирование позволяет им осмыслить требования, предъявляемые к волонтёрам, акцентируя внимание на личностных качествах добровольца. Участие в тренингах помогает школьникам осознать свою готовность к участию в добровольческой деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 2. Участие в социальных пробах и практиках, в организации и проведении акций, в реализации командных проектов. Обучающиеся определяют круг благополучателей – земляки, ветераны, близкие, дети с ограниченными возможностями здоровья, пожилые люди и т.п. Волонтёры оказывают адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими на теоретических занятиях.

Содержание программы (5-7 классы)

Модуль 1. Мы – волонтеры! ( 5 часов)

1. Вводный урок. Волонтерское движение. История развития волонтерства (добровольчества). Понятие «волонтёр» /«доброволец».

Теоретические основы добровольчества. Понятие «волонтёр» /«доброволец». Специфика добровольческой деятельности. Добровольческое движение в России и мире: история и современность. Платформа DOBRO.RU.

2. Направления и основные принципы добровольческой деятельности. Права и обязанности волонтёра.

Волонтерство (добровольчество) в социальной сфере, в сфере физической культуры и спорта, в области культуры и досуга, в сфере охраны природы и окружающей среды, в области медицины, в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, медиаволонтерство, киберволонтерство (интернетволонтерство).

Принципы добровольческой деятельности. Личностные качества добровольца.

3. Формы участия в волонтёрской деятельности. Виды добровольческой активности.

Разновидности добровольческих объединений. Алгоритмы работы добровольца и добровольческого объединения.

4. Мы добровольцы!

Знакомство с добровольческим объединением. Приём новых членов объединения. Выбор /корректировка направлений работы и формирование организационной структуры.

5. Имидж добровольческого объединения «Добрые сердца». Символика и атрибутика объединения. Устав.

Проект «Имидж добровольческого объединения «Добрые сердца»».

Модуль 2. Милосердие и забота (14 часов)

6.    День пожилого человека. Изготовление поздравительных открыток и сувениров.
7.    Акция «От чистого сердца». Поздравление односельчан с Днём пожилого человека.
8.   Акция «Ветеран живёт рядом». Изготовление поздравительных открыток и сувениров для ветеранов войн XX и XXI вв.
9.    Акция «Не хотите быть в беде – соблюдайте ПДД» для обучающихся 1-4 классов
10.  Акция «Книге – вторую жизнь!»
11.  День школьных библиотек. Акция «С книгой по жизни»
12.  Всемирный день доброты. Акция «Доброе слово»
13.  День матери. История праздника, изготовление сувениров.
14.  День инвалида.
15.  Акция «Новогодний сюрприз»
16.  Акция «Блокадный хлеб».
17.  Акция «Снежный десант»  / «Чистые дорожки»
18.  Благотворительная акция «Доброта вокруг нас»
19.  Акция «Тепло души».

Модуль 3. Как здОрово, когда здорОвы! (3 часа)

20.  Сбор материалов для участия в конкурсах и акциях по экологии.
21.  Акция «Здоровое питание»
22.  День зимних видов спорта.

Модуль 4. От сердца к сердцу – 6 часов

23.  День спонтанного проявления доброты (17 февраля).
24.  День защитника Отечества.

Изготовление поздравительных открыток и сувениров для ветеранов войн XX и XXI вв.

25.    День защитника Отечества. Встреча с ветераном.
26.    Международный женский День 8 Марта.

Акция «Праздничная почта».

27.    Международный День детской книги (2 апреля)
28.   Международный День милосердия (12 апреля)

Модуль 5. Село Кошки – наш дом, наведём порядок в нём! (4 часа)

29.   Всероссийская «Весенняя неделя добра». «День Земли»
30.   Социальный проект «Равнение на обелиск»
31.    Акция «Ветеран живёт рядом»
32.   Акция «Не держите зла – держите шарик!»

Модуль 6. В кругу друзей (2 часа)

33.   Акция «Комфортно и сухо»
34.   Итоговое занятие.

Тематическое планирование

 

Тема учебного занятия

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Теория

Практика

Модуль 1 Мы – волонтеры! – 5 ч.

1.1 Вводный урок. Волонтерское движение. История развития волонтерства (добровольчества).

Понятие волонтёр (доброволец).

1

1

Участие в беседе. Просмотр видеофильмов, обсуждение
1.2 Направления и основные принципы добровольческой деятельности. Права и обязанности волонтера.

1

1

Составление плана, изготовление эмблемы, разработка Устава, правил.
1.3 Формы участия в волонтёрской деятельности.

1

1

Участие в беседе Просмотр интернет – ресурсов, обсуждение. просмотр презентации
1.4 Создание добровольческого объединения: выбор направлений работы и формирование организационной структуры.

1

1

Выбираем лидера. Планируем направление работы объединения
1.5 Имидж добровольческого объединения «Добрые сердца».

Символика и атрибутика объединения. Устав.

1

1

Беседа, участие в разработке имиджа объединения.

Модуль 2. Милосердие и забота – 14 ч.

2.1 День пожилого человека. Изготовление поздравительных открыток и сувениров

1

Беседа, обсуждение, изготовление открыток и сувениров
2.2 Акция «От чистого сердца». Поздравление односельчан с Днём пожилого человека.

1

1

Участие в акции
2.3 Акция «Ветеран живёт рядом». Изготовление поздравительных открыток и сувениров для ветеранов войн XX и XXI вв.

1

1

Беседа, обсуждение, изготовление открыток и сувениров
2.4 Акция «Не хотите быть в беде – соблюдайте ПДД» для обучающихся 1-4 классов

1

1

Разработка карточек и заданий по станциям
2.5 Акция «Книге – вторую жизнь!»

1

1

Ремонт книжного фонда школьной библиотеки
2.6 День школьных библиотек. Акция «С книгой по жизни»

1

1

Сбор книг для школьной библиотеки
2.7 Всемирный день доброты. Акция «Доброе слово»

1

1

Оформление высказываний, реплик, пожеланий детям, находящимся в стационаре ЦРБ
2.8 День матери. История праздника, изготовление сувениров

1

1

Беседа, обсуждение, участие в утреннике
2.9 День инвалида.

1

1

Очистка пандусов и помощь инвалидам по хозяйству
2.10 Акция «Новогодний сюрприз»

1

1

Участие в беседе Изготовление подарка
2.11 Акция «Блокадный хлеб».

1

1

Участие в беседе, изготовление буклета и стенда
2.12 Акция «Снежный десант»  / «Чистые дорожки»

1

1

Выбор объектов и их расчистка
2.13 Благотворительная акция «Доброта вокруг нас»

1

1

Формирование фотоотчёта
2.14 Акция «Тепло души».

1

1

Изготовление и установка кормушек. Конкурс кормушек.

Модуль 3. Как здОрово, когда здорОвы! – 3 ч.

3.1 Сбор материалов для участия в конкурсах и акциях по экологии.

1

1

Создание стенгазеты, (буклета, презентации) по экологии родного края
3.2 Акция «Здоровое питание»

1

1

Создание буклета
3.3 День зимних видов спорта.

1

1

Организация спорт.соревнований, участие в них

Модуль 4. От сердца к сердцу – 6 часов

4.1 День спонтанного проявления доброты (17 февраля).

1

1

Тренинг «Доброта как солнце»
4.2 День защитника Отечества.

Изготовление поздравительных открыток и сувениров для ветеранов войн XX и XXI вв.

1

1

Изготовление поздравительных открыток и сувениров
4.3 День защитника Отечества. Встреча с ветераном.

1

1

Беседа, вручение поздравительных открыток и сувениров
4.4 Международный женский День 8 Марта. Акция «Праздничная почта»

1

1

Беседа, создание поздравительных открыток и сувениров
4.5. Международный День детской книги (2 апреля)

1

1

Устный журнал для 3-4 классов, ремонт книжного фонда школьной библиотеки
4.6 Международный День милосердия (12 апреля)

1

1

Беседа, фотоотчёт

Модуль 5. Село Кошки – наш дом, наведём порядок в нём! – 4 часа

5.1 Всероссийская «Весенняя неделя добра».

«День Земли»

1

1

Планирование акции. Трудовой десант
5.2 Социальный проект «Равнение на обелиск»

1

1

Создание фильма / презентации о памятниках райцентра
5.3 Акция «Ветеран живёт рядом»

1

1

Помощь ветеранам войны и труда по хозяйству
5.4 Акция «Не держите зла – держите шарик!»

1

1

Поднимаем настроение с помощью воздушных шариков.

Модуль 6. В кругу друзей – 2 часа

6.1 Акция «Комфортно и сухо»

1

1

Сбор средств и покупка памперсов для новорождённых детей (в роддом)
6.2 Итоговое занятие.

1

1

Создание летописи объединения (бумажная и электронная)

ИТОГО

34

12

22

 

Содержание программы (8-9 класс).

1. Направления добровольчества и профессии XXI века (2 ч.)

Профессиональное самоопределение в рамках добровольческой деятельности. Мир профессий и социальные практики.

Добровольчество в социальной сфере (соцработник). Добровольчество в области охраны природы и окружающей среды (биоэколог, инженер-эколог). Добровольчество в сфере здравоохранения (медицинские работники: медсестра, врач, валеолог, лаборант и др.). Событийное волонтёрство (аниматор, event-менеджер, тим-лидер). Добровольчество в сфере физической культуры и спорта (тренер, судья, менеджер). Добровольчество в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (спасатель, пожарный, сотрудник МЧС).

2. Волонтёры в социальной сфере (2 ч.)

Особенности работы и рекомендации по организации добровольческой деятельности с разными группами благополучателей: с обучающимися 1-5 классов, ветеранами, инвалидами, пожилыми людьми.

3. Добровольческая деятельность в области физической культуры и спорта (2 ч.)

Особенности работы и рекомендации по организации добровольческой деятельности в данной сфере. Требования к волонтеру.

4. Волонтёры в области культуры и досуга (2 ч.)

Специфика добровольческой деятельности. Требования к волонтеру.

5.Эковолонтёры (2 ч.)

Реализация акций «Пусть цветёт моё село!», «Село – наш дом. Наведём порядок в нём!»

6.Событийные волонтёры (1 ч.)

Пять ключевых умений событийного волонтёра

7.Медиаволонтёры (2 ч.)

Понятие «медиаволонтёр». Специфика добровольческой деятельности. Требования к волонтеру. Особенности создания новостного контента.

8.Киберволонтёры (2 ч)

Понятие «киберволонтёр». Специфика добровольческой деятельности. Требования к волонтёру.

9. Добровольческая деятельность в области медицины (2 ч.)

Специфика добровольческой деятельности и её направления в рамках медицины. Досуговая, просветительская деятельность, информационная помощь, работа в рамках программ, реализуемых медицинским учреждением. Требования к волонтеру.

10. Добровольчество в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (1 ч.)

Специфика участия несовершеннолетних в добровольческой деятельности. Требования к волонтеру.

11. Добровольчество без опасности (2 ч.)

Разбор и анализ потенциально опасных ситуаций в ходе осуществления добровольческой деятельности. Признаки негативной ситуации, мошеннической активности. Правила поведения добровольца.

12. Социальный проект «Книга Памяти» (4 ч.)

Сбор и анализ материалов. Создание продукта проекта (фильм, выставка, конференция и др.)

13. Квест как форма социального проекта (5 ч)

Теоретические основы создания квеста. Определение контента. Подготовка к активности. Проведение квеста. Подведение итогов.

14. Мой социальный проект (3 ч.)

Создание индивидуального (группового) социального проекта или социальной практики. Реализация. Подготовка к защите.

15. Защита и анализ социальных проектов. Деловая игра (1 ч)

Защита проектов (презентация продуктов проектов). Деловая игра.

16. Итоговое занятие. Проект «Добро не уходит на каникулы».

Итоги года. Планирование добровольческой деятельности на период летних каникул.

Тематическое планирование

п/п Тема занятия

Количество академических часов

Характеристика деятельности обучающихся

Всего

Теория

Практика

1. Направления добровольчества и профессии XXI века

2

1

1

Работа с электронными ресурсами, обсуждение
2. Волонтёры в социальной сфере

2

1

1

Беседа, встреча, интервью
3. Добровольческая деятельность в области физической культуры и спорта

2

1

1

Беседа, встреча, интервью, акция
4. Волонтёры в области культуры и досуга

2

-

2

Беседа, встреча, интервью, акция
5. Эковолонтеры

2

-

2

Беседа, встреча, интервью, акция
6. Событийные волонтеры

1

-

1

Акция, социальная проба
7. Медиаволонтеры

2

1

1

Акция, социальная проба
8. Киберволонтеры

2

-

2

Социальная проба
9. Добровольческая деятельность в области медицины

2

-

2

Акция, социальная проба
10. Добровольчество в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

1

-

1

Беседа, встреча, интервью, акция
11. Добровольчество без опасности

2

1

1

Акция
12. Социальный проект «Книга Памяти»

4

1

3

Создание проекта
13 Квест как форма социального проекта

5

1

4

Реализация проекта
14. Мой социальный проект

3

1

2

Создание и реализация проекта, социальная практика
15. Защита и анализ проектов. Деловая игра.

1

-

1

Защита проектов (презентация продуктов проектов). Деловая игра.
16. Итоговое занятие.

Проект «Добро не уходит на каникулы»

1

-

1

Планирование добровольческой деятельности на период летних каникул

ИТОГО

34

8

26


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Российская газета. – N 238-239. –08.12.1994.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.06.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ, № 50, 15.12.2014, ст.7185
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета, № 122, 08.06.2015.
  6. Указ Президента РФ от 29.10.2015 № 536 (ред. от 25.12.2018) «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации “Российское движение школьников”» Российская газета, № 247, 02.11.2015.
  7. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» // Российская газета, № 159, 17.08.1995.
  8. Волонтёрские программы как ресурс развития и системной поддержки здорового образа жизни российской молодёжи: научно-методическое пособие /авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. В. В. Семикина и др. – Тверь: ООО «СФК-офис», 2012. – 108 с.
  9. Лукьянов В. А. Молодёжное добровольчество // Волонтер. – 2022. – № 1 (41) – С. 7-22.
  10. Методические рекомендации по развитию волонтёрства (добровольчества) в школе / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; отв. ред. Е. В. Крутицкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015. – 112 с.
  11. Методические рекомендации по внедрению Стандарта поддержки добровольчества (волонтёрства) в регионах // Агентство стратегических инициатив: [сайт]. URL: http://balmk.ru/wp-content/uploads/2020/09/Стандарт-поддержки-добровольчества.pdf (дата обращения 14.07.2023).


Все статьи автора «Чугунова Наталья Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация