Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет практическую значимость развития коммуникативной компетентности дошкольников. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.
Изучая проблему развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, мы констатируем, что данная проблема приобретает все большее значение в современной жизни. В настоящее время родители и специалисты озабочены тенденцией снижения коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста, эмоциональной неустойчивостью, в том числе, трудностями в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, задержкой в речевом развитии, что, как правило, приводит к социально-психологической дезадаптации, раннему проблемному поведению или девиантному поведению в более старшем возрасте [3]. Поэтому появляется необходимость в изучении данного феномена.
Рассматривая коммуникативную компетентность как навык, отвечающий за социализацию ребенка, мы находим актуальным изучение проблемы коммуникативной компетентности дошкольников с низким социометрическим статусом («изолированные»).
Цель исследования: изучить особенности коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, имеющих низкий социометрический статус.
Нами была сформулированы следующие гипотезы.
- Коммуникативная компетентность имеет взаимосвязь с вегетативным коэффициентом у детей, имеющих низкий социометрический статус.
- Существуют различия в формировании коммуникативной компетентности, у детей дошкольного возраста в зависимости от пола.
В 2022-2023 учебном году проведено исследование, направленное на изучение особенностей коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, имеющих низкий социометрический статус.
В нем приняло участие 334 ребенка подготовительных групп детских садов Мотовилихинского района г. Перми в возрасте 6-7 лет.
Исследовательская деятельность включала следующие этапы.
Первым этапом работы в период октября - ноября 2022 года проведение диагностики по методике Т.Репиной «Секрет» с целью изучения социометрического статуса детей.
Вторым этапом работы стало формирование экспериментальной группы, в которую вошли 39 мальчиков и 20 девочек, имеющие статус «Изолированные». С данной группой проведены дополнительные методики, изучающие коммуникативную компетентность, навыки умения договариваться при совместной работе, регулятивный компонент и определение вегетативного коэффициента такого, как способность организма к энергозатратам.
На третьем этапе полученные данные подверглись математическому анализу IBM SPSS Statistics, были описаны результаты статистики.
Остановимся более подробно на выбранных методиках и полученных результатах.
Такими исследователи, как М.И. Лисина [2], Т. П. Авдулова и Г. Р. Хузеева [1], Н.В. Литвиненко, М.А. Гасилина [3] в структуре коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста выделяют следующие компоненты: когнитивный (познавательный), эмоциональный, поведенческий.
Для исследования когнитивного компонента компетентности мы использовали методику «Картинки» Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, которая предполагает изучение понимания изображенных событий и характер предложенного ребенком решения проблемы.
На наш взгляд, эмоциональный компонент необходимо дополнить волевой составляющей. Для детей важно не только понимать свои эмоции и эмоции других, но и управлять своими эмоциями в коммуникативных ситуациях. Поэтому важно изучить регулятивную сферу детей. Таким образом, были подобраны методики: «Домики» О.А. Ореховой, «Да и нет» И. Гуткиной, «Графический диктант».
На изучение поведенческого компонента была использована методика «Рукавички» Г.А. Цукерман. Кроме этого нами использовалась методика «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» А.М. Щетининой, М.А. Никифоровой, позволяющая изучить коммуникативные качества личности, коммуникативные действия и умения старших дошкольников.
Полученные в процессе диагностики данные подверглись математической обработке IBM SPSS Statistics. Был проведен корреляционный анализ по Спирману и U-критерий Манна-Уитни.
Остановимся на первой гипотезе. Мы предположили, что коммуникативная компетентность имеет взаимосвязь с вегетативным коэффициентом у детей, имеющих низкий социометрический статус.
Рассмотрим корреляционные связи показателей коммуникативной компетентности у детей с оптимальной работоспособностью (приложение 1). Отметим, что мы рассматривали корреляцию между методиками на значимом уровне (р≤0.01**; р≤0.05*) .
Нами было выявлено, что коммуникативная компетентность имеет положительную связь с коммуникативными качествами личности (р<0,001) и коммуникативными действиями и умениями (р<0,001). То есть, чем больше у детей с оптимальной работоспособностью проявляются такие качества – эмпатийность, доброжелательность, открытость в общении, инициативность, коммуникативные действия и умения, тем выше их коммуникативная компетентность.
В то же время была выявлена положительная взаимосвязь между коммуникативными качествами личности и коммуникативными действиями и умениями (р<0,001). То есть, чем лучше развиты коммуникативные действия и умения у детей, тем больше они проявляют эмпатию, доброжелательность, открытость в общении.
Кроме этого, на коммуникативные действия, умения, на коммуникацию в деловых отношениях влияет уровень регуляции, так как выявлена положительная связь между этими показателями (р<0,005). То есть, чем лучше ребенок регулирует свою эмоциональную и поведенческую сферу, умеет управлять своим поведением, действовать по определенным правилам, тем больше он стремится строить коммуникацию со сверстниками на основе сотрудничества, и у него более развиты коммуникативные действия и умения.
Корреляционные связи показателей у детей со сниженной активностью вегетативного коэффициента представлены в приложении 2. Было обнаружено, что коммуникативная компетентность имеет положительную связь с коммуникативными качествами личности (р<0,001), коммуникативными действиями и умениями (р<0,001) и коммуникацией в деловых отношениях (р<0,001). То есть, чем больше развиты коммуникативные умения, качества личности, выстраиваются деловые отношения, тем более сформированной является коммуникативная компетентность.
В то же время была выявлена положительная взаимосвязь между коммуникацией в деловых отношениях и коммуникативными качествами личности (р<0,005), коммуникативными действиями и умениями (р<0,005), регуляцией (р<0,005), умением слушать и выполнять инструкции (р<0,001). То есть, у детей со сниженной активностью вегетативного коэффициента, которые чаще выстраивают деловые отношения, наблюдаются более развитые коммуникативные действия и умения, а также регулятивная сфера. Кроме этого эти дети больше проявляют такие качества личности, как эмпатию, доброжелательность, открытость в общении.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммуникативная компетентность зависит от развития коммуникативных умений, навыков, личностных качеств детей старшего дошкольного возраста. Кроме этого, на коммуникативные действия и умения влияет регулятивная сфера. Чем выше компонент регуляции, тем лучше ребенок демонстрирует навыки коммуникации. В то же время, на коммуникативные умения и навыки у детей с оптимальной работоспособностью оказывают влияние особенности коммуникативных качеств личности, а у детей со сниженной активностью вегетативного коэффициента – деловые отношения. Вероятно, что дети со сниженной активностью вегетативного коэффициента больше ориентированы на выстраивание деловых отношений, а дети с оптимальной работоспособностью на проявление эмпатии, доброжелательности и открытости в общении.
Проверим вторую гипотезу, выдвинутую нами, что существуют различия в формировании коммуникативной компетентности, у детей дошкольного возраста в зависимости от пола.
Для сравнения особенностей коммуникативной компетентности и ее компонентов у мальчиков и девочек нами был проведен сравнительный анализ с помощью U-критерия Манна Уитни. Выявленные значимые различия представлены в приложении 3.
U-критерий Манна Уитни выявил значимые различия между мальчиками и девочками по показателям «Коммуникативные качества личности», «Коммуникативные действия и умения», «Коммуникация в деловых отношениях». Таким образом, у девочек более развиты коммуникативные действия и умения. Они больше проявляют эмпатию, доброжелательность и открытость в общении, согласовывают свои действия в процессе организации сотрудничества со сверстником.
Вывод: Гипотеза о взаимосвязи между коммуникативной компетентностью и вегетативным коэффициентом у детей, имеющих низкий социометрический статус, нашла подтверждение.
Гипотеза о различиях в формировании коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в зависимости от пола подтвердилась частично. Коммуникативная компетентность не зависит от пола ребенка. Различия (мальчики, девочки) имеются в таких составляющих компетентности, как умение договариваться в совместной работе, в коммуникативных качествах личности и коммуникативных действиях.
Таблица 1. Корреляционные связи показателей у детей с оптимальной работоспособностью
Показатели |
Коммуни-кативная компетентность |
Коммуни-кативные качества личности |
Коммуни-кативные действия и умения |
Регуляция | Деловые отношения | Умение слушать, выполнять инструкцию |
1. Коммуникативная компетентность |
0,946** |
0,761** |
|
|
|
|
2.Коммуникативные качества личности |
0,946** |
0,552** |
||||
3. Коммуникативные действия и умения |
0,761** |
0,552** |
0,395* |
|||
4. Регуляция |
|
0,395* |
0,394* |
0,426* |
||
5. Деловые отношения |
|
0,394* |
||||
6. Умение слушать, выполнять инструкцию |
|
0,426* |
Таблица 2. Корреляционные связи показателей у детей со сниженной активностью вегетативного коэффициента
Показатели |
Коммуни-кативная компетентность |
Коммуни-кативные качества личности |
Коммуни-кативные действия и умения |
Регуляция | Деловые отношения | Умение слушать, выполнять инструкцию |
1. Коммуникативная компетентность |
0,929** |
0,556** |
|
0,474* |
|
|
2.Коммуникативные качества личности |
0,929** |
0,454* |
||||
3. Коммуникативные действия и умения |
0,556** |
0,411* |
0,436* |
|||
4. Регуляция |
|
0,411* |
0,412* |
0,416* |
||
5. Деловые отношения |
0,474* |
0,454* |
0,436* |
0,412* |
0,662** |
|
6. Умение слушать, выполнять инструкцию |
|
0,416* |
0,662** |
Таблица 3. Различия показателей коммуникативной компетентности и ее компонентов у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
Показатели |
Среднее значение |
Достоверность различий |
|||
Мальчики |
Девочки |
Z |
U |
p |
|
личности |
1088,5 |
681,50 |
-2,32 |
227,5* |
0,018 |
умения |
1049,0 |
721,0 |
-2,97 |
188** |
0,002 |
3. Коммуникация в деловых
отношениях |
1053,0 |
717,0 |
-2,90 |
192** |
0,003 |
Условные обозначения: ** р < 0,01; * р < 0,05.
Библиографический список
- Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учеб. пособие. М.: Прометей, 2013. 138 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997. С. 291-300.
- Литвиненко Н.В., Гасилина М.А. Диагностика коммуникативной компетентности у старших дошкольников с дезадаптивным поведением // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №5. С. 210-214.
- Ляхова Е.В. Коммуникативная компетентность дошкольников с разным групповым статусом // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 3. С.30-32.