ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВЕГЕТАТИВНОЙ СФЕРОЙ И ПОЛОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тылибцева Екатерина Ивановна1, Сахиуллина Елена Павловна2, Мальцева Дина Владимировна3
1МАДОУ «Детский сад «Планета «Здорово» г. Перми, педагог-психолог
2МБДОУ «Центр развития ребёнка- детский сад 387» г. Перми, педагог-психолог
3МАДОУ «Детский сад «Эрудит» г. Перми, педагог-психолог

Аннотация
В статье рассматриваются особенности коммуникативной компетентности и взаимосвязь с вегетативной сферой и полом детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тылибцева Е.И., Сахиуллина Е.П., Мальцева Д.В. Особенности коммуникативной компетентности и взаимосвязь с вегетативной сферой и полом детей старшего дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/06/100521 (дата обращения: 25.09.2024).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет практическую значимость развития коммуникативной компетентности дошкольников. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Изучая проблему развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, мы констатируем, что данная проблема приобретает все большее значение в современной жизни. В настоящее время родители и специалисты озабочены тенденцией снижения коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста, эмоциональной неустойчивостью, в том числе, трудностями в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, задержкой в речевом развитии, что, как правило, приводит к социально-психологической дезадаптации, раннему проблемному поведению или девиантному поведению в более старшем возрасте [3]. Поэтому появляется необходимость в изучении данного феномена.

Рассматривая коммуникативную компетентность как навык, отвечающий за социализацию ребенка, мы находим актуальным изучение проблемы коммуникативной компетентности дошкольников с низким социометрическим статусом («изолированные»).

Цель исследования: изучить особенности коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, имеющих  низкий социометрический статус.

Нами была сформулированы следующие гипотезы.

  1. Коммуникативная компетентность имеет взаимосвязь с вегетативным коэффициентом у детей, имеющих  низкий социометрический  статус.
  2. Существуют различия в формировании коммуникативной компетентности, у детей дошкольного возраста в зависимости от пола.

В 2022-2023 учебном году проведено исследование, направленное на изучение особенностей коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, имеющих  низкий социометрический статус.

В нем приняло участие 334 ребенка подготовительных групп детских садов Мотовилихинского района г. Перми в возрасте 6-7 лет.

Исследовательская деятельность включала следующие этапы.

Первым этапом работы в  период октября -  ноября 2022 года проведение диагностики по методике Т.Репиной «Секрет» с целью изучения социометрического статуса детей.

Вторым этапом работы стало формирование экспериментальной группы, в которую вошли 39 мальчиков и 20 девочек, имеющие статус «Изолированные». С данной группой проведены дополнительные методики, изучающие коммуникативную компетентность, навыки умения договариваться при совместной работе, регулятивный компонент и  определение вегетативного коэффициента такого, как способность организма к энергозатратам.

На третьем этапе полученные данные подверглись математическому  анализу IBM SPSS Statistics, были описаны результаты статистики.

Остановимся более подробно на выбранных методиках и полученных результатах.

Такими исследователи, как М.И. Лисина [2], Т. П. Авдулова и Г. Р. Хузеева [1], Н.В. Литвиненко, М.А. Гасилина [3] в структуре коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста выделяют следующие компоненты: когнитивный (познавательный), эмоциональный, поведенческий.

Для исследования когнитивного компонента компетентности мы использовали методику «Картинки» Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, которая предполагает изучение понимания изображенных событий и характер предложенного ребенком решения проблемы.

На наш взгляд, эмоциональный компонент необходимо дополнить волевой составляющей. Для детей важно не только понимать свои эмоции и эмоции других, но и управлять своими эмоциями в коммуникативных ситуациях. Поэтому важно изучить регулятивную сферу детей. Таким образом, были подобраны методики: «Домики» О.А. Ореховой, «Да и нет» И. Гуткиной, «Графический диктант».

На изучение поведенческого компонента была использована методика «Рукавички» Г.А. Цукерман. Кроме этого нами использовалась методика «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» А.М. Щетининой, М.А. Никифоровой, позволяющая изучить коммуникативные качества личности, коммуникативные действия и умения старших дошкольников.

Полученные в процессе диагностики данные подверглись математической обработке IBM SPSS Statistics. Был проведен корреляционный анализ по Спирману и U-критерий Манна-Уитни.

Остановимся на первой гипотезе. Мы предположили, что коммуникативная компетентность имеет взаимосвязь с вегетативным коэффициентом у детей, имеющих  низкий социометрический  статус.

Рассмотрим корреляционные связи показателей коммуникативной компетентности у детей с оптимальной работоспособностью (приложение 1). Отметим, что мы рассматривали корреляцию между методиками на значимом уровне (р≤0.01**; р≤0.05*) .

Нами было выявлено, что коммуникативная компетентность имеет положительную связь с коммуникативными качествами личности (р<0,001) и коммуникативными действиями и умениями (р<0,001). То есть, чем больше у детей с оптимальной работоспособностью проявляются такие качества – эмпатийность, доброжелательность, открытость в общении, инициативность, коммуникативные действия и умения, тем выше их коммуникативная компетентность.

В то же время была выявлена положительная взаимосвязь между коммуникативными качествами личности и коммуникативными действиями и умениями (р<0,001). То есть, чем лучше развиты коммуникативные действия и умения у детей, тем больше они проявляют эмпатию, доброжелательность, открытость в общении.

Кроме этого, на коммуникативные действия, умения, на коммуникацию в деловых отношениях влияет уровень регуляции, так как выявлена положительная связь между этими показателями (р<0,005). То есть, чем лучше ребенок регулирует свою эмоциональную и поведенческую сферу, умеет управлять своим поведением, действовать по определенным правилам, тем больше он стремится строить коммуникацию со сверстниками на основе сотрудничества, и у него более развиты коммуникативные действия и умения.

Корреляционные связи показателей у детей со сниженной активностью вегетативного коэффициента представлены в приложении 2. Было обнаружено, что коммуникативная компетентность имеет положительную связь с коммуникативными качествами личности (р<0,001), коммуникативными действиями и умениями (р<0,001) и коммуникацией в деловых отношениях (р<0,001). То есть, чем больше развиты коммуникативные умения, качества личности, выстраиваются деловые отношения, тем более сформированной является коммуникативная компетентность.

В то же время была выявлена положительная взаимосвязь между коммуникацией в деловых отношениях и коммуникативными качествами личности (р<0,005), коммуникативными действиями и умениями (р<0,005), регуляцией (р<0,005), умением слушать и выполнять инструкции (р<0,001). То есть, у детей со сниженной активностью вегетативного коэффициента, которые чаще выстраивают деловые отношения, наблюдаются более развитые коммуникативные действия и умения, а также  регулятивная сфера. Кроме этого эти дети больше проявляют такие качества личности, как эмпатию, доброжелательность, открытость в общении.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммуникативная компетентность зависит от развития коммуникативных умений, навыков, личностных качеств детей старшего дошкольного возраста. Кроме этого, на коммуникативные действия и умения влияет регулятивная сфера. Чем выше компонент регуляции, тем лучше ребенок демонстрирует навыки коммуникации.  В то же время, на коммуникативные умения и навыки у детей с оптимальной работоспособностью оказывают влияние особенности коммуникативных качеств личности, а у детей со сниженной активностью вегетативного коэффициента – деловые отношения. Вероятно, что дети со сниженной активностью вегетативного коэффициента больше ориентированы на выстраивание деловых отношений, а дети с оптимальной работоспособностью на проявление эмпатии, доброжелательности и открытости в общении.

Проверим вторую гипотезу, выдвинутую нами, что существуют различия в формировании коммуникативной компетентности, у детей дошкольного возраста в зависимости от пола.

Для сравнения особенностей коммуникативной компетентности и ее компонентов у мальчиков и девочек нами был проведен сравнительный анализ с помощью U-критерия Манна Уитни. Выявленные значимые различия представлены в приложении 3.

U-критерий Манна Уитни выявил значимые различия между мальчиками и девочками по показателям «Коммуникативные качества личности», «Коммуникативные действия и умения», «Коммуникация в деловых отношениях». Таким образом, у девочек более развиты коммуникативные действия и умения. Они больше проявляют эмпатию, доброжелательность и открытость в общении, согласовывают свои действия в процессе организации сотрудничества со сверстником.

Вывод: Гипотеза о взаимосвязи между коммуникативной компетентностью и вегетативным коэффициентом у детей, имеющих  низкий социометрический  статус, нашла подтверждение.

Гипотеза о различиях в формировании коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в зависимости от пола подтвердилась частично. Коммуникативная компетентность не зависит от пола ребенка. Различия (мальчики, девочки) имеются в таких составляющих компетентности, как умение договариваться в совместной работе, в коммуникативных качествах личности и коммуникативных действиях.

 

Таблица 1. Корреляционные связи показателей у детей с оптимальной работоспособностью

Показатели

Коммуни-кативная компетентность

Коммуни-кативные качества личности

Коммуни-кативные действия и умения

Регуляция Деловые отношения Умение слушать, выполнять инструкцию
1.  Коммуникативная компетентность

0,946**

0,761**

 

 

 

2.Коммуникативные качества личности

0,946**

0,552**

3. Коммуникативные действия и умения

0,761**

0,552**

0,395*

4. Регуляция

 

0,395*

0,394*

0,426*

5. Деловые отношения

 

0,394*

6. Умение слушать, выполнять инструкцию

 

0,426*

Таблица 2. Корреляционные связи показателей у детей со сниженной активностью вегетативного коэффициента

Показатели

Коммуни-кативная компетентность

Коммуни-кативные качества личности

Коммуни-кативные действия и умения

Регуляция Деловые отношения Умение слушать, выполнять инструкцию
1.  Коммуникативная компетентность

0,929**

0,556**

 

0,474*

 

2.Коммуникативные качества личности

0,929**

0,454*

3. Коммуникативные действия и умения

0,556**

0,411*

0,436*

4. Регуляция

 

0,411*

0,412*

0,416*

5. Деловые отношения

0,474*

0,454*

0,436*

0,412*

0,662**

6. Умение слушать, выполнять инструкцию

 

0,416*

0,662**

Таблица 3. Различия показателей коммуникативной компетентности и ее компонентов у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Показатели

Среднее значение

Достоверность различий

Мальчики

Девочки

Z

U

p

  1. Коммуникативные качества

личности

1088,5

681,50

-2,32

227,5*

0,018

  1. Коммуникативные действия и

умения

1049,0

721,0

-2,97

188**

0,002

3. Коммуникация в деловых

отношениях

1053,0

717,0

-2,90

192**

0,003

Условные обозначения: ** р < 0,01; * р < 0,05.


Библиографический список
  1. Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учеб. пособие. М.: Прометей, 2013. 138 с.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997. С. 291-300.
  3. Литвиненко Н.В., Гасилина М.А. Диагностика коммуникативной компетентности у старших дошкольников с дезадаптивным поведением // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №5. С. 210-214.
  4. Ляхова Е.В. Коммуникативная компетентность дошкольников с разным групповым статусом // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 3. С.30-32.


Все статьи автора «Тылибцева Екатерина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: