РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКМЕНИСТАНЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Довлетова Татьяна
Институт международных отношений МИД Туркменистана
преподаватель кафедры мировых языков

Аннотация
Одними из приоритетных направлений проводимой государственной политики в Туркменистане являются образование и наука. Как мощная преобразующая сила общественного развития, эти две составляющие играют важнейшую роль в жизни государства, служат ключевым фактором её выхода в ряд высокоразвитых стран мира.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Довлетова Т. Развитие системы цифрового образования в Туркменистане и применение информационно-коммуникационных технологий в подготовке молодых специалистов // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/01/99844 (дата обращения: 18.04.2024).

В стране особое внимание уделяется обеспечению инновационных направлений системы образования, формированию духовно богатого, всесторонне развитого молодого поколения, созданию необходимых условий для развития детских и юношеских талантов. Право на образование является одним из основных, расширяющий человеческий потенциал и обеспечивающий связь между культурами, также воспитывающий уважение к индивидуальности народов.

В стране право каждого человека на образование гарантировано Конституцией – базовым законом государства. Статья 55. Конституции Туркменистана гласит, общее среднее образование обязательно, каждый человек вправе получить его в государственных образовательных учреждениях бесплатно.

Государство обеспечивает доступность профессионального образования для каждого человека в соответствии с его способностями. [1, 29 с.].

В Туркменистане совершенствуется правовая база системы образования, укрепляется материально-техническая база, модернизируются методики обучения, осуществляется концептуальный переход на цифровую систему, расширяется рынок образовательных услуг. Цель модернизации в системе образования Туркменистана – обеспечение качественного ее преобразования в условиях рыночной экономики с учётом глобализации.

Стратегия модернизации национальной системы образования предусматривает взаимодействие ступеней образования в этой системе на основе принципа преемственности и последовательности, а также тесного взаимодействия между образовательными учреждениями, осуществляющими эту работу.

Широким размахом осуществляются мероприятия по реализации утвержденной «Концепции развития системы цифрового образования в Туркменистане», «Концепции совершенствования преподавания иностранных языков в Туркменистане», «Концепции развития цифровой экономики в Туркменистане на 2019-2025 годы» во всех ступенях образования, обеспечивая преемственность и системность целенаправленности [2, 60 с.]. В соответствии с Постановлением Президента Туркменистана от 22 мая 2020 года утверждена Программа совершенствования работы дошкольных учреждений на 2020-2025 годы и План ее реализации по раннему развитию детей и подготовке к школе.

В этом документе рассматривается цель совершенствования работы всех ступеней в образовании, начиная с дошкольных учреждений, повышения качества образования и воспитания детей, обеспечения их гармоничного физического, умственного, духовно-нравственного развития и подготовки к школе с раннего возраста [3, 87 с.]. В период на 2018 –  2030 годы в стране возрастёт число детских дошкольных учреждений на 201 единицу и средних образовательных школ на 216 единиц [4, стр. 132 с.].

Одной из важных составляющих провозглашённой инновационной реформы образования стала языковая политика, ориентированная на активное изучение школьниками и студентами трёх языков – родного туркменского, русского и английского. Впоследствии диапазон предлагаемых для изучения молодым поколением иностранных языков вновь расширился: учебные программы пополнили китайский, японский и другие языки, востребованные в стране и в мире.

Современное развитие образования характеризуется сильным влиянием на него информационных и коммуникационных технологий, проникающих во все сферы учебной деятельности и значительно повышающих её эффективность. Кроме того, государственная образовательная система также предполагает их широкое использование в учебном процессе.

На современном этапе модернизации образования важнейшим условием, инструментом и конечным результатом цифровизации образовательных учреждений и образовательных процессов является создание единого информационного пространства образования. В связи с этим имеющиеся в стране информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных подходов и особенностей, используемых в реформировании образования, вызванных бурным развитием информационных технологий во всем мире.

Благодаря успешному развитию систем образования, науки и технологий, в результате дальновидной политики туркменского лидера, наша страна добилась больших успехов в этой сфере. Утвержденная Постановлением Президента Туркменистана от 15 сентября 2017 года «Концепция развития системы цифрового образования в Туркменистане» и План ее реализации являются наглядным доказательством современного развития цифровой системы. Основной целью концепции явилось дальнейшее совершенствование работы образовательных учреждений, обеспечение всех ступеней образования качественной электронной образовательной информацией, широкое использование цифровых ресурсов, обогащение содержания образования, предоставляемого в образовательных учреждениях, обеспечение его качества соответственно мировому уровню [2, 62 с.]. Объем цифровых данных в мире резко увеличился за последние годы. Это приводит к увеличению потребности граждан в развитии компьютерно-технологической грамотности. Современное состояние глобализации и модернизации охватывает все уровни системы образования. Создание цифровой среды позволяет гражданам страны получать качественное и современное образование в сравнительно сжатые сроки.

В свою очередь, информационные технологии позволяют рассматривать обучающегося как центральную фигуру образовательного процесса, педагог перестает быть главным источником информации, теперь основной целью его стала активизация познавательного интереса и аналитических устремлений студента.

Информационно-коммуникационные технологии (то есть системы приемов деятельности с привлечением всех возможностей компьютера) получили применение в том числе в проектной и исследовательской деятельности студентов высшего и среднего профессионального образования.

Основная проблема использования сети Интернета заключается в том, чтобы уметь правильно и эффективно использовать его в научной и образовательной системе, уметь правильно анализировать получаемую из него информацию, соблюдать информационную (кибер) безопасность.

Цель применения современных технологий в обучении иностранному языку (это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения), – показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения иностранному языку студентов, формирования и развития их коммуникативной культуры, обучения практическому овладению иностранным языком.

Разрешая поставленную перед собой задачу, – создать условия практического овладения языком для каждого студента, выбраю такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранному язык.

Использование современных средств, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи в трех целях: 1) источник информации; 2) средство связи; 3) возможности создания и созидания. В качестве источника информации Интернет представляет собой сеть, к которой учащийся может обращаться по самым разным темам. Важно логически анализировать каждую часть информации. Как средство коммуникации, Интернет расширяет глобальный охват и кругозор учащихся, с точки зрения творчества – содействует развитию способностей и продвижению научно-теоретических перспектив.

Роль новых технологий в обучении языкам стала одной из важнейших задач в системе образования Туркменистана. Изучение иностранных языков включено в качестве обязательного предмета в программы общего и профессионального образования. В образовательных учреждениях иностранных государств, действующих на территории Туркменистана или в совместных с ними образовательных учреждениях, основным языком обучения является иностранный язык (языки), предусмотренный Законом Туркменистана «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Туркменистана. [5, с. 8]. В соответствии с задачами «Концепции совершенствования преподавания иностранных языков в Туркменистане», реализация ее включает изучение мирового опыта в области методического обеспечения, совершенствование государственных стандартов, программ обучения и учебных планов на всех уровнях образовательного процесса, на втором этапе – совершенствование системы подготовки и повышения квалификации преподавателей, учебно-методической базы в этой области в целом, в заключительном этапе – в необходимости создания непрерывной, последовательной и взаимосвязанной системы обучения иностранным языкам в стране. [6, с. 2].

Хочу отметить большую роль инновационных технологий в изучении иностранных языков. Использование технологий на занятиях помогает организовать учебный период более легко, интересно и творчески с возможностью применения большей информации и документальных фактов для описания, творческого мышления молодежи. В процессе подготовки к занятию по иностранному языку Интернет является отличной поддержкой как для преподавателя, так и студента.

Так, работа начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой студентом. Заинтересовавшись проблемой, он пытается найти информацию и обращается за поисками в Интернет. На основе изучения того, как освещена данная тема на страницах сети Интернет, студенты делают обзор литературы, анализируют полученную информацию.

Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны, но среди всего этого множества информации действительно ценной, оригинальной и достоверной может быть достаточно малое количество. Поэтому проблема поиска необходимой информации в Интернете также является главнейшей для современного студента.

В социальных сетях существуют различные сообщества, где публикуется актуальная информация и ссылка на достоверный источник.

Для современного учащегося сеть Интернет дает практически безграничные возможности для самообразования, но при формировании у студентов навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, важным становится научить их критически мыслить и выбирать в большом потоке информации достойный источник, проверять его достоверность, сопоставлять несколько информационных источников.

Поисковые средства справочного типа позволяют ориентироваться в ресурсах Интернета в пределах отдельных отраслей знания, углубляясь от общего к частному, менять иерархические ветви и т.д.

Если говорить о сайтах страны, то при Министерстве образования Туркменистана создан Инновационно-информационный центр и сайт Минобразования Туркменистана. Центр располагает специальным оборудованием для обучения по системе Брайля – рельефно точечного тактильного шрифта, предназначенного для письма и чтения незрячими и слабовидящими людьми. Ведутся мероприятия по совершенствованию системы цифровой инфраструктуры для проведения онлайн-олимпиад «Zehin (zehin.edu.tm), автоматизированного управления образовательными процессами «E-mekdep» (mekdep.edu.tm), «E-uniwersitet» и «E-dekanat», электронной бибилиотеки (kitaphana.edu.tm), единого портала профессионального обучения «nesil.edu.tm», записи ребенка в общеобразовательную школу (ýazgy.nesil.edu.tm), электронного почтового сервиса сферы образования (hat.edu.tm), электронного документооборота (E-Resminama), образовательного видеохостинга (ukyply.nesil.edu.tm) и ряда других.

Важной составляющей образовательных сетей являются порталы вузов (как интернет, так внутренние – сетевые). Сегодня порталы высших учебных заведений страны являются носителями не только официальной информации, но и образовательных ресурсов, отчетов о научно-исследовательской деятельности, информации о внутренней жизни высшей школы, студенческих мероприятиях и функционирующих при вузах центров.

Так, в институте международных отношений МИДТ создан и успешно функционирует цифровой образовательный портал: https://iirmfa.nesil.edu.tm/?redirect=0. С помощью сети Интернет студенты могут изучать материалы лекций, выполнять задания преподавателей, получать доступ к дополнительной литературе, получать необходимые консультации, а также произвести контроль и учет полученных знаний (посредством тестирования).

Для обеспечения надлежащего контроля в электронную базу данных заносятся показатели успеваемости и посещаемости студентов.

Важно отметить доступность использования современных методов дистанционного образования. В результате повсеместного внедрения цифровых технологий в учебных заведениях, регулярно организуются онлайн-лекции, видеоконференции, семинары, в том числе с зарубежными университетами и научно-образовательными центрами.

Кроме того, в электронной библиотеке вуза размещены электронные книги, пособия, видео- и аудиозаписи лекций, конспекты курсов и т. д.. В аудиториях, оснащенных образовательными технологиями и мультимедийными средствами нашего института, есть полная возможность эффективно использовать учебные материалы в учебном процессе.

Портал цифрового образования

В целях реализации Постановления Президента Туркменистана «О создании и вводе в эксплуатацию системы электронного документооборота и интернет-сайтов в Туркменистане» в вузе запущена система электронного документооборота, а также интернет-сайт вуза, который служит распространению информации об основных направлениях деятельности, событиях и жизни: iirmfatm@gmail.com. Здесь размещена подробная информация общего обзорного характера о деятельности вуза и его подразделений, студенческих и других общественных организаций. Категории «Новости», «Объявления», «Мероприятия», «Статьи», «Научный журнал» содержат регулярно обновляемую информацию о текущей работе, анонсах, предстоящих событиях и мероприятиях, проводимых в институте или непосредственно связанных с его деятельностью. Англоязычная и русскоязычная версии сайта представляют собой разделы, которые наполняются материалами, дублирующими информацию исходной версии на туркменском языке.

Реформы, происходящие в системе науки и образования страны, создают большие возможности для подготовки специалистов различных специальностей в высших учебных заведениях. Внедрение образовательных технологий и мультимедийных средств в учебный процесс соответствующих учреждений коренным образом изменило методологическую науку, ее теорию и практику, привело к изменению представлений о традиционной методологии. Также следует отметить, что использование возможностей системы цифрового образования, внедрение ее в нашу жизнь, эффективное использование в воспитательной работе создает благоприятные условия и для профессорско-преподавательского состава, работающего в сфере образования, для надлежащей организации своей, личной работы.

Цифровая система на уровне высшего образования позволяет:

  • быстро находить и использовать необходимую учебную информацию по изучаемой теме;
  • экономить время преподавателя и учащихся, студентов;
  • широко использовать самостоятельное обучение студентов;
  • дает большие возможности в изучении международного опыта [7, с. 2].

Считаю, что необходимо уделять специальное внимание педагогов, преподавателей информатики, библиотечных работников, родителей формированию навыков у студентов поиска информации в сети Интернет – поиск литературы является важным компонентом исследовательской работы студента. Один из вариантов поиска – библиотеки, в том числе электронные библиотечные системы, где представлена учебная, научная литература (монографии, материалы конференций), периодические издания за последние годы, что позволит студентам провести полноценный анализ по интересующей теме, особенно при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Основными принципами электронной библиотеки являются: многообразие учебной и научной литературы; доступ к ресурсам в любое время из любого места, где есть Интернет.

Основные прикладные программные продукты – системы подготовки текстов, табличные процессоры (Microsoft Word), системы создания презентаций (Power Point), графические редакторы (Paint, Corеl Draw) существенно облегчают не только сбор информации, ее обработку, но и оформление готового проекта.

Мультимедиа технологии дают возможность представлять уже результаты учебной, проектно-исследовательской работы с помощью фото, видео, графики, анимации, звука в виде презентаций. Программа пакета Microsoft Office – Power Point является одним из наиболее доступных удобных инструментов. Комбинируя различие средства наглядности и максимально используя достоинства каждого, мы посредством программы можем подготовить материалы к демонстрации лучшим образом. Презентация позволяет содержать не только таблицы, диаграммы, но и цифровые фотографии, иллюстрирующие отчет о проделанной работе. Считаю, что педагог обязательно должен оказывать помощь, обратить внимание студента на содержание работы, направлять его.

Формируются важнейшие навыки работы с информацией в процессе подготовки, как выделение главного в сообщении, критическое осмысление, систематизирование и обобщение, грамотное представление и оформление в рамках единого стиля.

Считаю также, что мультимедийные средства обучения позволяют развивать у студента образное мышление и эмоциональную память и в доступной, быстрой форме получать изучать уже имеющийся опыт, то есть результаты исследований других людей и или делиться своим собственным, благодаря бурному росту цифровых технологий, с одной стороны, способствующих дальнейшему увеличению объемов и эффективности производства, а с другой, – позволяющих внедрять особые подходы в различных областях. Цифровизация в образовании обеспечивает преемственность и персонализацию обучения, открывает возможности для обучения и профессионального развития, расширения кругозора.

В частности, в изучении иностранных языков разрешается огромная задача – получение информации на языке обучения и практическая коммуникация. Организация познавательной деятельности студентов в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому студенту. Всемирная сеть представляет уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, общаться с носителями языка, создавая естественную языковую среду и формируя способность к межкультурному взаимодействию. Целенаправленное использование материалов сети Интернет на занятиях по иностранному языку способствует эффективному решению ряда дидактических задач, как совершенствование навыков чтения, монологического и диалогического высказывания, обсуждение материалов сети, формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности в процессе обсуждения проблем, интересующих всех и каждого, а также пополнение словарного запаса лексикой современного иностранного языка.

Онлайн занятия и телемосты.

За последние полвека возросло значение дистанционного образования с помощью электронных средств массовой информации и Интернета, то есть онлайн-классов. Онлайн-классы обогащают образовательный контент и делают процесс обучения более увлекательным и удобным. Еще одним преимуществом дистанционного обучения с помощью новых технологий является то, что оно не только экономит время, но и помогает быть в курсе различных событий. В настоящее время в мировой практике используются различные виды онлайн-занятий. Среди них более популярны гибридное и смешанное обучение. Смешанное обучение, в свою очередь, включает в себя несколько методов и принципов обучения. Основным направлением цифровой системы является организация телемостов между учебными заведениями страны, обмен общими уроками опытных профессоров и преподавателей посредством организуемых телемостов и образовательных порталов, обогащение книжных фондов электронных библиотек, создание благоприятных условий и возможностей для студентов и преподавателей. Также, возможности этой системы позволяют регулярно проводить образовательные и коммуникативные занятия. В целом цифровизация системы образования обеспечивает ее преемственность и специализацию, открывает возможности для обучения и совершенствования, расширения кругозора и повышения эффективности учебного процесса. Высокое влияние цифровых технологий на качество образования мотивирует педагогов, адаптироваться к новым реалиям, успешно внедряя в своей практической работе прогрессивную цифровую культуру – инновации.


Библиографический список
  1. Конституция Туркменистана – А.: Туркменская государственная издательская служба, 2020.
  2. Сборник документов Президента Туркменистана и постановлений Правительства Туркменистана, 2017. – №8-9. – С. 359.
  3. Сборник указов Президента Туркменистана и постановлений Правительства Туркменистан – 2020 г. № 5, статья 1537.
  4. Бердымухамедов Г. Туркменистан на пути достижения Целей устойчивого развития. – А.: Туркменская государственная издательская служба, 2018.
  5. Закон Туркменистана «Об образовании». Информация о Меджлисе Туркменистана. – 2013. – №2. – С. 21.
  6. Указ Президента Туркменистана «Об утверждении Концепции совершенствования преподавания иностранных языков». // «Türkmenistan», – 23 декабря 2017. – С.2.
  7. Хаджиева Л. Система цифрового образования в высших учебных заведениях. // «Bilim», – 2019. – №2.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация