ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В СФЕРЕ ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ

Бусыгина Мария Сергеевна
Уральский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ

Аннотация
Индустрия красоты – это отрасль, которая занимается косметическим обслуживанием. Актуальность данной темы можно определить тем, что данная сфера остается одной из наиболее быстро развивающихся сегментов рынка косметических товаров и услуг. Услуги салонов красоты остаются востребованными в повседневной жизни населения, поэтому данный сегмент рынка и продолжает развиваться в таких масштабах. В данной статье рассматриваются особенности создания бизнеса и развития организаций в сфере индустрии красоты. Выделяются ключевые стадии развития предпринимателя от мастера до собственника бизнеса. Анализ преимуществ сегментов салонов красоты. В статье были рассмотрены основные трудности, из-за которых могут закрываться салоны красоты. Происходит разбор ошибок руководителей салонов красоты. На основе произведенного анализа можно сделать вывод о возрастающей конкурентоспособности салонов красоты, их особенностях и тенденциях развития.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бусыгина М.С. Особенности ведения бизнеса в сфере индустрии красоты // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/01/99438 (дата обращения: 18.04.2024).

Индустрия красоты – динамично развивающийся сегмент рынка. На сегодняшний день салоны красоты разного формата продолжают открываться в различных районах как крупных, так и менее населенных городов. Кроме того, спрос на качественный уход за собой остается высоким в разной ценовой категории. В связи с этим, одни салоны разоряются и закрываются, в свою очередь, на их месте открываются новые. Таким образом, сокращения общего их количества не происходит, а наоборот, даже их количество  возрастает. Согласно статистическим данным Росстата общее количество парикмахерских и косметических салонов составляет около 90 тысяч единиц. Среднее количество кресел на парикмахерскую составляет около 3 единиц [1].

По мнению экспертов и ученых, бурный рост на рынке салонов красоты был до 2016 года и превышал 10-15%. На его сокращение повлияло существенное сокращение реальных доходов граждан России, произошедшее в 2015-2016 гг., сопровождающееся ростом стоимости косметических услуг, которое было вызвано ростом стоимости оборудования и расходных материалов.

Современный рынок косметологических, эстетических и косметических услуг в России характеризуется большим числом, как продавцов, так и покупателей по отношению к небольшому объёму относительно размеров рынка. Согласно исследованию «Авито Услуг» во втором квартале 2022 года произошел рост спроса на бьюти-мастеров, таких как, мастера ногтевого сервиса, парикмахеры и косметологи и составил 45% [2]. На первом месте по популярности мастера по маникюру и педикюру – сегмент вырос на 68%, затем парикмахеры – 65% и после них косметологи – 56%.

Рост количества салонов красоты, конкуренция и борьба за каждого клиента повышает потребность в поиске конкурентных преимуществ, новых способов привлечения клиентов и увеличения оборота организации. По данным Росстата объём только парикмахерских услуг на российском рынке за 2018 год составил более 106 млрд. рублей.

Согласно данным отчета «Российский рынок салонов красоты и парикмахерских: итоги 2016г. и прогноз до 2019г.», ежегодно 20-25% салонов красоты закрываются в связи с финансовыми трудностями [3]. Рассмотрим подробнее ряд трудностей, с которыми сталкиваются собственники салонов красоты и из-за которых они могут потерять собственный бизнес:

  1. Повышение стоимости расходных материалов. Рассматривая любую сферу индустрии красоты – начиная от маникюра, заканчивая косметологией – практически все расходные материалы иностранного производства. В связи с этим, данный бизнес очень чувствителен к экономическим и политическим процессам. Например, рост курса доллара или начало военной спецоперации в 2022 году негативно отразились на данной сфере – многие фирмы-производители ушли с российского рынка, на многие расходные материалы цены выросли в несколько раз в связи с увеличением расходов на логистику.
  2. Высокая конкуренция. В настоящее время для каждого бизнеса необходимо УТП – уникальное торговое предложение, которое будет привлекать клиентов. Это необходимо для того, чтобы отличиться от большого количества салонов красоты и привлечь больше внимания. Другими словами, перед открытием салона нужно придумать «фишку», которую Вы сможете поддерживать на протяжении всей деятельности салона. Например, какой-то яркий слоган, собственный цвет, с которым Вы будете ассоциироваться либо может Вы будете пропагандировать какую-то идею – например, использование экологичной продукции или услуги в 4-6 рук и т.д.
  3. Сезонное снижение продаж. Любой опытный мастер индустрии красоты знает о сезонности данного бизнеса – самые прибыльные периоды перед праздниками, отпусками. Конечно, на постоянных клиентов сезонность не распространяется, однако периодичность посещения у каждого человека тоже разная. В связи с этим, бывает наплыв клиентов или наоборот – их отсутствие.
  4. Сотрудники. Чтобы найти именно «своих» мастеров, нужно большое количество рисков, ведь именно им Вы доверяете своих клиентов, следовательно, несете ответственность за качество предоставляемых услуг.

По аналитическим данным в 2020 году средний чек на услуги салонов красоты увеличились на 10% по сравнению с предыдущим годом [4]. Кроме того, стоит отметить, что спрос на данные услуги возрастают в преддверии праздников.

После прохождения базового обучения у мастера есть три варианта работы – на себя или в салоне/студии под процент или же открытие собственного пространства. Для начала можно обустроить рабочее место дома и создать своё портфолио. Некоторые останавливаются на данной стадии, рассматривая оказание бьюти-услуг как хобби помимо основной работы. Кто-то полностью оборудует дома рабочее место – порой отдельная комната или пристройка к дому.

Затем, как уже говорилось ранее, еще один вариант – работа на проценте в салоне. На самом деле, это отличный вариант для старта начинающего мастера, так как если у данного салона большая клиентская база и большая проходимость, то проблемы с клиентами не будет. Это поможет для отработки навыков, постановки рук и пополнения портфолио. На этом же этапе можно наработать клиентскую базу, однако только если салон красоты работает действительно эффективно, не допуская ошибки, о которых мы поговорим далее.

Открытие собственного пространства – логическое оформление собственной деятельности в виде регистрации индивидуального предпринимателя. Для этого необходимо разработка бизнес-плана, выбор помещения, закупка оборудования. На этом этапе мастер уже может нанять дополнительного мастера и расширять перечень оказываемых услуг для привлечения новых клиентов.

Также стоит рассказать еще об одном этапе развития мастера. Когда у мастера уже есть собственный салон красоты, который приносит постоянный доход, то стоит искать новые способы заработка. Мастер, обладающий всеми навыками и компетенциями, может начать преподавательскую деятельность.

Аналитик отмечают, что чаще мастера предпочитают работать на себя – таких 81%, оставшиеся 19% предпочитают работать в салонах. У двух этих вариантов деятельности есть свои плюсы и минусы, о которой мы поговорим далее.

Работа на себя подразумевает самоорганизацию, самодисциплину и все слова с приставкой само-. Когда ты мастер и работаешь сам на себя, то ты и мастер, и бухгалтер, и уборщик, и SMM-щик, и фотограф. Данный список можно перечислять бесконечно. Очень многие мастера, работая на себя, не могут правильно организовать свою работу и запись к себе, в связи с чем теряют клиентов.

В среднем, по статистике, клиентам нужно отвечать в течение 15 минут, иначе он может уйти к конкурентам. Мастер, работающий на себя, в этот момент может проводить процедуру и не увидеть сообщение потенциального клиента. Как следствие, риск потери клиента. Также, работая на себя, есть риск делать максимально лояльный или наоборот максимально загруженный график. При записи клиента такой мастер может начать объяснять, почему не может записать его на тот или иной день. Данная информация, к сожалению, многим клиентам не нужна.

Все-таки работа в салоне – гарантия стабильности. Салон – это некий механизм, который при правильных установках будет работать как часы, и приносить хорошую прибыль. Однако для этого одного мастера-управляющего недостаточно. Как минимум, нужно 2 администратора, несколько мастеров, которые будут работать посменно, уборщика, бухгалтер, управляющий. Затем необходимо грамотно управление человеческим капиталом – введение должностных регламентов, в которых будут прописаны права и обязанности мастеров, введение системы поощрения и наказания и т.д.

Традиционно выделают три сегмента салонов красоты – эконом, средний класс и люкс. В настоящее время создаются такие салоны, которые предлагают услуги от эконома до люкса. Около 70-80% от всех салонов – это салоны класса экономом. В основном, они ориентированы на поток клиентов, а не на качество. Мастера в таком салоне примерно равны по квалификации, это создано для того, чтобы клиент мог попадать к любому и получать одинаковый результат. Однако чаще всего этот результат не особо впечатляет, а иногда может и разочаровать. Салоны эконом класса в основном специализируются на стрижках и маникюре. Стоимость услуг варьируется от 300 до 700, иногда 1000 рублей.

Салоны, представляющие, средний класс представляют большее обширный перечень услуг. Мастера в таких организациях стараются «завоевать» клиента, чтобы он вернулся не один раз. В свою очередь, салоны класса люкс отличаются своей клиент-ориентированностью, сервисом, работой на люксовых материалах и препаратах.

Казалось бы, самое верное решение – открыть салон класса люкс, ведь средний чек в таких салонах 10-20 тысяч рублей, а иногда и выше. Однако у индустрии красоты есть одно отличие – сезонность прибыли. Самые прибыльные месяца для салонов красоты – март, июнь-август, сентябрь и декабрь. Соответственно остальные являются наиболее неприбыльными, особенно февраль и ноябрь. Соответственно, как только наступают такие периоды, салоны класса люкс первыми теряют прибыль, причем существенную. Многие из них и вовсе не выдерживают, так как затраты на расходные материалы, аренду и пр. растут иногда и ежемесячно.

Сейчас хотелось бы рассмотреть ошибки, которые допускаются руководителями салонов при их открытии.

Первая, и самая главная ошибка, по мнению многих экспертов – мастер открывает свой салон и продолжает работать и как мастер, и как управленец, боясь потерять стабильный доход. Из-за этого руководитель не может в полной мере заниматься именно управленческими задачами, продвижением салона и пр.

Для того чтобы все системы салона работали слаженно и стабильно, а также приносили прибыль, необходимо следующее:

  • Качественный «продукт»;
  • Сервис и клиентоориентированность;
  • Сплоченная команда: найм персонала, обучение сотрулников, мотивация команда и контроль;
  • Реклама и продвижение;
  • Продажи: умение сотрудников продавать;
  • Финансы: планы и отчеты;
  • Автоматизация: правила и регламенты.

Если наладить все эти системы, то салон будет работать автоматизировано и приносить прибыль.

Вторая ошибка – недобор мастеров. Это происходит из-за страха найти плохого мастера или страха не обеспечить ему плотную запись. Решение здесь одно – не бояться брать мастеров, так как если у Вас будет меньше мастеров, чем необходимо, Вы не сможете закрыть потребности клиентов полностью. Либо же все мастера люди, кто-то может заболеть, поэтому на такой случай всегда нужно иметь кадровый резерв, чтобы ситуация не стала чрезвычайной.

Третья и не менее важная ошибка – отсутствие правил и регламентов. Это необходимо для того, чтобы в Вашем салоне были стандарты, которым будет соответствовать каждый мастер. Соответственно, такие регламенты должны быть прописаны по каждому сотруднику.

Четвертая ошибка связана с финансами салона. Ключевое правило – вести учет собственных финансов, так как из-за этого Вы не сможете в полной мере контролировать свой бизнес. Также не стоит бояться рекламы, продвижения и акций. Ведь благодаря правильно подобранным каналам рекламы можно привлечь новых клиентов и рационально увеличить бюджет салона.

Последняя ошибка заключается в отсутствии администратора, так как тогда владелец салона обладает «многозадачностью», из-за которой возможна потеря лояльности клиентов и репутации салона. Стоит отметить, что нельзя сэкономить на труде одного сотрудника и выиграть от этого большую прибыль.

Таким образом, можем сделать вывод о том, что для создания действительно эффективной системы управления в салоне красоты необходим подбор правильных кадров, регламентация деятельности сотрудников и многое другое. Если же не следовать данным базовым правилам, то выручка владельца вряд ли будет расти. Стоит отметить, что именно по чистой выручке можно понять, насколько эффективно управление. Ведь иногда прибыль организации может расти вместе с расходами, соответственно выручка владельца не увеличивается. Поэтому, помимо прибыли не стоит забывать и о расходах, которые тоже стоит контролировать.


Библиографический список
  1. Общая ситуация на рынке салонов красоты. URL: https://www.openbusiness.ru/special/project/salon-krasoty/obzor-rynka-salonov-krasoty-rossii/ (дата обращения: 25.11.2022)
  2. В России на 45 процентов вырос спрос на услуги бьюти-мастеров. URL: https://ria.ru/20220808/krasota-1807937555.html (дата обращения: 25.11.2022)
  3. Российский рынок салонов красоты и парикмахерских: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г. URL: https://marketing.rbc.ru/research/issue/48284/ (дата обращения: 25.11.2022)
  4. Аналитики выяснили, как изменились траты россиян на услуги красоты. URL: https://gklike.ru/news/analitiki-vyyasnili-kak-izmenilis-traty-rossiyan-na-uslugi-krasoty/ (дата обращения: 25.11.2022)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бусыгина Мария Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация