ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ ЖАНРОВОЙ ПАРАДИГМЫ ИНТЕРНЕТ-ВЕРСИИ БЕЛОРУССКОГО ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗДАНИЯ

Пряникова Арина Игоревна
Белорусский государственный университет
факультет журналистики, студентка 4 курса

Аннотация
Целью статьи является изучение динамики жанровой парадигмы интернет-версии белорусского литературно-художественного издания в контексте виртуализации медиа. Перспектива трансформации, модификации и синтеза жанров связывается в статье с осмыслением новых журналистских форматов, обеспечивающих эффективное взаимодействие редакции с целевой аудиторией. Рассматриваются возможные пути обновления традиционного подхода к созданию материалов для литературно-художественного издания.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пряникова А.И. Пути обновления жанровой парадигмы интернет-версии белорусского литературно-художественного издания // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/09/98816 (дата обращения: 23.04.2024).

Научный руководитель:

Локтевич Екатерина Вячеславовна

кандидат филологических наук, доцент БГУ

Современная медиареальность побуждает интернет-издания осваивать новые форматы, отвечающие запросам эпохи. Средства массовой информации стараются учитывать горизонт ожиданий аудитории, адаптируя контент для последующего удобного, эффективного и креативно-диалогового усвоения. Складывается «идея кроссплатформенного контента, направленная на активизацию поведенческих моделей аудитории», что позволяет воспринимающему сознанию самостоятельно создавать актуальную повестку дня [1]. Использование СМИ новых приемов и техник (ре)презентации текста позволяет приблизиться к интересам потребителя культурного события.

Интерактивность и мультимедийность Интернета связаны с философией постмодернистской эпохи, которая «отличается стремлением к получению удовольствия за счет развлечений» [1]. Аспект игры становится доминирующим в характеристике виртуальной аудитории и связан с работой массмедиа: «Любая информация, — подчеркивает Е.С. Дорощук, — должна приносить максимум удовольствия вне зависимости от содержания» [1]. Поиск новых форм предоставления контента помогает справиться с двумя задачами: удовлетворить большую часть запросов пользователей и повысить информативность создаваемого для них материала.

Игра с аудиторией заключается в возможности дать почувствовать читателю себя в активной роли, например, посредством создания собственного медиапространства. Поэтому появляется необходимость «в использовании новых медиаформатов трансляции контента на различных платформах» [1], что объясняет актуализацию подкаста, расширяющего представления о взаимодействии традиционных и новых жанров. Жанр в медиа определяет структуру и особенности подачи информации. Таким образом, материал конструируется в соответствии с целевой аудиторией издания. Выделяют следующие признаки медиажанра: ориентирование на целевую аудиторию, повторяемость, протяженность во времени, программируемость, учитывание актуальных общепринятых правил подачи информации [1].

Подкаст в классификации А.А. Тертычного относится к мономедийным интернет-жанрам, так как его посредством информация подается в аудио-формате [2]. Однако в современной практике появились и видеоподкасты, когда для подачи материала используются звучащие слова, изображения или их комплекс. В качестве центральных исследователи выделяют такие черты подкаста, как разговорный стиль изложения и упрощенность подачи информации [1], что подразумевает возможность высказать личную точку зрения, основанную на собственном опыте. Такая коммуникация будет строиться на диалоге ведущего и приглашенного. В качестве гостя может выступать эксперт, но, несмотря на это, разговор даже на самую сложную тему осуществляется в более «мягкой» и доступной форме. Эти возможности подкаста помогают в достижении эффекта образования через игру, развлечения, соответствующего постмодернистским принципам.

Подкаст обладает следующими особенностями [2]:

  1. Возможность оперативного реагирования на событие. Большинство подкастов тесно связаны с темой и проблемами, которые освещаются в основном издании.
  2. Расширение аудитории. Читателей привлекает разнообразие мнений, что «достигается широким экспертным контентом» [2], причем формат беседы позволяет использовать прием спонтанности, ситуативности.
  3. Удерживание внимание. Для подкаста выбирается конкретная, точно и креативно сформулированная тема, выбор которой осуществляется с учетом интересов аудитории, что делает материал востребованным. Активные пользователи, создающие собственную повестку дня, могут распространить информацию среди других реципиентных групп. Еще один фактор, делающий подкаст значимым для пользователей: возможность обсуждения темы с точки зрения социальной значимости.
  4. Персонификация. Использование этого приема в создании подкастов помогает выстроить связь с аудиторией, так как пользователь олицетворяет получаемую информацию с собой.
  5. Интерактивность. Специфика разговорного контента роднит подкаст с блогом, потому как реципиента привлекает возможность свободного обмена мнениями.
  6. Доступность. Благодаря подкасту СМИ имеют возможность сделать потребление контента аудиторией более удобным, особенно если печатный текст предполагает большой объем. Поэтому, например, издания, которые избрали одним из своих постоянных жанров лонгриды, используют в практике формат подкастов.

Подкасты являются довольно популярным жанровым форматом в интернет-изданиях, развитие подкастинга привело к появлению различных тематик. Выделяются следующие виды подкастов: музыкальные специализированные (беседы о музыке, композиторах, исполнителях и др.), спортивные специализированные, литературно-художественные специализированные (аудиолекции, аудиоблоги, аудиокниги), геймерские специализированные, образовательно-познавательные, информационно-новостные, документальные, дневниковые (путешествия, здоровый образ жизни и др.), нишевые подкасты разных тематик (история, экономика и др.) [2].

Технология подкастинга широко используется в СМИ различной направленности. Спектр тем может быть довольно разнообразен: обсуждение актуальных общественных и культурных вопросов, социальные проблемы (карьера, финансы, история искусства) и др. Формат подкаста используют и специализированные интернет-издания. Например, интернет-журнал об искусстве «Арзамас», который активно развивает направление подкаста [3], в аудиоформате подает лекции, интервью, обсуждения, отдельно озвученные материалы, включает раздел с подкастами для детей [4], куда также входят короткие аудиолекции, радиоспектакли и пр.

Среди белорусских СМИ также можно выделить некоторые примеры подкастинговой активности. Например, на портале «Онлайнер» есть отдельный спецпроект «Прослушка» — подкасты о киноиндустрии [5], журнал «34travel» выпускает подкасты об истории Беларуси [6], в аудиоформате рассказывают о литературе («Кніжная Шафа» [7] и «Белліт» [8]). Важно то, что интеренте-издания стараются распространять подкасты на разных платформах для аудиоматериалов, что помогает значительно расширить круг аудитории, подстроиться под предпочтения разных групп пользователей. Вместе с тем белорусские литературно-художественные издания не всегда стремятся к развитию в своей практике подкастинговое направление. Это может быть аргументировано несколькими причинами: психологическая неготовность редакции, введение нового формата предполагает повышение технических затрат и обновление человеческих ресурсов, направленность на узкую целевую аудиторию. Так, журналы «Полымя» и «Неман» больше ориентируются на круг профессиональных литераторов, читателей старшего поколения. Однако журнал «Маладосць», с нашей точки зрения, мог бы актуализировать формат подкаста, ведь молодых пользователей привлечет разнообразие контента. Также необходимо учитывать, что основная версия белорусского литературно-художественного журнала — печатный номер. Полагаем, что интернет-портал выступает сегодня только как дополнительное вспомогательное направление традиционного печатного издания, поэтому подкастинговая активность существенно могла бы стимулировать рост читательской аудитории.

Современные интернет-издания уже успели освоить графическую визуализацию. Визуальные образы оказывают стремительное и эмотивно-устойчивое воздействие на сознание читателя. В отличие от печатных текстов, они запоминаются человеком гораздо лучше, ведь «визуализация — это наглядность, доказательность и убедительность» [9, с. 91]. Визуализация делает материалы доступнее, создает привлекательное оформление, что удерживает внимание аудитории и, соответственно, расширяет ее. Для авторов это важный инструмент для работы с информацией. Визуализация расширяет содержание материала, насыщает его важными деталями, оказывает влияние на эмоциональную сферу пользователя. При этом иллюстрации не предполагают упрощение. С помощью графики можно раскрыть даже самую сложную тему, так как визуализация сделает ее понятнее широкому кругу читателей. Поэтому иногда в материалах СМИ используется инфографика: любую информацию человек готов постичь быстрее через визуализацию.

Визуализировать можно любой материал, особенно это очевидно в реконструкции хода событий, при наглядной демонстрации каких-либо тенденций и объяснении «самых запутанных ситуаций» [9, с. 92]. Иллюстрации, являясь формальной частью текста, позволяют авторам более точно выразить творческий замысел и переосмыслить жанровые «пределы» готовящегося к публикации материала. Типы графической визуализации разнообразны: фотографии, рисунки, инфографика, анимация, видеовставки. Глобальное пространство создает огромное количество вариантов оформления материалов. Иллюстрации участвуют в формировании моно- и мультимедийных жанров и таким образом воздействуют на фокус восприятия всех уровней текста. Графическая визуализация выполняет функцию документа, передает эмотивные настроения, оказывает воздействие на читателя и в этом существенно преуспевает (хорошее оформление текста привлекает аудиторию). Также фотография дает лучшее понимание материала, точнее раскрывает его содержание, служит наглядным подтверждением того, о чем говорится в публикации. Визуализация раскрывает авторский замысел, может стать частью творческого эксперимента.

Включение в печатный текст графического материала — распространенный пример креолизации, который формирует жанровую парадигму интернет-медиа. Современные издания уже освоили данный способ и активно используют его в своей практике. Характер используемых иллюстраций часто зависит от характера СМИ. Например, в публикациях массовых изданий более выражена экспрессивная функция, тогда как специализированные СМИ используют визуальный материал как документальную часть текста. Иллюстрация также формирует структуру текста, играя роль «разделителя»: таким образом, печатная публикация становится удобнее для чтения — чередуется тип восприятия информации пользователем.

Белорусские литературно-художественные издания в качестве графической визуализации чаще используют фотографии. Это могут быть портреты героев журналистского материала, обложки книг, страницы документов и др. Иллюстрируется то, о чем ведется речь в тексте, что реализует демонстрационную функцию. «Неман» и «Полымя» используют фотографии в статьях, научных эссе как документальное подтверждение написанному [10; 11]. Таким образом, сложный для восприятия жанр становится доступнее. При этом визуальный контент не применяется для построения четкой структуры, разделения на смысловые текстовые блоки — это осуществляется за счет врезок, смены начертания шрифта. Журнал «Маладосць» пользуется визуальными элементами как дополнением к рецензиям [12], и в данном случае авторы стараются встроить их в единую структуру. Также, например, фотографии авторов публикуемых литературных произведений, используются как обложки. «Літаратура і Мастацтва» применяет графическую визуализацию для своих рецензий в формате репортажа, с помощью чего достигается эффект непосредственного присутствия [13]. Можно сказать, что иллюстративные элементы в той или иной форме используются в публикациях всех жанров, адаптируя традиционный печатный текст для условий интернет-среды.

Однако стоит отметить, что белорусским литературно-художественным журналам все-таки иногда не хватает экспрессивности, разнообразия визуального контента. Использование сложной композиции, сюжетности, что придает выразительности, авторских иллюстраций и сохранение документальности — может быть успешным сочетанием для продвижения литературного события в интернет-среде. Достойная графическая визуализация создает больше возможностей для реализации творческий способностей автора, привлекает аудиторию и удовлетворяет ее потребность в информативности медиа.

Коммуникация в Интернете является важной частью существования современного общества. Принципиально дать каждому возможность общаться свободно, найти единомышленников. В виртуальном пространстве пользователи объединяются в группы по общим интересам, конструируют собственную информационную среду. Общение воспринимается как своего рода досуг, стираются формальные рамки. Возникновение социальных сетей вывело межличностные отношения на глобальный уровень [14, с. 64]. Данный формат медиа наиболее актуален за счет связи со спецификой интернет-пространства: обмен информацией между пользователями происходит непрерывно, и общение происходит в неформальной обстановке. Таким образом, «социальные медиа — это разновидность массмедиа, основанных на интернет-технологиях, позволяющих общаться, создавать контент и обмениваться им в виртуальных группах и сетях» [14, с. 65].

Социальные сети — это особая коммуникационная среда, где происходит синтез устной и письменной речи [14, с. 65]: взаимодействие происходит через печатный текст, который уподобляется разговорному. Предполагается, что реакция пользователей должна быть быстрой, и это влечет за собой изменения в языке: незаконченность, сокращения, редукцию (запись слов, словосочетаний аббревиатурой) [14, с. 65]. Сочетаются разные языковые системы: для выражения эмоций в текст включаются графические элементы, используется сокращение слов, заменяются сочетания букв цифрами, близкими по звучанию. Социальная сеть имеет сложную структуру, складывающуюся из двух сторон: организаторами взаимодействия и его непосредственными участниками [14, с. 65]. Пользовательское общество довольно разнородно: состоять оно может из высокообразованных людей, представителей субкультур и др. Но в условиях Интернета все оказываются равными, так как связь формируется через общие ориентиры. Виртуальное пространство преобразует личность человека на основе его коммуникативных способностей. При этом в сообществах социальных сетей существует определенная иерархия и правила, нормы, регулирующее общение. Верхний «этаж» этой иерархии составляют люди, которые следят за эффективной работой интернет-площадки.

Социальные сети «предоставляют новые возможности для реализации социальных потребностей» [14, с. 68], они совмещают разные практики (ре)презентации информации. Характерная для социальных сетей интерактивность порождает синтез элементов разных медиа, требует включения игровые элементов (геймификации) как способа привлечения внимания пользователей. Так как виртуальное пространство основано, прежде всего, на коммуникации, то ярче выражается диалоговое начало. Все эти тенденции в разной мере перенимают интернет-издания.

Многие из современных средств массовой информации создают свои аккаунты в социальных сетях в дополнение к основному интернет-порталу. Список используемых платформ оказывается довольно разнообразным: так издания стараются подстроиться под широкую аудиторию, создать для нее наиболее оптимальные условия взаимодействия. Современные СМИ не ограничиваются только одним видом медиа и используют в своей практике печатный текст, фото-, видео- и аудиоформаты. Аккаунты в социальных сетях нередко используются как возможность мгновенной и свободной коммуникации с аудиторией. Отдельные СМИ переходят в мессенджеры, где создают специальные чаты с участниками. В большинстве сообществ открыты комментарии: пользователи могут быстро поделиться мнениями, выразить реакцию на информационное сообщение. Открытость интернет-изданий усиливает лояльность аудитории. В социальных сетях СМИ чаще публикуют анонсы, оповещающие пользователей о появлении нового материала. Однако могут быть опубликованы и отдельные информационные сообщения, зачастую в форме коротких заметок, так как в виртуальных сообществах взаимодействие происходит в более скоростном режиме. Форма текста адаптируется под условия интернет-коммуникации, изменяются стилистические особенности жанра: уменьшение объема, включение графических элементов, неформальный характер.

Белорусские литературно-художественные журналы имеют довольно узкий спектр используемых социальных сетей. Некоторые не имеют аккаунтов, кроме официального сайта («Полымя», «Неман»). «Маладосць» ранее имела сообщество в сети «Вконтакте» и на платформе «Инстаграм», но на данный момент они прекратили свою деятельность. Газета «Літаратура і Мастацтва» функционировала в «Вконтакте» [15], более активно проявляла себя на «Фейсбуке» [16]. В «Фейсбуке» газета публикует контент, близкий содержанию печатных номеров, который также размещается и на сайте, — интервью, рецензии, репортажи, статьи. Издание использует свое сообщество как дополнительную платформу распространения материалов.

Особенность белорусских литературно-художественных журналов заключается в том, что они входили в единый холдинг. На сайтах даются прямые ссылки на разные социальные сети, но все они переходят на сообщество издательства «Звязды». Предположительно, это был основной источник связи с редакциями, и там же публиковались анонсы материалов, короткие заметки. Однако такой способ организации не совсем эффективен: пользователь испытывает неудобства в поиске интересующей его информации. Некоторые аккаунты современных белорусских литературно-художественных изданий помогают сегментировать аудиторию, разделить ее в соответствии с интересами. Выход на разные платформы способствует расширению влияния СМИ. Очевидно, что дальнейшее осмысление путей обновления жанровой парадигмы интернет-версии белорусского литературно-художественного издания необходимо для составления приоритетных направлений в развитии современных СМИ, ориентированных на совершенствование диалогических возможностей «текста» в новых условиях динамики культуры.


Библиографический список
  1. Дорощук Е.С. Инновационный потенциал подкаста как интегрированной медиатехнологии. URL: https://research-journal.org/languages/innovacionnyj-potencial-podkasta-kak-integrirovannoj-mediatexnologii/ (дата обращения: 22. 04. 2022).
  2. Тертычный А.А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zhanroobrazovaniya-v-internet-smi/viewer (дата обращения: 27. 03. 2022).
  3. Радио Arzamas // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/radio (дата обращения: 21. 04. 2022).
  4. Детская комната // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/special/kids (дата обращения: 21. 04. 2022).
  5. Прослушка // Оnliner. URL: https://tech.onliner.by/tag/proslushka (дата обращения: 21. 04. 2022).
  6. #Подкасты // 34travel. URL: https://34travel.me/special/audioguides (дата обращения: 21. 04. 2022).
  7. Кніжная Шафа. URL: https://soundstream.media/playlist/knizhnaya-shafa. (дата обращения: 21. 04. 2022).
  8. Bellit. URL: https://music.yandex.by/album/10444920?dir=desc&activeTab=about (дата обращения: 21. 04. 2022).
  9. Симакова С.И. Инструменты визуализации информации в СМИ: инфографика // Вестник Челябинского государственного университета. 2017.  № 6. С. 91–98.
  10. Лобан Н. Исповедально-дневниковая проза писателей фронтового поколения // Нёман. URL: https://zviazda.by/be/news/20181204/1543951346-ispovedalno-dnevnikovaya-proza-pisateley-frontovogo-pokoleniya (дата обращения: 10. 04. 2022).
  11. Фіцнер Т. Жаночая эмансіпацыя праз прызму беларускай літаратуры // Полымя. URL: http://zviazda.by/be/news/20180704/1530720231-taccyana-ficner-zhanochaya-emansipacyya-praz-pryzmu-belaruskay-litaratury (дата обращения: 10. 04. 2022).
  12. Ёсць такая кніга // Маладосць. URL: https://zviazda.by/be/news/20210226/1614343825-yosc-takaya-kniga (дата обращения: 5. 04. 2022).
  13. Шыцька Я. Дом, які пабудавала Бернарда Альба // Літаратура і мастацтва. URL: https://zviazda.by/be/news/20220412/1649760776-dom-yaki-pabudavala-bernarda-alba (дата обращения: 5. 04. 2022).
  14. Катермина В.В. Языковая личность в дискурсе социальных сетей // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2019.  № 3.  С. 64–70.
  15. Літаратура і Мастацтва // Вконтакте. URL: https://vk.com/literature_and_art (дата обращения: 23. 04. 2022).
  16. Літаратура і Мастацтва // Facebook. URL: https://www.facebook.com/gazetalim/ (дата обращения: 23. 04. 2022).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пряникова Арина Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация