ПРИНЦИПЫ, ЭТАПЫ И ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Бердникова Карина Эрфановна1, Чегулова Анастасия Андреевна1, Перяшкина Арина Алексеевна1, Барабашкина Евгения Владимировна1, Трифанова Анна Александровна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Описаны принципы педагогического проектирования, которые представляют собой регулятивы, нормирующие данную деятельность. Рассмотрены виды и уровни, на которых может осуществляться проектировочная деятельность. Педагогическое проектирование выступает незаменимым источником мотивации к самосовершенствованию и самоактуализации личности.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бердникова К.Э., Чегулова А.А., Перяшкина А.А., Барабашкина Е.В., Трифанова А.А. Принципы, этапы и виды педагогического проектирования // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/09/98811 (дата обращения: 22.04.2024).

Ключевым понятием в педагогическом проектировании является проект. В общем виде проект представляет собой продукт преобразовательной деятельности. Педагогический проект имеет свои специфические особенности и понимается как совокупность взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному совершенствованию образовательной системы  в рамках определенного периода. То есть, основными характеристиками любого педагогического проекта являются: временной интервал, целевой компонент, нормированность и особенности реализации обучения [2].

Существует несколько этапов педагогического проектирования. На первом этапе – педагогическом моделировании – разрабатывается идеальный образ объекта, который отражает существенные характеристики оригинала. Данная модель может быть описательной, графической или гипотетической. Второй этап педагогического проектирования заключается в создании проекта, когда модель доводится до уровня ее внедрения в процесс обучения. Третий этап – педагогическое конструирование – представляет собой конкретизацию проекта, приближение его к реальным условиям.

Реализация педагогического проектирования происходит в соответствии с определенными принципами, которые представляют собой регулятивы, нормирующие данную деятельность [3].

Принцип пошаговости определяется как постепенный переход от замысла будущего проекта к формированию образа цели и образа действий. Каждый последующий шаг будет основан на результатах, полученных от действий предыдущих этапов. Принцип прогностичности представляет собой ориентацию на будущее состояние объекта. Принцип нормирования выражен в обязательности реализации всех этапов проекта в соответствии с конкретными процедурами. Принцип обратной связи направлен на необходимость получения информации о результатах проектной деятельности для последующей корректировки действий. Принцип продуктивности определяет ориентацию деятельности на получение результата, имеющего прикладную значимость. Принцип саморазвития как один из важнейших результатов проектной деятельности выражен в порождении новых проектов и постановке новых задач.

Можно выделить следующие виды педагогического проектирования:

1. психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов;

2. проектирование и создание проектов в интенсивных формах, где будут использованы игровые процессы. В рамках данного вида проектирования проектировочные игры будут выступать фактором становления личности обучающихся.

Педагогическое проектирование может быть реализовано на различных уровнях. В качестве уровня понимается степень обобщенности проектных процедур и результата, которые используются в рамках проектных действий. Именно от требований к будущему результату проектировочной деятельности зависит, на каком уровне будет представлен продукт: содержательном, концептуальном, технологичном или процессуальном[1].

Таким образом, педагогическое проектирование выступает незаменимым источником мотивации к самосовершенствованию и самоактуализации личности. Проектировочная деятельность является эффективным инструментом личностного развития. Реализация педагогического проектирования позволяет повысить уровень профессиональной подготовки педагога. Педагогическое проектирование выступает высшим уровнем педагогической деятельности, который проявляется в творчестве преподавателя, постоянном совершенствовании методики обучения, воспитания и развития личности.


Библиографический список
  1. Востроилова, Е. В. Проект как основное понятие педагогического проектирования и условие становления личности спортсмена / Е. В. Востроилова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : Сборник научных статей VIII Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 23–24 апреля 2019 года. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр “Научная книга”, 2019. – С. 137-141. – EDN AVVIVG.
  2. Кузнецов, А. Н. Основные подходы к понятиям “проектирование” и “педагогическое проектирование” в психолого-педагогической литературе / А. Н. Кузнецов // Наука и образование: проблемы и перспективы : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, 31 октября 2018 года / под общей редакцией А.И. Вострецова. – Прага: Научно-издательский центр “Мир науки” (ИП Вострецов Александр Ильич), 2018. – С. 273-278. – EDN VOXYHD.
  3. Шимек, Т. М. Перспективы развития педагогического проектирования как фактор повышения успеваемости учащихся в современных условиях / Т. М. Шимек, Ю. В. Макаренко // Педагогический вестник. – 2022. – № 22. – С. 93-94. – EDN RCGCZT.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бердникова Карина Эрфановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация