Ключевым понятием в педагогическом проектировании является проект. В общем виде проект представляет собой продукт преобразовательной деятельности. Педагогический проект имеет свои специфические особенности и понимается как совокупность взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному совершенствованию образовательной системы в рамках определенного периода. То есть, основными характеристиками любого педагогического проекта являются: временной интервал, целевой компонент, нормированность и особенности реализации обучения [2].
Существует несколько этапов педагогического проектирования. На первом этапе – педагогическом моделировании – разрабатывается идеальный образ объекта, который отражает существенные характеристики оригинала. Данная модель может быть описательной, графической или гипотетической. Второй этап педагогического проектирования заключается в создании проекта, когда модель доводится до уровня ее внедрения в процесс обучения. Третий этап – педагогическое конструирование – представляет собой конкретизацию проекта, приближение его к реальным условиям.
Реализация педагогического проектирования происходит в соответствии с определенными принципами, которые представляют собой регулятивы, нормирующие данную деятельность [3].
Принцип пошаговости определяется как постепенный переход от замысла будущего проекта к формированию образа цели и образа действий. Каждый последующий шаг будет основан на результатах, полученных от действий предыдущих этапов. Принцип прогностичности представляет собой ориентацию на будущее состояние объекта. Принцип нормирования выражен в обязательности реализации всех этапов проекта в соответствии с конкретными процедурами. Принцип обратной связи направлен на необходимость получения информации о результатах проектной деятельности для последующей корректировки действий. Принцип продуктивности определяет ориентацию деятельности на получение результата, имеющего прикладную значимость. Принцип саморазвития как один из важнейших результатов проектной деятельности выражен в порождении новых проектов и постановке новых задач.
Можно выделить следующие виды педагогического проектирования:
1. психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов;
2. проектирование и создание проектов в интенсивных формах, где будут использованы игровые процессы. В рамках данного вида проектирования проектировочные игры будут выступать фактором становления личности обучающихся.
Педагогическое проектирование может быть реализовано на различных уровнях. В качестве уровня понимается степень обобщенности проектных процедур и результата, которые используются в рамках проектных действий. Именно от требований к будущему результату проектировочной деятельности зависит, на каком уровне будет представлен продукт: содержательном, концептуальном, технологичном или процессуальном[1].
Таким образом, педагогическое проектирование выступает незаменимым источником мотивации к самосовершенствованию и самоактуализации личности. Проектировочная деятельность является эффективным инструментом личностного развития. Реализация педагогического проектирования позволяет повысить уровень профессиональной подготовки педагога. Педагогическое проектирование выступает высшим уровнем педагогической деятельности, который проявляется в творчестве преподавателя, постоянном совершенствовании методики обучения, воспитания и развития личности.
Библиографический список
- Востроилова, Е. В. Проект как основное понятие педагогического проектирования и условие становления личности спортсмена / Е. В. Востроилова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : Сборник научных статей VIII Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 23–24 апреля 2019 года. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр “Научная книга”, 2019. – С. 137-141. – EDN AVVIVG.
- Кузнецов, А. Н. Основные подходы к понятиям “проектирование” и “педагогическое проектирование” в психолого-педагогической литературе / А. Н. Кузнецов // Наука и образование: проблемы и перспективы : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, 31 октября 2018 года / под общей редакцией А.И. Вострецова. – Прага: Научно-издательский центр “Мир науки” (ИП Вострецов Александр Ильич), 2018. – С. 273-278. – EDN VOXYHD.
- Шимек, Т. М. Перспективы развития педагогического проектирования как фактор повышения успеваемости учащихся в современных условиях / Т. М. Шимек, Ю. В. Макаренко // Педагогический вестник. – 2022. – № 22. – С. 93-94. – EDN RCGCZT.