Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей: методы и формы
Педагогическая технология – это отдельный набор форм, приемов, методов обучения и воспитательных средств, которые используются в образовательном процессе.
Можно выделить следующие инновационные технологии, методы и формы:
- Интегрированные занятия. Занятия проводятся благодаря концентрированию на одной теме, в которую объединяется материал нескольких предметов. Из особенностей такого занятия выделим компактность, сжатость, краткость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе проводимого занятия. Чаще всего материал предоставляется в форме занимательной, увлекательной игры [3].
- Проектные технологии. Детей включают в работу над творческим проектом.
- Исследовательские и практические работы. Происходит получение учебной информацией из первоисточников. Дети работают с историческими сведениями, книгами, энциклопедиями, заметками, дневниками.
- Профильное обучение – способствует ориентации на сферу будущей профессиональной деятельности.
- Интернет-технологии – компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.
- Технология парного обучения представляет собой вид педагогической технологии, при котором один ребенок занимается обучением другого.
Использование инновационных технологий показывает, что педагог владеет профессиональным уровнем мастерства в решении поставленных задач, способен нестандартно мыслить.
Интегрированные занятия – распространенная форма обучения как в начальных классах, так и в центрах дополнительного образования. Одной из таких интегрированных программ является «Бумажная фантазия», где дети знакомятся с «бумагопластикой»: оригами, аппликация, объемное конструирование и т.д. Интегрированность заключается во взаимосвязи со школьными предметами, таким как: окружающий мир, математика и другие. К примеру, при складывании «бабочки» идет взаимосвязь с «окружающим миром», где обучающиеся могут узнать процесс превращения гусеницы в бабочку и их строение.
Проектная деятельность в центрах дополнительного образования помогает ребенку развивать личностные качества, активизировать творческую деятельность и накапливать свой собственный уникальный опыт. При реализации проектной деятельности позиция «педагога» сменяется на позицию «координатора», который направляет детей в нужное русло. Проектирование в дополнительном образовании предоставляет детям возможность проявить самостоятельность и инициативу и получить заслуженную награду как, например, для взрослых проявление этих самых качеств на работе может сопровождаться денежным поощрением, а в семейной жизни способствует укреплению взаимоотношений.
Центры дополнительного образования могут послужить успешной площадкой для формирования инновационного мышления, поэтому всё больше учреждений реализуют в своей деятельности исследовательские и практические работы. Данные работы, в основном, организуют через работу в малых группах, развития критического мышления и проблемно-диалогического обучения.
Профильное обучение не совсем является инновацией, оно реализовывалось и в период СССР. На данный момент, в более чем 80-летней практике учреждений дополнительного образования сложились следующие направления профильной деятельности:
- Военно-патриотическое воспитание (военно-технический профиль).
- Техническое творчество (технико-технологический профиль).
- Сельскохозяйственное опытничество (профиль сельскохозяйственного производства).
- Эстетическое воспитание и художественная самодеятельность (художественно-эстетический профиль).
- Физическая культура и спорт (физкультурно-спортивный профиль).
- Туристско-краеведческая деятельность (туристско-краеведческий профиль).
- Военно-патриотическое воспитание (военно-технический профиль).
Обучение в центрах дополнительного образования уже сложно представить без использования интернет-технологий. ИКТ позволяют создать процесс обучения ярким и динамичным, правильно систематизировать информацию и грамотно ее преподнести обучающимся. Педагоги, к примеру, создают свои электронные пособия по созданию того или иного изделия, также в сети Интернет множество конкурсов различного уровня, в том числе есть возможность поучаствовать дистанционно.
Таким образом, для успешной реализации учебной деятельности и создания процесса обучения ярким и запоминающимся, необходимо применять различные современные технологии, лучше всего, применять несколько методов и форм одновременно.
Библиографический список
- Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / В.А. Красильникова. – Москва: Директ-Медиа, 2014. – 231 с.
- Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика / Б.Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 343 с.
- Шмырёва, Н.А. Инновационные процессы в управлении педагогическими системами / Н.А. Шмырёва; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. – 108 с.