УДК 374.1

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: МЕТОДЫ И ФОРМЫ

Торопова Анастасия Игоревна1, Семененко Арина Игоревна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Ротанова Валерия Александровна1, Куденкова Наталья Андреевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В статье представлены теоретические аспекты использования педагогических технологий: интегрированных занятий, проектных технологий, исследовательских и практических работ, профильного обучения, интернет-технологий, технологий парного обучения.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Семененко А.И., Рыбина Е.А., Ротанова В.А., Куденкова Н.А. Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей: методы и формы // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/08/98679 (дата обращения: 25.01.2023).

Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей: методы и формы

Педагогическая технология – это отдельный набор форм, приемов, методов обучения и воспитательных средств, которые используются в образовательном процессе.

Можно выделить следующие инновационные технологии, методы и формы:

  1. Интегрированные занятия. Занятия проводятся благодаря концентрированию на одной теме, в которую объединяется материал нескольких предметов. Из особенностей такого занятия выделим компактность, сжатость, краткость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе проводимого занятия. Чаще всего материал предоставляется в форме занимательной, увлекательной игры [3].
  2. Проектные технологии. Детей включают в работу над творческим проектом.
  3. Исследовательские и практические работы. Происходит получение учебной информацией из первоисточников. Дети работают с историческими сведениями, книгами, энциклопедиями, заметками, дневниками.
  4. Профильное обучение – способствует ориентации на сферу будущей профессиональной деятельности.
  5. Интернет-технологии – компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.
  6. Технология парного обучения представляет собой вид педагогической технологии, при котором один ребенок занимается обучением другого.

Использование инновационных технологий показывает, что педагог владеет профессиональным уровнем мастерства в решении поставленных задач, способен нестандартно мыслить.

Интегрированные занятия – распространенная форма обучения как в начальных классах, так и в центрах дополнительного образования. Одной из таких интегрированных программ является «Бумажная фантазия», где дети знакомятся с «бумагопластикой»: оригами, аппликация, объемное конструирование и т.д. Интегрированность заключается во взаимосвязи со школьными предметами, таким как:  окружающий мир, математика и другие. К примеру, при складывании «бабочки» идет взаимосвязь с «окружающим миром», где обучающиеся могут узнать процесс превращения гусеницы в бабочку и их строение.

Проектная деятельность в центрах дополнительного образования помогает ребенку развивать личностные качества, активизировать творческую деятельность и накапливать свой собственный уникальный опыт. При реализации проектной деятельности позиция «педагога» сменяется на позицию «координатора», который направляет детей в нужное русло. Проектирование в дополнительном образовании предоставляет детям возможность проявить самостоятельность и инициативу и получить заслуженную награду как, например, для взрослых проявление этих самых качеств на работе может сопровождаться денежным поощрением, а в семейной жизни способствует укреплению взаимоотношений.

Центры дополнительного образования могут послужить успешной площадкой для формирования инновационного мышления, поэтому всё больше учреждений реализуют в своей деятельности исследовательские и практические работы. Данные работы, в основном, организуют через работу в малых группах, развития критического мышления и проблемно-диалогического обучения.

Профильное обучение не совсем является инновацией, оно реализовывалось и в период СССР. На данный момент, в более чем 80-летней практике учреждений дополнительного образования сложились следующие направления профильной деятельности:

  1. Военно-патриотическое воспитание (военно-технический профиль).
  2. Техническое творчество (технико-технологический профиль).
  3. Сельскохозяйственное опытничество (профиль сельскохозяйственного производства).
  4. Эстетическое воспитание и художественная самодеятельность (художественно-эстетический профиль).
  5. Физическая культура и спорт (физкультурно-спортивный профиль).
  6. Туристско-краеведческая деятельность (туристско-краеведческий профиль).
  7. Военно-патриотическое воспитание (военно-технический профиль).

Обучение в центрах дополнительного образования уже сложно представить без использования интернет-технологий. ИКТ позволяют создать процесс обучения ярким и динамичным, правильно систематизировать информацию и грамотно ее преподнести обучающимся. Педагоги, к примеру, создают свои электронные пособия по созданию того или иного изделия, также в сети Интернет множество конкурсов различного уровня, в том числе есть возможность поучаствовать дистанционно.

Таким образом, для успешной реализации учебной деятельности и создания процесса обучения ярким и запоминающимся, необходимо применять различные современные технологии, лучше всего, применять несколько методов и форм одновременно.


Библиографический список
  1. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / В.А. Красильникова. – Москва: Директ-Медиа, 2014. – 231 с.
  2. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика / Б.Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 343 с.
  3. Шмырёва, Н.А. Инновационные процессы в управлении педагогическими системами / Н.А. Шмырёва; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. – 108 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация