Вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, насыщает их жизнь новыми социальными отношениями. Возможности учреждений дополнительного образования детей можно реализовать при условии четкой работы всей педагогической системы. Важная роль в создании условий для развития обучающихся принадлежит педагогу-организатору.
Ключевая обязанность педагога-организатора в учреждении дополнительного образования детей – подготовка и проведение массовых развивающих, просветительских, досуговых мероприятий, однако это не единственный вид деятельности педагога-организатора. Все должностные обязанности, которые выполняет педагог-организатор в дополнительном образовании, можно распределить на три блока:
1. Методические. Педагог-организатор в учреждении дополнительного образования детей:
- разрабатывает мероприятия отдельных творческих объединений, всего учреждения и участие в событиях различного уровня;
- анализирует результаты досуговой деятельности и реализацию программ дополнительного образования;
- подготавливает документы и сценарии, необходимые для организации каждого мероприятия;
- участвует вместе с методистом в организации методической работы педагогов, содействует повышению их квалификации;
- осуществляет оказание консультационной, методической помощи педагогам ДО и обучающимся в подготовке к различным конкурсам, соревнованиям;
- осуществляет оказание методической помощи педагогам ДО в подготовке открытых занятий, soft-мероприятий.
2. Досуговые. Педагог-организатор в дополнительном образовании:
- планирует все массовые мероприятия – от праздников до конкурсов, олимпиад, выставок;
- вовлекает в подготовку и проведение массовых событий всех участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся, их родителей;
- готовит рекламу каждого мероприятия;
- проводит мероприятие и обеспечивает качественное общение зрителей и организаторов.
3. Аналитические. Педагог-организатор учреждения дополнительного образования:
- проводит анализ условий развития дополнительного образования в организации;
- планирует стратегию этого развития, готовит предложения руководству;
- проводит анализ эффективности обучающих мероприятий, применяемых форм обучения;
- проводит анализ участия обучающихся в мероприятиях различного уровня.
В некоторых случаях можно отдельно выделить блок взаимодействия с партнерами, если учреждение дополнительного образования сотрудничает с различными образовательными организациями и компаниями. В данном блоке педагог-организатор может участвовать в следующих видах деятельности:
- работа по реализации образовательной программы, индивидуального проекта
- анализ итоговых результатов деятельности в рамках сетевого взаимодействия
- круглый стол «Перспективы сотрудничества на следующий учебный год» и т.д.
В отдельный блок можно вынести работу с родителями. Педагог-организатор вместе с родителями может обеспечить единство требований учреждения дополнительного образования и семьи, если будет следовать таким принципам, как дипломатичность в общении, позиция сотрудничества, уважение родительской любви. Педагог-организатор может организовывать совместные мероприятия, мастер-классы с родителями, а также совместное участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях (активная помощь родителей в подготовке к различным конкурсам и фестивалям, в том числе сопроводительные поездки).
Справляться со всеми обязанностями педагогу-организатору помогает детально проработанный план работы. План работы педагога-организатора обычно составляется на учебный год. Планирование воспитательной работы педагога-организатора на учебный год невозможно представить без четкой постановки целей. Правильно поставленные цели определяют содержание всей деятельности педагога-организатора. Каждый педагог-организатор должен знать технологию процесса целеполагания. Постановка целей воспитательной деятельности может быть направлена на жизненно-практические цели обучающихся с одной стороны, и на воспитательные и организационные цели педагога-организатора с другой. В плане работы определяются основные направления деятельности, планируемые мероприятия. Помимо списка массовых мероприятий года, в документ входят разделы, посвященные организационной работе, в том числе и с родителями, контролю и руководству (участию в совещаниях и педсоветах). Обязательный пункт плана – анализ итогов работы за прошлый период, поскольку педагогу-организатору важно сверять результаты с целями, которые ставили в прошлом году, сопоставлять, какие цели были достигнуты, а какие нет, искать причины невыполнения целей.
Таким образом, план работы педагога-организатора в учреждении дополнительного образования детей по большей части состоит из организации общекультурных мероприятий. За учебный год педагог-организатор, как правило, проводит несколько десятков мероприятий различной направленности. Кроме организации и проведения общекультурных мероприятий педагог-организатор также ведет методическую и аналитическую деятельность, осуществляет работу с родителями и косвенно участвует во взаимодействии с партнерами учреждения.
Библиографический список
- Дремина, Ю.Г. Организация и методическое сопровождение деятельности педагога-организатора. Методические материалы / Ю.Г. Дремина, Э.А. Александрова, Т.П. Абизяева, А.В. Старикова. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. – 18 с.
- Роль педагога организатора в дополнительном образовании. – 2020. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/rol-pedagoga-organizatora-v-dopolnitelnom-obrazovanii-4220155.html