Организация самостоятельной работы обучающихся в детских творческих объединениях является особенно актуальной, так как обновленные стандарты образования требуют от всех детских учреждений воспитания самостоятельной и организованной личности.
Проблемой организации самостоятельной работы обучающихся в детских творческих объединениях занимались С.В. Ахманова, В.П. Вишневский, А.И. Зимняя, Н.А. Морозова и др. Так, А.И. Зимняя определяет самостоятельную работу, как целенаправленную и внутренне мотивированную структуру поведения субъекта в совокупности выполняемых действий для достижения определенного результата. Автор акцентирует внимание на том, что самостоятельная работа требует высокого уровня самосознания, самодисциплины и ответственности и может доставлять ученику удовлетворение потребностей в самопознании и самосовершенствовании [1].
Сегодня дополнительное образование рассматривается не как возможность расширения образовательных стандартов, а как инструмент удовлетворения изменяющихся образовательных и социальных потребностей обучающихся.
Принципы организации занятий в творческих детских объединениях представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1 – Принципы организации занятий в творческих объединениях по Н.А. Морозовой
Задачей педагога дополнительного образования является умение выстроить образовательный процесс с максимальной отдачей в виде формирования навыков самостоятельного решения учебной деятельности. Таким образом, нужно предпринять следующие действия:
- Организовать обучающимся практико-ориентированное задание, которое уже содержит цель и задачи работы, а также последовательность ее выполнения и приемы проверки, чтобы обучающиеся на протяжении всей своей деятельности могли проводить самооценку каждой ступени своей работы.
- Следить за практическими действиями обучающихся, чтобы дать своевременные указания, позволяющие предотвратить ошибки в выполнении работы.
- Анализировать самостоятельную работу, стимулировать на тщательность ее выполнения.
- Проводить рефлексию выполненной самостоятельной работы, чтобы понять, насколько осмыслены и усвоены обучающимися результаты проведенной работы.
При организации самостоятельной работы на занятии педагог должен помнить, что каждый обучающийся – индивидуальность. Это значит, что каждый из них обладает собственными умственными возможностями, собственным творческим потенциалом. При этом нельзя всем предъявить одинаковые требования. Каждый из обучающихся должен справиться с посильной ему задачей. Это не значит, что мы должны завышать или занижать требования. Здесь педагогу необходимо умение определять уровень способностей учащихся, степень их готовности к самостоятельной работе. В соответствии с этим педагог разрабатывает разноуровневые задания, определяет индивидуальный образовательный маршрут обучающегося. И работая постоянно, таким образом, учитель получит возможность постепенно увеличить плотность урока, повысить уровень сложности выполняемого задания для конкретного учащегося. А всё это создаёт ситуацию успеха для обучающихся. Ученик в такой системе обучения понимает, что от занятия к занятию он становится более успешным, способным справиться с более сложной задачей, что придаёт ему уверенность, мотивирует на успех, способствует развитию творческого потенциала.
Библиографический список
- Брехова А.В. Самостоятельная работа как средство активизации творческого учебного процесса / А.В. Брехова. Е.И. Чернышева // Научный аспект. 2017. Т. 2. № 1. С. 118-127.
- Галицков С.Я., Михелькевич В.Н. Проектирование: технологии обучения. Самара: Издательство СГАСУ, 2014. 104 с.
- Грибкова Г.И., Рогачева Л.С. Организация детских творческих объединений в условиях образовательного учреждения: Основные аспекты // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.