САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Торопова Анастасия Игоревна1, Семененко Арина Игоревна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Ротанова Валерия Александровна1, Куденкова Наталья Андреевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В статье рассмотрены теоретические аспекты организации самостоятельной работы обучающихся в детских творческих объединениях. Выделены принципы организации занятий в детских творческих центрах. Определены возможные действия педагога для максимально эффективной организации самостоятельной работы.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Семененко А.И., Рыбина Е.А., Ротанова В.А., Куденкова Н.А. Самостоятельная работа обучающихся в системе дополнительного образования детей // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/07/98672 (дата обращения: 20.06.2024).

Организация самостоятельной работы обучающихся  в детских творческих объединениях является особенно актуальной, так как обновленные стандарты образования требуют от всех детских учреждений воспитания самостоятельной и организованной личности.

Проблемой организации самостоятельной работы обучающихся в детских творческих объединениях занимались С.В. Ахманова, В.П. Вишневский, А.И. Зимняя, Н.А. Морозова и др. Так, А.И. Зимняя определяет самостоятельную работу, как целенаправленную и внутренне мотивированную структуру поведения субъекта в совокупности выполняемых действий для достижения определенного результата. Автор акцентирует внимание на том, что самостоятельная работа требует высокого уровня самосознания, самодисциплины и ответственности  и может доставлять ученику удовлетворение потребностей в самопознании и самосовершенствовании [1].

Сегодня дополнительное образование рассматривается не как возможность расширения образовательных стандартов, а как инструмент удовлетворения изменяющихся образовательных и социальных потребностей обучающихся.

Принципы организации занятий в творческих детских объединениях представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1 – Принципы организации занятий в творческих объединениях по Н.А. Морозовой

 

Задачей педагога дополнительного образования является умение выстроить образовательный процесс с максимальной отдачей в виде формирования навыков самостоятельного решения учебной деятельности. Таким образом, нужно предпринять следующие действия:

  1. Организовать обучающимся практико-ориентированное задание, которое уже содержит цель и задачи работы, а также последовательность ее выполнения и приемы проверки, чтобы обучающиеся на протяжении всей своей деятельности могли проводить самооценку каждой ступени своей работы.
  2. Следить за практическими действиями обучающихся, чтобы дать своевременные указания, позволяющие предотвратить ошибки в выполнении работы.
  3. Анализировать самостоятельную работу, стимулировать на тщательность ее выполнения.
  4. Проводить рефлексию выполненной самостоятельной работы, чтобы понять, насколько осмыслены и усвоены обучающимися результаты проведенной работы.

При организации самостоятельной работы на занятии педагог должен помнить, что каждый обучающийся – индивидуальность. Это значит, что каждый из них обладает собственными умственными возможностями, собственным творческим потенциалом. При этом нельзя всем предъявить одинаковые требования. Каждый из обучающихся должен справиться с посильной ему задачей. Это не значит, что мы должны завышать или занижать требования. Здесь педагогу необходимо умение определять уровень способностей учащихся, степень их готовности к самостоятельной работе. В соответствии с этим педагог разрабатывает разноуровневые задания, определяет индивидуальный образовательный маршрут обучающегося. И работая постоянно, таким образом, учитель получит возможность постепенно увеличить плотность урока, повысить уровень сложности выполняемого задания для конкретного учащегося. А всё это создаёт ситуацию успеха для обучающихся. Ученик в такой системе обучения понимает, что от занятия к занятию он становится более успешным, способным справиться с более сложной задачей, что придаёт ему уверенность, мотивирует на успех, способствует развитию творческого потенциала.


Библиографический список
  1. Брехова А.В. Самостоятельная работа как средство активизации творческого учебного процесса / А.В. Брехова. Е.И. Чернышева // Научный аспект. 2017. Т. 2. № 1. С. 118-127.
  2. Галицков С.Я., Михелькевич В.Н. Проектирование: технологии обучения. Самара: Издательство СГАСУ, 2014. 104 с.
  3. Грибкова Г.И., Рогачева Л.С. Организация детских творческих объединений в условиях образовательного учреждения: Основные аспекты // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.


Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация