Школьная жизнь насыщена эмоциями, как положительными, так и отрицательными. С каждым годом всё у большего количества школьников можно наблюдать проявления тревожности.
Социально-психологические факторы возникновения школьной тревожности:
- учебные нагрузки, активные занятия;
- сложная школьная программа, с которой ребенок не справляется;
- завышенные требования родителей к результатам деятельности ребенка;
- авторитарный педагогический стиль;
- смена школьного коллектива;
Школьная тревожность – это наиболее легкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка [2]. Школьная тревожность может проявляться по-разному, часто маскируясь под другие проблемы. Общими признаками для любого возраста считаются:
- ухудшение соматического здоровья;
- нежелание ходить в школу;
- излишняя старательность при выполнении заданий;
- отказ от выполнения заданий, которые у ребенка не получаются;
- раздражительность и агрессия;
- рассеянность.
Наибольшее беспокойство школьной жизнью наблюдается у первоклассников, так как для них школа – новая форма организации жизни, тревога является неотъемлемой частью адаптационного процесса.
Во втором и третьем классе уровень тревожности падает, но за счет личностного развития расширяется спектр причин школьной тревожности.
Четвертый и пятый класс характеризуются повышением уровня тревожности, так как в этот период происходит изменение системы школьных требований.
С седьмого по восьмой класс подростковый кризис может способствовать повышению тревожности. С подросткового возраста школьная тревожность может быть уже личностной особенностью учащегося.
С восьмого по одиннадцатый класс уровень тревожности также повышается, с 8-9 классы она связана с взаимоотношениями со сверстниками, в 10-11 – с личностным самоопределением.
Рекомендации для педагогов:
- постарайтесь объяснять новый материал на знакомых примерах;
- не стыдите ребенка в присутствии одноклассников, не унижайте;
- для ребенка необходимы требования по его возможностям;
- достижения ребенка следует сравнивать только с его прошлыми результатами;
- если есть возможность, то подберите для ребенка менее «тревожный» способ проверки знаний;
- чаще обращайтесь по имени.
Библиографический список
- Пилюгина Екатерина Ивановна, Бережнова Ольга Викторовна, Юндин Роман Николаевич ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problemy-trevozhnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.06.2022).
- Ширванова Ф.В., Каримова Д.Н. Особенности проявления школьной тревожности // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019. №1-2 (29-30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-shkolnoy-trevozhnosti (дата обращения: 22.06.2022).