ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ: ПРИЧИНЫ И ПРИЗНАКИ

Рыбина Екатерина Александровна1, Широкова Любовь Константиновна1, Горшенкова Арина Олеговна1, Сущева Светлана Михайловна1, Разумова Виктория Владимировна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант

Аннотация
Тревожное напряжение является частью адаптации, оно помогает собраться и сосредоточиться. Но чрезмерный уровень тревоги ведет к истощению нервной системы. В статье рассматриваются социально-психологические факторы возникновения школьной тревожности, ее общие признаки, даны краткая динамика школьной тревожности и рекомендации для педагогов.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рыбина Е.А., Широкова Л.К., Горшенкова А.О., Сущева С.М., Разумова В.В. Школьная тревожность: причины и признаки // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/07/98567 (дата обращения: 18.04.2024).

Школьная жизнь насыщена эмоциями, как положительными, так и отрицательными. С каждым годом всё у большего количества школьников можно наблюдать проявления тревожности.

Социально-психологические факторы возникновения школьной тревожности:

-       учебные нагрузки, активные занятия;

-       сложная школьная программа, с которой ребенок не справляется;

-       завышенные требования родителей к результатам деятельности ребенка;

-       авторитарный педагогический стиль;

-       смена школьного коллектива;

Школьная тревожность – это наиболее легкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка [2]. Школьная тревожность может проявляться по-разному, часто маскируясь под другие проблемы. Общими признаками для любого возраста считаются:

-       ухудшение соматического здоровья;

-       нежелание ходить в школу;

-       излишняя старательность при выполнении заданий;

-       отказ от выполнения заданий, которые у ребенка не получаются;

-       раздражительность и агрессия;

-       рассеянность.

Наибольшее беспокойство школьной жизнью наблюдается у первоклассников, так как для них школа – новая форма организации жизни, тревога является неотъемлемой частью адаптационного процесса.

Во втором и третьем классе уровень тревожности падает, но за счет личностного развития расширяется спектр причин школьной тревожности.

Четвертый и пятый класс характеризуются повышением уровня тревожности, так как в этот период происходит изменение  системы школьных требований.

С седьмого по восьмой класс подростковый кризис может способствовать повышению тревожности. С подросткового возраста школьная тревожность может быть уже личностной особенностью учащегося.

С восьмого по одиннадцатый класс уровень тревожности также повышается, с 8-9 классы она связана с взаимоотношениями со сверстниками, в 10-11 – с личностным самоопределением.

Рекомендации для педагогов:

-       постарайтесь объяснять новый материал на знакомых примерах;

-       не стыдите ребенка в присутствии одноклассников, не унижайте;

-       для ребенка необходимы требования по его возможностям;

-       достижения ребенка следует сравнивать только с его прошлыми результатами;

-       если есть возможность, то подберите для ребенка менее «тревожный» способ проверки знаний;

-       чаще обращайтесь по имени.


Библиографический список
  1. Пилюгина Екатерина Ивановна, Бережнова Ольга Викторовна, Юндин Роман Николаевич ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problemy-trevozhnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.06.2022).
  2. Ширванова Ф.В., Каримова Д.Н. Особенности проявления школьной тревожности // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019. №1-2 (29-30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-shkolnoy-trevozhnosti (дата обращения: 22.06.2022).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Рыбина Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация