Подростковый возраст – кризисный, пубертатный период, характеризующийся переходом от одного вида деятельности к другому (с учёбы на интимно-личностное общение). Подростки, еще не совсем умеющие правильно взаимодействовать в сверстнической среде, часто сталкиваются с трудностями, перерастающие в конфликты. И для того, чтобы скорректировать их взаимоотношения, уменьшив проявление межличностного негативизма, нередко используются арт-терапевтические методы.
Говоря простыми словами, арт-терапия – это направление в психотерапии и психологической коррекции, где клиент решает собственные психологические проблемы путем творческого процесса. Арт-терапия не ограничивается только рисованием. Она включается различные виды терапевтической помощи: рисование на песке (песочная терапия), создание собственных сказок (сказкотерапия), драматерапия, прослушивание и разработка музыки (музыкотерапия), проекция танцевальных движений (танцевально-двигательная терапия), куклотерапия, игротерапия, фототерапия и пр. [2]
Использование арт-терапевтических методов позволяет, во-первых, вновь выстроить травмирующую, конфликтную ситуацию, найдя соответствующие пути для ее преодоления самим клиентом, а во-вторых, безусловно, процесс творчества способен расслабить человека, принося ему истинное удовольствие. Методы арт-терапии хороши тем, что выполняют сразу несколько функций:
- «выпускают пар», находя соответствующий выход негативным эмоциям;
- облегчают терапевтический процесс;
- дают возможность подростку самостоятельно проработать собственные мысли, чувства;
- при первичном взаимодействии психолога и подростка помогают налаживать контакт;
- позволяют подростку находить выход из трудных конфликтных ситуаций со сконцентрированным вниманием на ощущениях и целях [1].
Так, ознакомившись с видами и функциями арт-терапии, выделим следующие методы, позволяющие преодолевать межличностные конфликты в подростковом возрасте:
- арт-терапия: «Рисование в паре», «Рисование и наблюдение»; «Кактус», «Дом, дерево, человек», «Рисунок в полной темноте», «Портреты», «Совместный проект», «Фреска»;
- трансперсональная терапия: «Рисунок мандалы», «Мандала состояния», «Мандала снов», «Мандала удачи», групповые дыхательные техники, рисование в группе на песке;
- библио-, драма-, сказкотерапия: «Создаю свою сказку», «Сказка по кругу», «Совместное сочинение», «Театр импровизаций»;
- фото-, видеотерапия: «Я в мультфильме», «Фотограф и модель», «Проба на роль», «Герой и анти-герой», «Я и не Я».
В силу разнообразия арт-терапии каждый подросток, столкнувшийся с острым переживанием межличностных конфликтов, способен найти себе подходящий арт-терапевтический метод, позволяющий ликвидировать травмирующую ситуацию, устранить проблему межличностных конфликтов и снять психо-эмоциональное напряжение. Ведь сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать собственные переживания как можно более спонтанно и произвольно.
Библиографический список
- Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М. : Просвещение, 1998-с.159
- Шмакова А.А. «Арт-терапия в коррекции межличностных конфликтов младших подростков» / А. А. Шмакова. – текст: электронный // Электронная библиотека УрГПУ: [сайт] – URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/3298/1/21Shmakova.pdf (дата обращения: 21.06.2022).
- «Арт-терапия, ее использование для преодоления конфликтов». – текст: электронный // Diplomba: [сайт] – URL: http://diplomba.ru/work/112636 (дата обращения: 21.06.2022).
- Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999-с.123-124
Количество просмотров публикации: Please wait