Научно-технический прогресс предоставил молодому населению трамплин для получения большего объема информации, профессиональных знаний и опыта. Это изменило не только значение целей и средств для их достижения, но и темп жизни. Под влиянием оказались психологическое, умственное и физическое состояния человека, в частности, обучающегося в техническом вузе. Процесс занятия физкультурой в высшей школе не только благоприятно влияет на когнитивное развитие и социализацию студента, но и вырабатывает у него узко-направленные качества, важные для его будущей профессии. Такого результата добиваются педагоги благодаря заранее составленной программе обучения физической культурой, разработанной вместе с ведущими психологами и тренерами. Программа такого типа включает в себя список специальных приемов и средств воздействия физической культуры на студента для формирования в нем личности профессионала.
На сегодняшний день большинство высших учебных заведений с усиленным изучением инженерных и научно-технических предметов используют программу, включающую в себя обязательный курс занятий в объеме 400 часов в течении первых трёх лет по направлениям: физическая культура (ФК) и прикладная физическая культура (ПФК). Учебные занятия проводятся по форме:
- Теоретических, методико-практических, практических, контрольных;
- Элективных практических занятий (по выбору);
- Индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий (консультаций);
- Самостоятельных занятий по заданию и под педагогическим контролем преподавателя;
- Факультативных, в виде групп спортивного совершенствования.
В таблице 1 представлен объем выделенного количества часов на определенный вид учебной работы по семестрам [1].
Таблица 1. Объем дисциплины и виды учебной работы [1]
Вид учебных занятий |
Количество часов |
Семестры |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
||
Лекции |
18 |
- |
10 |
- |
- |
- |
8 |
Методико-практические занятия |
14 |
- |
8 |
- |
- |
- |
6 |
Самостоятельная работа |
40 |
- |
18 |
- |
- |
- |
22 |
Практические занятия |
328 |
54 |
56 |
54 |
56 |
54 |
54 |
Вид аттестации |
Зачет |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Всего по дисциплине |
400 |
54 |
92 |
54 |
56 |
54 |
90 |
Особое внимание следует уделить на адапционный период, который каждому абитуриенту придется пройти. Первокурсник сталкивается с новой формой и системой образования, информационно-воспитательной средой и многими другими факторами, которые как положительно, так и отрицательно влияют на его адаптацию. У разных студентов период адаптации занимает разное количество времени, он может длиться как до первой сессии, так и до “экватора” обучения по специальности. Адапционный потенциал (АП) характеризует уровень адаптации человека, а также способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях изменения среды. АП определяется по методу Р.М. Баевского, измеряется артериальное давление и частота сердечных сокращений (ЧСС) и рассчитывается по формуле в баллах:
АП = 0,011 х ЧСС + 0,014 х АДсист.+ 0,008 х АДдиаст. + 0,014 х В + 0,009 х m – 0,009 х h – 0,27, где АД сист. и АД диаст. – систолическое и диастолическое артериальное давление
В – возраст (годы), m – масса тела (кг), h – рост (см). Полученные результаты интерпретируются согласно данным, приведенным в таблице 2.
Таблица 2. Характеристика значения адаптационного потенциала
Адаптационный потенциал (баллы) |
Характер адаптации |
Характеристика уровня функционального состояния |
Менее 2,1 |
Удовлетворительная адаптация |
Высокие или достаточные функциональные возможности организма |
2,11-3,2 |
Напряжение механизмов адаптации |
Достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет функциональных резервов |
3,21-4,3 |
Неудовлетворительная адаптация |
Снижение функциональных возможностей организма |
Больше 4,3 |
Срыв адаптации |
Резкое снижение функциональных возможностей организма |
Просматривается четкая закономерность сокращения времени адаптации у тех, кто коммуникабелен, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности. Этому способствуют:
− активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование и другие виды целенаправленной физической занятости;
− массовые оздоровительно-спортивные мероприятия, в которых студент – участник, организатор, помощник и т.п.;
− разумное планирование своей жизни на ближайшие 3 – 5 лет в виде реально обоснованной программы самосовершенствования, основные положения которой нацелены на укрепление здоровья, повышение интеллекта, освоение избранной профессии.
Принятые системой образования рекреации: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный, зимний и летний каникулярный отдых, временное пребывание целевого характера в профилакториях, санаториях и т.п., академический годовой отпуск нацелены на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим умственную работоспособность. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от различных систем организма, при этом пятьдесят и более процентов всех импульсов принадлежит мышцам [2].
Работоспособность – способность человека выполнять поставленную интеллектуальную задачу за ограниченное время и требуемым качеством исполнения. Базу работоспособности составляют специфические знания, умения, навыки, а вдобавок определенные психофизические особенности (внимание, память, мышление), физиологические (состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и др. систем), физические (выносливость, сила) и совокупность специальных качеств, достаточных в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, соответствующих уровню мотивации и поставленной цели, а в учебной деятельности студентов в определенной степени зависит от качеств личности, типологической специфики нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна исполняемой работы, энтузиазм к ней, установка на выполнение поставленного конкретного задания, информация и анализ полученных данных в ходе выполнения работы, усидчивость, точность и т.д. Умственная работоспособность значительно меняется с поступление в техническое учебное заведение, так как меняется в первую очередь их расписание дня, по которому абитуриенты жили в школьное время. С появлением новых для студентов научно-исследовательской деятельности и промежуточных рубежей в виде курсовых работ, контрольных опросов, зачетных недель и тд. увеличилась учебная нагрузка.
В ходе изучения программы по дисциплине физической культуры происходит формирование профессионально важных психических качеств, влияющих на умственную работоспособность студента. Можно выделить некоторые из них:
− внимательность
− оперативное мышление
− эмоциональная устойчивость
− инициативность
− стойкость
− смелость и решительность
Для каждого качества существуют различные упражнения для его совершенствования. Таким образом, для развития внимательности большего всего подходят тренировки на переключение внимания с объекта на объект с анализом таких переключений, например игры в мяч, где спортсмен должен следить за несколькими объектами одновременно, а физические упражнения с элементами тактического мышления и преодоления трудностей, например командная эстафета или медленный длительный бег в сложных метеорологических условиях, эффективно влияют на формирование стойкости и оперативного мышления студента.
Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением “конечного порыва”. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимание уделять самостоятельной физической подготовке и занятиям спортом [3].
Таким образом, формирование умственной работоспособности студентов технического вуза средствами физической культуры в значительной мере зависит от выбранной программе обучения физкультурой педагогом, от состояния психологических и физических качеств студента, от адапционного потенциала. Чтобы максимально быстро и эффективно сформировать у студента технического вуза личность профессионала средствами физической культуры, нужно создать соответствующие педагогические условия и пространство для обучения, чтобы реализовать умственный потенциал студента в ходе его обучения.
Библиографический список
- Методика обучения физической культуре. Календарно-тематическое планирование: учебное пособие для вузов / С.А. Литвинов. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022 – 413с.
- Средства физической культуры в регулировании работоспособности : методические разработки / Сост. : В.А. Гриднев, А.Н. Груздев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 16 с. – 200 экз.
- Красноперова, Н.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления[Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.А. Красноперова. – Красноярск : СибГТУ, 2004. – 21с.