ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Груздев Павел Алексеевич1, Дементьев Константин Николаевич2
1Санкт-Петербургский университет Гражданской Авиации, студент
2Санкт-Петербургский университет Гражданской Авиации, кандидат педагогических наук, профессор

Аннотация
Статья посвящена вопросам, связанных со спецификой обучения студентов не физкультурных вузов физической культурой, влиянием занятий по физкультуре на формирование умственной работоспособности студентов, зависимостью уровня двигательной активности и показателей интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Груздев П.А., Дементьев К.Н. Формирование умственной работоспособности студентов технического ВУЗа средствами физической культуры // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97918 (дата обращения: 19.04.2024).

Научно-технический прогресс предоставил молодому населению трамплин для получения большего объема информации, профессиональных знаний и опыта. Это изменило не только значение целей и средств для их достижения, но и темп жизни. Под влиянием оказались психологическое, умственное и физическое состояния человека, в частности, обучающегося в техническом вузе. Процесс занятия физкультурой в высшей школе не только благоприятно влияет на когнитивное развитие и социализацию студента, но и вырабатывает у него узко-направленные качества, важные для его будущей профессии. Такого результата добиваются педагоги благодаря заранее составленной программе обучения физической культурой, разработанной вместе с ведущими психологами и тренерами. Программа такого типа включает в себя список специальных приемов и средств воздействия физической культуры на студента для формирования в нем личности профессионала.

На сегодняшний день большинство высших учебных заведений с усиленным изучением инженерных и научно-технических предметов используют программу, включающую в себя обязательный курс занятий в объеме 400 часов в течении первых трёх лет по направлениям: физическая культура (ФК) и прикладная физическая культура (ПФК). Учебные занятия проводятся по форме:

  1. Теоретических, методико-практических, практических, контрольных;
  2. Элективных практических занятий (по выбору);
  3. Индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий (консультаций);
  4. Самостоятельных занятий по заданию и под педагогическим контролем преподавателя;
  5. Факультативных, в виде групп спортивного совершенствования.

В таблице 1 представлен объем выделенного количества часов на определенный вид учебной работы по семестрам [1].

Таблица 1. Объем дисциплины и виды учебной работы [1]

Вид учебных занятий

Количество часов

Семестры

I

II

III

IV

V

VI

Лекции

18

-

10

-

-

-

8

Методико-практические занятия

14

-

8

-

-

-

6

Самостоятельная работа

40

-

18

-

-

-

22

Практические занятия

328

54

56

54

56

54

54

Вид аттестации

Зачет

+

+

+

+

+

+

Всего по дисциплине

400

54

92

54

56

54

90

Особое внимание следует уделить на адапционный период, который каждому абитуриенту придется пройти. Первокурсник сталкивается с новой формой и системой образования, информационно-воспитательной средой и многими другими факторами, которые как положительно, так и отрицательно влияют на его адаптацию. У разных студентов период адаптации занимает разное количество времени, он может длиться как до первой сессии, так и до “экватора” обучения по специальности. Адапционный потенциал (АП) характеризует уровень адаптации человека, а также способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях изменения среды. АП определяется по методу Р.М. Баевского, измеряется артериальное давление и частота сердечных сокращений (ЧСС) и рассчитывается по формуле в баллах:

АП = 0,011 х ЧСС + 0,014 х АДсист.+ 0,008 х АДдиаст. + 0,014 х В + 0,009 х m – 0,009 х h – 0,27, где АД сист. и АД диаст. – систолическое и диастолическое артериальное давление

В – возраст (годы), m – масса тела (кг), h – рост (см). Полученные результаты интерпретируются согласно данным, приведенным в таблице 2.

Таблица 2. Характеристика значения адаптационного потенциала

Адаптационный потенциал (баллы)

Характер адаптации

Характеристика уровня функционального состояния

Менее 2,1

Удовлетворительная адаптация

Высокие или достаточные функциональные возможности организма

2,11-3,2

Напряжение механизмов адаптации

Достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет функциональных резервов

3,21-4,3

Неудовлетворительная адаптация

Снижение функциональных возможностей организма

Больше 4,3

Срыв адаптации

Резкое снижение функциональных возможностей организма

Просматривается четкая закономерность сокращения времени адаптации у тех, кто коммуникабелен, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности. Этому способствуют:

− активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование и другие виды целенаправленной физической занятости;

− массовые оздоровительно-спортивные мероприятия, в которых студент – участник, организатор, помощник и т.п.;

− разумное планирование своей жизни на ближайшие 3 – 5 лет в виде реально обоснованной программы самосовершенствования, основные положения которой нацелены на укрепление здоровья, повышение интеллекта, освоение избранной профессии.

Принятые системой образования рекреации: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный, зимний и летний каникулярный отдых, временное пребывание целевого характера в профилакториях, санаториях и т.п., академический годовой отпуск нацелены на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим умственную работоспособность. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от различных систем организма, при этом пятьдесят и более процентов всех импульсов принадлежит мышцам [2].

Работоспособность – способность человека выполнять поставленную интеллектуальную задачу за ограниченное время и требуемым качеством исполнения. Базу работоспособности составляют специфические знания, умения, навыки, а вдобавок определенные психофизические особенности (внимание, память, мышление), физиологические (состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и др. систем), физические (выносливость, сила) и совокупность специальных качеств, достаточных в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, соответствующих уровню мотивации и поставленной цели, а в учебной деятельности студентов в определенной степени зависит от качеств личности, типологической специфики нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна исполняемой работы, энтузиазм к ней, установка на выполнение поставленного конкретного задания, информация и анализ полученных данных в ходе выполнения работы, усидчивость, точность и т.д. Умственная работоспособность значительно меняется с поступление в техническое учебное заведение, так как меняется в первую очередь их расписание дня, по которому абитуриенты жили в школьное время. С появлением новых для студентов научно-исследовательской деятельности и промежуточных рубежей в виде курсовых работ, контрольных опросов, зачетных недель и тд. увеличилась учебная нагрузка.

В ходе изучения программы по дисциплине физической культуры происходит формирование профессионально важных психических качеств, влияющих на умственную работоспособность студента. Можно выделить некоторые из них:

− внимательность

− оперативное мышление

− эмоциональная устойчивость

− инициативность

− стойкость

− смелость и решительность

Для каждого качества существуют различные упражнения для его совершенствования. Таким образом, для развития внимательности большего всего подходят тренировки на переключение внимания с объекта на объект с анализом таких переключений, например игры в мяч, где спортсмен должен следить за несколькими объектами одновременно, а физические упражнения с элементами тактического мышления и преодоления трудностей, например командная эстафета или медленный длительный бег в сложных метеорологических условиях, эффективно влияют на формирование стойкости и оперативного мышления студента.

Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением “конечного порыва”. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимание уделять самостоятельной физической подготовке и занятиям спортом [3].

Таким образом, формирование умственной работоспособности студентов технического вуза средствами физической культуры в значительной мере зависит от выбранной программе обучения физкультурой педагогом, от состояния психологических и физических качеств студента, от адапционного потенциала. Чтобы максимально быстро и эффективно сформировать у студента технического вуза личность профессионала средствами физической культуры, нужно создать соответствующие педагогические условия и пространство для обучения, чтобы реализовать умственный потенциал студента в ходе его обучения.


Библиографический список
  1. Методика обучения физической культуре. Календарно-тематическое планирование: учебное пособие для вузов / С.А. Литвинов. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022 – 413с.
  2. Средства физической культуры в регулировании работоспособности : методические разработки / Сост. : В.А. Гриднев, А.Н. Груздев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 16 с. – 200 экз.
  3. Красноперова, Н.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления[Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.А. Красноперова. – Красноярск : СибГТУ, 2004. – 21с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Груздев Павел Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация