УДК 37

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Гасанов Нуран Ниямаддин оглы

Аннотация
В статье рассматривается влияние системы образования англоязычных стран на систему образования в России.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гасанов Н.Н.о. Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования в России // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99145 (дата обращения: 24.01.2023).

В условиях современного мира, в котором и обмен опытом становятся привычной практикой, многие системы претерпели значительные изменения. Однако должен пройти не один год, прежде чем можно было сказать об «успешном внедрении» того или иного метода. И именно в образовании эти процессы происходят гораздо медленнее, что помогает проследить долгосрочные последствия тех или иных реформ, определить прогресс и внести необходимые коррективы.

Актуальность темы диктуется современным состоянием мировых систем образования: необходимость реформ, изменения в каждой сфере человеческой жизни, влияющие на личность, возможности к реализации, и, как результат, развитие общества как целостного организма. Определив общее и различное, можно сделать вывод о целесообразности тех или иных изменений, что отразятся на будущем поколений и государства в целом.

Задачами системы образования в любой стране неизменно являются помощь и поддержка учащегося, создание максимальных условий для раскрытия потенциала, облегчение вхождения в социум и применения навыков и знаний для вклада в развитие и процветание общества.

Принципы образования в России сохраняются со времён СССР, представляя собой пример воплощения слов о «всеобщем и равном»: общее обязательное образование, доступность вне зависимости от благосостояния и уровня доходов, возможность продолжать обучение, становясь достойным членом общества с возможностью самореализации. Объединение достигнутого в прошлом с современными реалиями есть необходимость времени: развитие науки и общества диктует иные правила и условия так называемой «пригодности» той или иной системы.

Однако после распада СССР и в условиях распространяющейся глобализации необходимо было принять меры не только по улучшению конкурентоспособности молодого государства в сфере научных кадров, но и определить дальнейший путь развития. Репутации отдельных мировых университетов, проводимые на их базе исследования и достижения выпускников стали в новом мире образцами, к которым важно стремиться, дабы не оказаться «на обочине истории».

Наибольшим влиянием до сегодняшнего дня обладают англоязычные системы образования (Оксфорд, Кембридж, Лига Плюща и т.д.). Однако речь не идёт о слепом копировании. Рассмотрение рациональности применения лежит на плечах контролирующего органа, с учётом собственной истории, запросов общества и нужд государства.

Для определения влиянии англоязычных систем образования на российскую, стоит выделить сходства и различия в уже существующем.

В России образование начинается с детских садов, где большое внимание уделяется именно освоению навыков коммуникации с другими детьми и взрослыми, закладывается понятие дисциплины и следование расписанию. Однако это не является обязательным, родители могут отправить своих детей и в частный детский сад, либо вовсе заниматься с ним самостоятельно. В Британии и США с 3-4 лет дети включены в образовательный процесс.

Разделение в самой школе во всех трёх системах похожи: в англоязычных это младшая, средняя и старшая школа, в России – начальное, общее базовое и среднее образование. Во всех системах это обязательный минимум.

Заметные отличия начинаются на базе последних двух лет. В обеих англоязычных системах важно завершить весь курс обучения, в то время как в России учащиеся могут уйти в специализированные колледжи. Уделяется внимание и профильным обучениям школьников, однако это не является повсеместным и не введено в общую систему.

Англоязычная система образования предполагает занятость учащегося на большую часть дня, максимальное вовлечение в школьную активность. Почти все кружки находятся при школе, в них можно найти друзей из других классов, тем самым расширяя и улучшая свои социальные навыки. Существует большое количество спонсорских программ, делающих посещение подобных кружков бесплатным.

Важность дополнительного образования вытекает из устоявшегося мнения общества: практическое так же важно, как академическое.

Стремление к получению знаний не единственный аспект успешной личности, в него включаются также готовность к дополнительным заданиям, всесторонний интерес, высокий уровень вовлеченности в жизнь социума, умение общаться с различными группами людей. С каждым годом подобный навык ценится всё больше в связи с окончательным переходом общества в постиндустриальному эпоху с расширяющейся сферой услуг, жизни «онлайн» и других факторов.

Лучше всего различие систем демонстрируется через систему высшего образования. Рекомендации преподавателей, документы о внеклассной активности включаются в общий пакет при поступлении в высшие учебные заведения. В отличие от англоязычных стран, университеты в России открытого типа и предполагают свободный доступ любого гражданина с завершённых средним образованием на бюджетной или платной основе. Главными «документами» являются аттестат и определённый балл по ЕГЭ. Оставаясь под влиянием советского прошлого, система российского образования сохранила в себе многие черты, главным из которых является общедоступность и упор на знания, в то время как внеклассная активность является желательной.

В Российской Федерации не сильно развит частный сектор высшего образования, в то время как в Штатах поступление в такие колледжи является приоритетом для студентов и их родителей, несмотря на их высокую стоимость и избирательность университетов в том, кого они готовы и желают принять на обучение.

Большой проблемой является психологическое состояние студентов. Исследования показывают: около 22 процентов студентов  бросают учёбу в России, в США этот показатель достигает около 40 процентов. [1]  Однако это не говорит о лучшем качестве образования в России. Психологический аспект имеет большое значение. Зачастую всё дело в личностном кризисе студентов. Давление и соревнование сохраняются на протяжении всего обучения, выводя лучших из лучших, однако остаётся большой процент студентов, сдавшихся на академическом поприще. Данный вопрос поднимается ведущими экспертами. [2]

Для вхождения во всемирную сеть образования с целью повышения конкурентоспособности, методы проверок изменились под влиянием тестовых систем оценивания в США и Британии. Результатом стал переход на систему ЕГЭ. Любая реформа общего стандартизированного теста встречает множество сопротивлений, одновременно с этим заметно позитивное влияние, например, доступ к образованию из живущих в других областях Российской Федерации, облегчённость и быстрота подачи-проверки документов. ЕГЭ остаётся обсуждаемой темой, а общество по-своему отвечает на новые нужды: открыто множество центров с подготовкой исключительно к сдаче теста, два года обучения школьников становятся временем усиленного внимания к специфике экзамена. Это увеличивает количество стресса и не уменьшает проблему коррупции и скандалов. Плюсы и минусы реформы, переход от человеческого к компьютерному формату проверки, встречают как своих противников, так и сторонников. [3]

Базируясь на ценности знания как такового, важности «равных возможностей для всех», следование закреплённым в Конституции принципам, в Российской Федерации, главным во всём остаётся студент, учащийся, и максимально возможно выполнение системой возложенных на неё функций по обеспечению помощи и поддержки личности на всех этапах её становления.

Диалог культур и систем будет развиваться, будет продолжаться обмен опытом, в ходе которого каждая страна будет выбирать и внедрять те элементы, что приведут к прогрессу, а не стагнации.

Влияние англоязычных систем образования больше сводится к технической части, стандартизации, упрощению процесса оценивания, охвату большего количества учащихся из различных регионов Федерации. Главным сохраняемым отличием России является её стремление избегать расслоения общества, начинающегося со школьной скамьи выраженное в «равенстве возможностей».


Библиографический список
  1. Кризис первой четверти [Электронный ресурс] // Коммерсант. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3668500 (дата обращения 21.06.2022).
  2. Показатель исследования по выбытию студентов в процессе обучения [Электронный ресурс] // Киберленинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vybytiya-studentov-iz-vuzov-issledovaniya-v-rossii-i-ssha/viewer (дата обращения 21.06.2022).
  3. Современное состояние образования в России  [Электронный ресурс] // Министерство образования. – Режим доступа: https://www.minobr.org/posts/25 (дата обращения 21.06.2022).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гасанов Нуран Ниямаддин оглы»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация