В условиях углубления экономических связей между странами мира реализуемая в Туркменистане внешнеэкономическая политика предусматривает всестороннюю интеграцию страны в современный глобальный мир.
Расширение и углубление сотрудничества с международными экономическими организациями остается одним из важных направлений внешнеэкономической политики Туркменистана. 24 января 2013 года Президент принял решение о создании специальной группы для изучения членства Туркменистана в ВТО и достижения его вступления в нее на благоприятных для нашей национальной экономики условиях. В июне 2019 года по поручению туркменского лидера была создана специальная правительственная группа для изучения вопросов, связанных со вступлением Туркменистана в эту международную организацию. Подчеркнуто, что его заседания, а также результаты консультаций с представителями указанной организации и международными экспертами создадут благоприятные возможности для модернизации нашей национальной экономики как первого шага участия нашей страны в ВТО в качестве наблюдателя. По итогам очередных заседаний Правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с членством Туркменистана во Всемирной торговой организации, состоявшихся 15 апреля и 4 мая 2020 года в административном здании Министерства иностранных дел Туркменистана, в качестве первого шага Сделан вывод об участии страны в качестве наблюдателя в работе этой организации. Отмечено, что он прибыл и подготовил обзор экономической политики Туркменистана и внешнеторгового строя. Представители ОБСЕ обсудили возможность получения Туркменистаном статуса наблюдателя в этой организации, создание возможностей для оздоровления национальной экономики Туркменистана, а также анализ вопроса предоставления нашей стране статуса наблюдателя в повестке дня очередного заседания Генерального совета ОБСЕ .
После вступления в ВТО для государства создаются благоприятные условия всеми членами организации, предоставляются различные экономические льготы. Присоединение к ОБСЕ отражает долгосрочные интересы Туркменистана, модернизирующего свою экономику, реализующего масштабные социально-экономические программы и проекты, глобальную тенденцию экономической глобализации. Это также гарантия того, что современные технологии будут доступны для нашей страны.
В январе 2011 года во время своего визита в Ашхабад глава европейского правительства Жозе Мануэль Баррозу предложил Туркменистану подать заявку на вступление в ОБСЕ. В январе 2013 года решением, подписанным Президентом, была создана Правительственная группа по изучению вопросов, связанных со вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию. Оценить экономические последствия вступления страны в ВТО туркменский лидер поставил перед экспертами специально созданной правительственной комиссии.
После вступления в ВТО для государства создаются благоприятные условия всеми членами организации, предоставляются различные экономические льготы. Вхождение в БСГ, модернизирующее свою экономику, реализующее масштабные социально-экономические программы и проекты, отражает долгосрочные интересы Туркменистана и глобальную тенденцию экономической глобализации.
Шансы Туркменистана стать членом ОБСЕ требуют качественного и количественного углубленного анализа. Изучение процесса вступления имеет решающее значение для разработки стратегии вступления в ВТО. В числе рабочей группы, созданной для изучения вопроса, связанного с присоединением страны к ВТО, а также для анализа экономических последствий возможности присоединения к этой организации, Генерального соглашения по тарифам и торговле, Соглашения по текстилю и одежде , Соглашение о торговых инвестиционных критериях, Соглашение об ограничениях на импорт по стандартам защиты, Генеральное соглашение о торговле услугами, Соглашение о правах интеллектуальной собственности, концепция правил и процедур урегулирования споров, механизм обзора торговой политики и другие правила и положения ВТО. учился. Также в рамках изучения данных вопросов созданная рабочая группа рассмотрит вопрос о соответствии внешнеторгового законодательства Туркменистана и законодательства о внешней торговле всеобъемлющим торговым соглашениям ВТО. Доступ к членству в ВТО занимает в среднем 5-7 лет.
Его первый этап – подача заявки страны в Генеральную дирекцию на членство в ОБСЕ. После этого страна получает статус наблюдателя. Затем инспектирующая страна выпускает подробный Меморандум о торговой практике. В нем изложены метод постепенной адаптации к согласованному уровню таможенных тарифов и ограниченным уровням существующих ставок, продолжительность переходного периода, вопросы национальной безопасности страны и символы (банковская система, авиаперевозки, телекоммуникации и т. д.) и другие меры. Страны-члены ВТО изучают этот Меморандум и направляют вопросы, связанные с этим документом, стране-наблюдателю.
На втором этапе специальная рабочая группа проводит детальное обсуждение вопросов Меморандума, всесторонний обзор экономического механизма и торговой политики стран-участниц. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-наблюдателя в этой организации. Эти консультации и переговоры обычно проводятся на двусторонней основе со всеми рабочими группами заинтересованных стран-членов.
На заключительном третьем этапе слияния, согласно установленным нормам, в выступлении рабочей группы описывается совокупность прав и обязанностей, которые принимает на себя страна-наблюдатель по результатам всех переговоров. После этого весь пакет документов, согласованный в рамках рабочей группы и утвержденный Генеральным советом, утверждается национальным законодательным органом страны-наблюдателя. Следующие обязательства являются частью правовой базы Совета Безопасности ООН и национального законодательства. Сама страна-наблюдатель имеет статус государства-члена ОБСЕ.
Сегодня каждая страна оценивает свой потенциал в мировой экономике и смотрит на будущие тенденции развития. Для всех стран очень важно успешно интегрироваться в глобальную экономическую систему. Прежде всего, несмотря на членство в ВТО, она способствует укреплению основ рыночной экономики и повышению конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке и на внешних рынках.
Основные преимущества любой страны, в том числе вступление нашей страны в ВТО, сосредоточены в трех направлениях: повышение уровня открытости рынка, обеспечение более свободного притока иностранного капитала, приведение правовой базы международной торговли в соответствие с мировыми требованиями. Когда страна-кандидат вступает в ВТО, она берет на себя определенные обязательства по совершенствованию механизма международных отношений. Здесь можно выделить два основных направления. Во-первых, обязательства, связанные с необходимостью приведения национального законодательства и его реализации в соответствие с нормами и правилами Совета Безопасности ООН. Во-вторых, в ходе переговоров согласовать условия отдельных обязательств, то есть либерализацию доступа товаров и услуг на рынок. Состояние принятия таких обязательств может зависеть от основных экономических последствий присоединения страны к ВТО.
Они могут быть как качественными (например, изменения в законодательстве), так и количественными (например, темпы и соотношение производства и импорта).
По мнению международных экспертов, расчет экономических последствий слияния — дело очень сложное. Нет точного и полного экономического анализа преимуществ участия какой-либо страны в ВТО. Оценивать результаты можно только после завершения переговоров и исходя из опыта первых лет реализации соглашений ВТО. Только тогда можно будет оценить влияние участия в ВТО с точки зрения роста товарооборота, уменьшения или увеличения количества торговых сделок, влияния адаптированного к нормам ВТО законодательства на развитие национальной экономики.
Мы должны говорить о пользе присоединения к ОБСЕ для Туркменистана. Профицитная сторона выражается в совершенствовании законодательства и формировании стабильной торгово-инвестиционной системы. Это создает условия для привлечения инвестиций в национальную экономику. Это также улучшает снабжение местных предприятий машинами, оборудованием, технологиями и информацией, минеральными ресурсами и транспортом. Совершенствование этих стандартов и их влияние на развитие конкуренции обеспечит создание условий для повышения качества товаров и услуг.
Для Туркменистана, если смотреть на него с точки зрения государственных интересов и внешней торговли, можно выделить следующие аргументы в пользу преимущества вступления в ВТО:
Тот факт, что 164 страны являются членами ВТО, означает, что эта организация, которая находится в периоде вступления 24 стран, не представляет проблемы в защите национальных интересов.
Современная мировая торговля стала глобальной по своим масштабам, и ВТО регулирует более 90% ее.
Туркменистан – экспорто-ориентированная страна. По данным ЮНКТАД, если среднемировой уровень экспортной квоты составляет около 30%, то в Туркменистане этот показатель находится на уровне 50%.
Следует отметить, что со вступлением Туркменистана в ВТО выгоды от ассортимента товаров и услуг страны в системе торговли превысят возможные потери. При этом для снижения потерь необходимо использовать защитные меры, основанные на возрождении внутренних ресурсов и стимулов, повышающих конкурентоспособность туркменских производителей.
Библиографический список
- USAID.Всемирнуя торговая организация. Сборник соглашений Декабрь 2013.
- Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. Учебник для бакалавров. Москва. Юрайт, 2013.
- Под редакцией А.И. Евдокимова. Международные экономические отношения. 2-е издание. Москва, проспект, 2014.
- Под редакцией д.э.н., профессора С.Н.Сильвестрова. Международные экономические организации. Учебник для бакалавров и магистров. М. Юрайт, 2017.