Воздействие моторного топлива на окружающую среду колоссально значительно, потому как, автотранспорт является один из основных потребителей энергии и сжигает массовое количество продуктов, полученных в результате переработки нефти. Выхлопные, отработанные газы автомобильного транспорта, являются источниками негативных процессов: загрязнение атмосферы вредными и токсичными газами, образование кислотных дождей, фотохимического смога, и конечно глобальное потепление, результатом которого является газы, образующие парниковый эффект. С другой стороны, выхлопные газы являются негативными для организма человека, которые при вдыхании больших концентраций могут вызвать неблагоприятные последствия для людей [1].
В ходе эксплуатации автомобилей различной категории, оснащённые двигателями внутреннего сгорания (ДВС), вредными источниками, загрязняющие биосферу являются: отработанные, моторные газы, газы из системы Кратера, испарение рабочей смеси из систем питания. В выхлопных газах автотранспорта, содержится некоторое количество токсичного свинца, который с различными солями металлов широкого диапазона, проникает в почву, в поверхностные водоёмы, в подземные воды, который позднее поглощается растительностью, которые употребляет человек повседневно. Загрязнения водоёмов, осуществляется в процессе выпадения кислотных дождей, причиной которых является вступлению в реакцию с водой оксидов азота и углекислого газа. Также, стоит отметить, что основная угроза, которая исходит от отработанных токсичных газов – это истощение озонового слоя, который защищает нашу планету от проникновения ультрафиолетовых лучей на Землю. Эти лучи, обладают способностью вызывать большое количество заболеваний. Углеводороды, вступая в реакцию с оксидами азота, образуют так называемый околоземный или тропосферный озон, который также в незначительных концентрациях негативно отражается на здоровье людей.
Поэтому, в связи с ужесточением экологических характеристик традиционного авто-топлива, реализуются различные проекты в Азербайджане и странах СНГ, основной целью которых является снижение содержания вредных веществ в бензине и дизельном топливе, перехода на качество, соответствующее Евро стандартам. Реальной целью является сокращение в топливе различных гетерогенных примесей: содержание полициклических ароматических углеводородов, бензола, являющиеся канцерогенными веществами; содержание серы, меркаптановых соединений; замена углеводородов ароматического ряда на некоторые кислородосодержащие присадки, алкилаты, изомеризаты. В 2011 году, в США были введены новые нормативы на содержание бензола до 0,95-0,97 % об, а уже с 2016 года в силу вступили новые ограничения на содержание бензола в автомобильном бензине до 0,63% об.
В современное время, основными компонентами авто-топлива, понижающие количество отработанных, выхлопных газов являются оксигенаты. Оксигенаты – присадки, обогащённые кислородом в своих молекулярных строениях. К ним относятся: спирты (этанол, бутанол, метанол); эфиры (МТБЭ, ЭТБЭ). При добавлении оксидосодержащих добавок в топливную моторную смесь в размере 9-15 % содержание угарного газа (СО), углеводородов, уменьшается в результате полного сгорания, за счёт наличие кислорода в топливной смеси. Содержание диоксида углерода увеличивается, так данный газ является продуктом полного сгорания. Используя МТБЭ, количество оксидов азота также увеличивается на незначительное количество, концентрации которых не несут негативные последствия [2].
Основное реальное исследование проводилось для сравнения состава выхлопных газов ДВС, при использовании чистого бензина и смеси традиционного топлива, содержащего в качестве добавки – 2% мас., этанола и бутанола.
Опыты проводились на четырёхцилиндровом, четырёхтактном двигателе с водяным охлаждением автомобиля. Состав выхлопных газов определяли с помощью газоанализатора Stargas/898 [3, 4].
Смесь, состоящая из бензина и биотопливных добавок в заданной концентрации, готовили перемешиванием на центрифуге при комнатной температуре в течение 8 часового рабочего дня лаборатории, каждые 2 часа по 10-15 минут.
Смесь, содержащую 2% добавки биотоплива тестировали на стабильность и устойчивость к фазовому расслоению. Исследование проводилось при следующих условиях: температура топлива – 600С, объем образца бензина – 300мл, относительная влажность – 50/55%, средняя температура внешней среды в лаборатории – 220С.
Исследования проводились в две стадии:
Образец готовили следующим образом: к чистому бензину, добавляли этанол 2% масс., исследовали стабильность полученной по фазовому разделению при температуре в диапазоне 25-300С. Состояние смеси контролировали визуально каждые 2 часа в течение 10 дней. Смесь бензина и бутанола исследовали по той же методике. Состав выхлопных газов контролировали по содержанию CO, HC, CO2, NOX. Механическое смешение смеси происходило непосредственно в топливном насосе. Состояние форсунки проверяли визуально, значительного сажевого осадка не наблюдалось.
При измерении химических компонентов выхлопных газов условия окружающей среды должны быть в следующих пределах:
- Температура окружающей среды – от минус 10 до 350С;
- Атмосферное давление – от 91,5 до 102,4 кПа (650-790 мм ртутного столба).
Предварительная подготовка к измерениям. Проверка системы, обеспечивающая сокращение токсичных выбросов автомобиля проводится визуально. В случае отсутствия фактической комплектации установленной производителем, измерения не проводятся. Перед измерением температура двигателя не должна быть меньше 600С, а также следует нагреть до заданной температуры, если рабочая температура масла и охлаждающей жидкости не соответствует требованиям, указанным в ремонтном инструктаже автомобиля [5, 6].
После нагревания двигателя автомобиль готовится для измерений в следующем порядке:
- Коробка передач скорости устанавливается на нейтральный режим;
- Автомобиль останавливают при помощи колодок стояночного тормоза и отключают двигатель;
- Устанавливаются сенсоры тахометра и датчика, определяющего температуру масла двигателя;
- Вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы.
Для определения количества монооксида углерода и углеводородов автомобильных средств при работе двигателя в нейтральном положении, измерения проводятся при минимальной (nмин) и повышенной (nпов) частоте вращения коленчатого вала, установленные производителем [7].
Измерение выхлопных газов транспортных средств, работающих на бензине:
- Коробка передач скорости автомобиля устанавливается на нейтральное положение;
- Автомобиль приостанавливается посредством тормозов;
- Двигатель отключается;
- Открывается капот агрегата, расположенного на двигателе;
- Устанавливается тахометр;
- Зонд газоанализатора берущий пробу, устанавливается в поперечном сечении газовой трубы до 300 мм в глубину, (при неисправности глушителя в виде деформации, глубина рассчитывается с короткой части поперечного сечения);
- Воздушная крышка карбюратора открывается полностью;
- Для определения количество оборотов мотора, на выходы аккумулятора устанавливаются специальные кабеля;
- Для измерения температуры и количества выхлопных газов на выходящую трубу глушителя устанавливают зонды, определяющие температуру и количество отработанных газов;
- Мотор заводится; частота вращения вала мотора повышается на n число оборотов и в этом режиме продолжает оставаться в рабочем состоянии не менее 15 секунд;
- Определяется минимальная частота вращения вала мотора и через 20 секунд минимум, измеряется количество оксида углерода и углеводородов;
- При n число оборотов вала мотора, определяется частота вращения вала и через 30 секунд минимум, измеряется количество оксида углерода и углеводородов;
- При минимальном количестве оборотов двигателя, полученные результаты отражаются на экране прибора и далее распечатываются на бумаге.
Методика измерения отработанных токсичных газов транспортных средств с системой нейтрализации. Перед началом измерений проверяются визуально и сбрасываются показания CO, CH, CO2 на газо-детекторе. Измерения осуществляются в нижеуказанном порядке:
- Заводится двигатель, нажимая на педаль управления, увеличиваем частоту вращения коленчатого вала до nпов и двигатель работает в этом режиме в течение 2-3 минут. Стоит отметить, при температуре окружающей среды ниже 00С 4-5 минут. После стабилизации параметров, определяется количество CO, CH.
- Далее обеспечиваем минимальную частоту коленчатого вала nмин и измеряем вновь количество оксида углерода и углеводородов. Проведение измерений при nмин должны проводится не позднее 30 сек после режима nпов.
- Перед началом измерений отработанных газов автомобилей с встроенной трехкомпонентной системой нейтрализации, необходимо осуществлять проверку этой системы по диагностическому индикатору, установленного на панели приборов [8].
Измерения выхлопных газов производились при помощи газоанализатора Stargas/898.
Измерения проводились в следующем порядке:
- Использование в качестве топлива чистого бензина марки АИ-92 без добавок;
- Топливная смесь бензина и этанола;
- Топливная смесь бензина и бутанола.
Результаты измерений записываются в том же порядке в нижеуказанной таблице 1.
Таблица 1 – Результаты экспериментальных измерений отработанных газов
Показатели результатов при использовании чистого бензина без применения добавок |
||||
CO (%) |
CO2 (%) |
HC(ppm) |
O2 (%) |
NOx (ppm) |
0,030 |
14,14 |
26 |
1,49 |
0,1 |
Показатели результатов отработанных газов при использовании смеси бензина и этанола |
||||
0,0276 |
16,2 |
22,8 |
1,61 |
0,094 |
Показатели результатов выхлопных газов при использовании смеси бензина и н-бутанола |
||||
0,029 |
15,9 |
23,5 |
1,68 |
0,095 |
Показатели результатов при сравнении оксидосодержащих добавок представлены в следующей таблице 2.
Таблица 2 – Сравнение показателей выхлопных газов смеси бензина с добавкой этанола и смеси бензина с н-бутанолом
Сравнение показателей с использование чистого бензина и смесью бензина и этанола |
||||
CO |
CO2 |
HC |
O2 |
NO |
Снизилось на 8% |
Увеличилось на 14,4% |
Снизилось на 13,2% |
Увеличилось на 8,1% |
Снизилось на 6 % |
Сравнение показателей с использование чистого бензина и смесью бензина и н-бутанола |
||||
CO |
CO2 |
HC |
O2 |
NO |
Снизилось на 3,5 % |
Увеличилось на 12,4% |
Снизилось на 9,6% |
Увеличилось на 12,8% |
Снизилось на 5 % |
Выводы
Снижение выбросов СO, HC NO объясняется большим содержанием кислорода в топливной смеси за счет кислородосодержащих добавок, таких как этанол и бутанол, которые способствуют более полному сгоранию. Отсюда следует увеличение выбросов СO2 за счет полного сгорания образующегося оксида углерода CO [9].
Также стоит отметить, что на выхлопные газы автомобильных средств влияют целый ряд технических неисправностей самих транспортных средств.
Библиографический список
- Соломин В.А., Шабанов А.В., Шабанов А.А., Килюшник В.М., Младенский А.В. Анализ методов и средств экологического контроля выбросов вредных веществ отработавших газов автомобилей // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. — 2016. — № 4(30). — С. 82-89.
- Williams PRD. Risk-benefit analysis of ethanol fuel blends in the U.S. Int Sugar J 2004;106(1263):151–66.
- Da Silva MLB, Alvarez PJJ. Effects of ethanol versus MTBE on benzene, toluene, ethylbenzene, and xylene natural attenuation in aquifer columns. J Environ., Eng—ASCE 2002;128(9):862–7.
- Г.С. Яицких, П.А. Вахрушин, К.Э.Колесников. – Сравнение экологических показателей всех видов авто-топлива – http://chemtech.ru/eshhe-raz-pro-gaz/.
- Tami, C. Bond Climate Science and Major Sources / C. Tami // U.S. EPA Region 9 –Black Carbon Symposium. – November 14, 2012.
- Данилов А.М. Применение присадок в топливах. М., Мир, 2005. – 288 с.
- Анализатор газов для контроля промышленных и транспортных выбросов, “STARGAS-898”. Общие технические условия – 2010 г.
- ГОСТ Р 51866-2002. Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия.
- Ложкин В.Н., Шкрабак В.С. Автомобильный транспорт как источник загрязнения окружающей природной среды. СПб.: Изд. НПК «Атмосфера», 2004. – 307с.
Количество просмотров публикации: Please wait