В начале 90-х годов профессор в Гарвардской школе бизнеса Роберт Кэплен и президент международной компании, занимающейся консультированием, Дэвид Нортон разработали новый метод стратегического управления. Свой подход они назвали системой сбалансированных показателей.
Система сбалансированных показателей – это комплекс показателей, заранее отобранных, измеряемых количественно и направленных на реализацию плана развития организации.
В условиях развития информатизации образования система сбалансированных показателей становится мощным инструментом для оценки результатов, достигнутых организацией в ходе осуществления своей деятельности [3].
В мировой практике есть примеры применения системы сбалансированных показателей в высших учебных заведениях, например: в университете Эдинбурга, в Каледонском университете Глазго, в Калифорнийском университете, в Государственном университете Огайо, в университете Ньюкасла. В Российской Федерации с 2004 система сбалансированных показателей применяется во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. На сегодняшний день многие университеты проводят исследования на эту тему.
Сбалансированная система контроля относится к организационным методам в сфере управления образованием. При расширении состава субъектов необходимо чётко определять основные параметры контроля, его критерии и показатели.
Современные информационные технологии позволяют использовать систему сбалансированных показателей при оценке качества образовательного и воспитательного процессов в образовательных организациях. Сбалансированная система показателей является одним из инструментов управления и должна использоваться совместно с другими инструментами и системами управления.
Процесс разработки системы сбалансированных показателей включает в себя:
- Проведение работ, позволяющих подготовиться к проектированию системы сбалансированных показателей;
- Проектирование системы сбалансированных показателей;
- Осуществление каскадирования системы сбалансированных показателей;
- Этап контроля, позволяющий оценить степень выполнения программы развития организации.
В ходе проведения подготовительных работ руководство разрабатывает программу развития образовательной системы и выделяет перспективные направления деятельности. После чего руководство решает, кем из сотрудников должна использоваться разрабатываемая система сбалансированных показателей. Результативность сбалансированной системы показателей в значительной степени зависит от согласия и желания руководства [1].
В качестве составляющих системы сбалансированных показателей для образовательной системы были определены:
- финансовая деятельность;
- количество обучающихся;
- рабочие процессы образовательной системы;
- обучение и развитие педагогических кадров [3].
На стадии создания системы сбалансированных показателей осуществляется конкретизация установленных долгосрочных целей развития, а также формируется перечень показателей, характеризующих поставленные перед организацией цели [1].
Среди долгосрочных целей образовательного комплекса можно выделить:
- обеспечение удовлетворенности потребителей образовательных услуг: учащихся и их родителей; коммерческих и некоммерческих организаций; высших учебных заведений и колледжей; работодателей, оказывающих содействие в трудоустройстве выпускников; государства;
- поступление финансовых средств от реализации основных и дополнительных образовательных программ;
- повышение эффективности деятельности образовательного комплекса;
- обеспечение выполнения государственного задания.
Каждая из реализуемых образовательной системой целей характеризуется определенным набором измеримых показателей. Согласование сбалансированной системы показателей и системы целей повышает мотивацию. Именно этот аспект играет определяющую роль в проводимых в организации изменениях [1].
Каскадирование показателей системы сбалансированных показателей проводится, чтобы повысить эффективность управления образовательным комплексом в условиях долгосрочного планирования, потому что в этом случае цели руководителя образовательного комплекса могут быть переданы в систему сбалансированных показателей его заместителей и педагогических работников – происходит вертикальная интеграция целей. На уровне заместителей директора и педагогических работников осуществляется конкретизация и адаптация к деятельности образовательного комплекса долгосрочных целей, характеризующих их показателей и их целевых значений [2].
Применение системы сбалансированных показателей в образовательном комплексе позволит руководителям более эффективно использовать внедряемые средства информатизации в образовательный и управленческий процессы образовательной системы, повысить качество управления и образования и оценить деятельность организации [3].
Библиографический список
- Багадирова, С.К. Мониторинг качества образования: учебное пособие для обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре / С.К. Багадирова, Е.И. Шарова, М.Р. Кудайнетов. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 129 с.
- Скворцов В.Н. Современные проблемы качества в образовательных системах // II Международная научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» СПб 2013 г., с 135-139
- Фролов Ю.В., Серышев Р.В. Система сбалансированных показателей как инструмент управления образовательным комплексом. – М.: Самарский филиал МГПУ, 2015. C. 409- 414.