СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Внедрение системы сбалансированных показателей качества образования позволяет охватить различные стороны образовательного процесса, осуществлять его мониторинг, обеспечить информационную поддержку принятия решений для повышения качества образования. Применение системы сбалансированных показателей в управлении образовательного учреждения позволит минимизировать разрывы между текущими результатами и конечными целями.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Система сбалансированных показателей качества образования // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/09/96493 (дата обращения: 10.04.2024).

В начале 90-х годов профессор в Гарвардской школе бизнеса Роберт Кэплен и президент международной компании, занимающейся консультированием, Дэвид Нортон разработали новый метод стратегического управления. Свой подход они назвали системой сбалансированных показателей.

Система сбалансированных показателей – это комплекс показателей, заранее отобранных, измеряемых количественно и направленных на реализацию плана развития организации.

В условиях развития информатизации образования система сбалансированных показателей становится мощным инструментом для оценки результатов, достигнутых организацией в ходе осуществления своей деятельности [3].

В мировой практике есть примеры применения системы сбалансированных показателей в высших учебных заведениях, например: в университете Эдинбурга, в Каледонском университете Глазго, в Калифорнийском университете, в Государственном университете Огайо, в университете Ньюкасла. В Российской Федерации с 2004 система сбалансированных показателей применяется во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. На сегодняшний день многие университеты проводят исследования на эту тему.

Сбалансированная система контроля относится к организационным методам в сфере управления образованием. При расширении состава субъектов необходимо чётко определять основные параметры контроля, его критерии и показатели.

Современные информационные технологии позволяют использовать систему сбалансированных показателей при оценке качества образовательного и воспитательного процессов в образовательных организациях. Сбалансированная система показателей является одним из инструментов управления и должна использоваться совместно с другими инструментами и системами управления.

Процесс разработки системы сбалансированных показателей включает в себя:

  1. Проведение работ, позволяющих подготовиться  к проектированию системы сбалансированных показателей;
  2. Проектирование системы сбалансированных показателей;
  3. Осуществление каскадирования системы сбалансированных показателей;
  4. Этап контроля, позволяющий оценить степень выполнения программы развития организации.

В ходе проведения подготовительных работ руководство разрабатывает программу развития образовательной системы и выделяет перспективные направления деятельности. После чего руководство решает, кем из сотрудников должна использоваться разрабатываемая система сбалансированных показателей. Результативность сбалансированной системы показателей в значительной степени зависит от согласия и желания руководства [1].

В качестве составляющих системы сбалансированных показателей для образовательной системы были определены:

-     финансовая деятельность;

-     количество обучающихся;

-     рабочие процессы образовательной системы;

-     обучение и развитие педагогических кадров [3].

На стадии создания системы сбалансированных показателей осуществляется конкретизация установленных долгосрочных целей развития, а также формируется перечень показателей, характеризующих поставленные перед организацией цели [1].

Среди долгосрочных целей образовательного комплекса можно выделить:

- обеспечение удовлетворенности потребителей образовательных услуг: учащихся и их родителей; коммерческих и некоммерческих организаций; высших учебных заведений и колледжей; работодателей, оказывающих содействие в трудоустройстве выпускников; государства;

- поступление финансовых средств от реализации основных и дополнительных образовательных программ;

- повышение эффективности деятельности образовательного комплекса;

- обеспечение выполнения государственного задания.

Каждая из реализуемых образовательной системой целей характеризуется определенным набором измеримых показателей. Согласование сбалансированной системы показателей и системы целей повышает мотивацию. Именно этот аспект играет определяющую роль в проводимых в организации изменениях [1].

Каскадирование показателей системы сбалансированных показателей проводится, чтобы повысить эффективность управления образовательным комплексом в условиях долгосрочного планирования, потому что в этом случае цели руководителя образовательного комплекса могут быть переданы в систему сбалансированных показателей его заместителей и педагогических работников – происходит вертикальная интеграция целей. На уровне заместителей директора и педагогических работников осуществляется конкретизация и адаптация к деятельности образовательного комплекса долгосрочных целей, характеризующих их показателей и их целевых значений [2].

Применение системы сбалансированных показателей в образовательном комплексе позволит руководителям более эффективно использовать внедряемые средства информатизации в образовательный и управленческий процессы образовательной системы, повысить качество управления и образования и оценить деятельность организации [3].


Библиографический список
  1. Багадирова, С.К. Мониторинг качества образования: учебное пособие для обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре / С.К. Багадирова, Е.И. Шарова, М.Р. Кудайнетов. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 129 с.
  2. Скворцов В.Н. Современные проблемы качества в образовательных системах // II Международная научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» СПб 2013 г., с 135-139
  3. Фролов Ю.В., Серышев Р.В. Система сбалансированных показателей как инструмент управления образовательным комплексом. – М.: Самарский филиал МГПУ, 2015. C. 409- 414.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация