УДК 37.018.1

ПУТИ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Семейное воспитание гармонично связано со всей жизнью человека и проблемы, возникающие семейном коллективе в процессе воспитательной деятельности и связанные с различными социальными факторами могут неблагоприятно отразиться на ребенке в будущем. В статье рассмотрены основные социальные проблемы семей «группы риска» и представлены пути коррекции данных проблем для улучшения микроклимата в семье.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Пути коррекции социальных проблем семейного воспитания // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/09/96444 (дата обращения: 28.11.2021).

Семейное воспитание представляет собой совокупность процессов взаимодействия внутри семейного коллектива как между ребенком (детьми) и родителями, так и между другими членами с целью передачи социально- культурного, исторического опыта, а также опыта межличностного общения. Ребенок в семье включается в различные виды деятельности, которые имеют большое значение для его социализации, осваивает все ее этапы: от базовых навыков (научиться держать ложку и самостоятельно употреблять пищу) до сложных форм поведения при осуществлении коммуникаций с окружающим его миром. Домашнее воспитание имеет особенности: оно происходит в любое время и продолжается на протяжении всей жизнедеятельности человека.

Невозможно отказаться от семейного воспитания без ущерба для развития личности ребенка, поскольку оно развивает у него эмоциональный интеллект, формирует его взгляды на мир вокруг. Кроме того, семейное воспитание не подается сравнению с другими видами воспитания: воспитание в детском саду или школе [1, 2].

Однако далеко не всегда семейное воспитание является «качественным» и зачастую это связано с социальными проблемами, возникающими в семьях и влияющими на воспитательный потенциал семьи.

Воспитательный потенциал семьи зависит от многих факторов:

  • социально-экономический (имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе или её отсутствие);
  • социально-культурный (определяется отношением родителей к воспитательной деятельности: ответственно, легкомысленно, равнодушно);
  • технико-гигиенический (означает, что важное значение имеют условия проживания, организация питания, оборудованность места проживания);
  • демографический (показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, многодетная и др.) диктуют свои особенности воспитания детей [2].

Каждый из этих факторов оказывает большое влияние на каждую семью и зачастую при отрицательном влиянии какого-либо из факторов или их совокупности семья оказывается в затруднительном положении и оказывается не в силах обеспечить ребенку полноценное воспитание и развитие. Такие семьи «группы риска» нуждаются в дополнительной помощи. А зачастую, из-за углубления проблем, не в силах исполнять родительские обязанности должным образом. Основные типы семей «группы риска»: неполная, многодетная [2, 3, 4].

Неполными признаются те семьи, где ребенок проживает совместно с одним из родителей. Наиболее распространенной является неполная семья в составе матери и ребенка (детей). Причинами возникновения таких семей являются: развод, смерть одного из родителей, рождение вне брака. Проблемами таких семей чаще всего становятся:

  • Психологические. К ним относятся: переживания, связанные с отсутствием моральной поддержки со стороны одного из родителей, обвинение ребенком себя в случившейся ситуации (развод), и отсутствие для ребенка модели поло-ролевых взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
  • Социально-экономические (низкая материальная обеспеченность, связанная с тем, что опекун вынужден совмещать уход за ребенком и работу, поэтому не имеет возможности устроиться на полную рабочую ставку, что препятствует получению полноценной заработной платы).
  • Проблемы в поведении. Отсутствие одного из родителей нередко в отрицательную сторону меняет стиль семейного воспитания. Поведение родителя здесь имеет две крайние формы это гиперопека или гипоопека. Первая проявляется в повышенном внимании родителей по отношению к ребенку, их стремлении защищать даже при отсутствии опасности, обязывать их поступать в соответствии со своими требованиями. У ребенка формируется так называемая выученная беспомощность – реакция на каждое препятствие как на непреодолимое. Вторая модель поведения противоположна и проявляется в эмоциональном отвержении ребенка родителями. Родители не интересуются ребенком, он предоставлен сам себе. Такая модель воспитания способствует появлению у ребенка чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, ощущения вины [3, 5].

Неполная семья в расширенном составе представляет собой отдельную категорию неполных семей. В расширенной семье в качестве опекунов выступают бабушки и дедушки. В такой семье, помимо социально- экономических и других проблем, возникает целый ряд специфических трудностей. Бабушки и дедушки испытывают трудности в общении с детьми из-за большой разницы в возрасте. Дети таких опекунов чаще других демонстрируют формы делинквентного и девиантного поведения [3, 6].

Многодетной является семья, где есть трое или более несовершеннолетних детей. Воспитание в многодетной семье во многом облегчает социализацию ребенка, развивая в нем навыки общения и взаимодействия со сверстниками, а также воспитывает в нем ответственность, но они все же относятся к семьям группы риска.

Проблемы детей, воспитываемых в многодетных семьях, как правило, схожи: недостаток родительского внимания (формирование у ребенка неадекватно низкой самооценки); часть воспитательного процесса перекладывается родителями на старших детей; интервал между рождением детей (чем он меньше, тем выше конкуренция за родительские ресурсы); предпосылки к негативному восприятию социальных институтов (в частности семьи) [3, 6, 7].

Зачастую проблемы, возникающие в семьях «группы риска» невозможно решить без поддержки как внутри семьи, так и со стороны социума. Среди возможных путей коррекции данных проблем можно выделить следующие:

  1. Повышение психологической культуры населения, которая предполагает усвоение человеком конструктивных способов общения, развитие саморегуляции действий и эмоций, самоанализ своей деятельности;
  2. Развитие сети телефонов доверия, как одного из видов социально значимых услуг, в ходе которых абоненту предоставляется психологическая поддержка и информация по решению тех или иных кризисных ситуаций;
  3. Расширение сетей центров помощи и поддержки неблагополучных семей, отнесенных к «группе риска»;
  4. Организация со стороны государства более эффективной поддержки семей (увеличение пособий, предоставление льгот).
  5. Организация различных курсов для родителей и детей, где при проведении занятий имелась бы возможность скорректировать поведенческие проблемы в семейном коллективе.

Безусловно, работа с семьями, отнесенными к «группе риска», требует комплексного подхода, который учитывает все обстоятельства, в которых она находится. Но какой бы сложной не оказалась проблемная ситуация, в которую попала семья, правильно построенная стратегия взаимодействия между его членами позволит минимизировать риск травмы для ребенка и вернуть семейные взаимоотношения в позитивное русло [1, 3, 4, 5].


Библиографический список
  1. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Лодкина. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.
  2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
  3. Грицай А. Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture- tipologii-neblagopoluchnyh-semey
  4. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи / И. В. Гребенников. – М: Знание, 1976. – 40 с.
  5. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. – М., Наука, 1989.
  6. Дубинин С. Н. Алкоголизм как одна из форм девиантного поведения несовершеннолетних подростков и меры борьбы с алкоголизацией несовершеннолетних подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alkogolizm- kak-odna-iz-form-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-podrostkov-i- mery-borby-s-alkogolizatsiey-nesovershennoletnih
  7. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова ; под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 447 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация