ПУТИ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Семейное воспитание гармонично связано со всей жизнью человека и проблемы, возникающие семейном коллективе в процессе воспитательной деятельности и связанные с различными социальными факторами могут неблагоприятно отразиться на ребенке в будущем. В статье рассмотрены основные социальные проблемы семей «группы риска» и представлены пути коррекции данных проблем для улучшения микроклимата в семье.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Пути коррекции социальных проблем семейного воспитания // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/09/96444 (дата обращения: 23.09.2024).

Семейное воспитание представляет собой совокупность процессов взаимодействия внутри семейного коллектива как между ребенком (детьми) и родителями, так и между другими членами с целью передачи социально- культурного, исторического опыта, а также опыта межличностного общения. Ребенок в семье включается в различные виды деятельности, которые имеют большое значение для его социализации, осваивает все ее этапы: от базовых навыков (научиться держать ложку и самостоятельно употреблять пищу) до сложных форм поведения при осуществлении коммуникаций с окружающим его миром. Домашнее воспитание имеет особенности: оно происходит в любое время и продолжается на протяжении всей жизнедеятельности человека.

Невозможно отказаться от семейного воспитания без ущерба для развития личности ребенка, поскольку оно развивает у него эмоциональный интеллект, формирует его взгляды на мир вокруг. Кроме того, семейное воспитание не подается сравнению с другими видами воспитания: воспитание в детском саду или школе [1, 2].

Однако далеко не всегда семейное воспитание является «качественным» и зачастую это связано с социальными проблемами, возникающими в семьях и влияющими на воспитательный потенциал семьи.

Воспитательный потенциал семьи зависит от многих факторов:

  • социально-экономический (имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе или её отсутствие);
  • социально-культурный (определяется отношением родителей к воспитательной деятельности: ответственно, легкомысленно, равнодушно);
  • технико-гигиенический (означает, что важное значение имеют условия проживания, организация питания, оборудованность места проживания);
  • демографический (показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, многодетная и др.) диктуют свои особенности воспитания детей [2].

Каждый из этих факторов оказывает большое влияние на каждую семью и зачастую при отрицательном влиянии какого-либо из факторов или их совокупности семья оказывается в затруднительном положении и оказывается не в силах обеспечить ребенку полноценное воспитание и развитие. Такие семьи «группы риска» нуждаются в дополнительной помощи. А зачастую, из-за углубления проблем, не в силах исполнять родительские обязанности должным образом. Основные типы семей «группы риска»: неполная, многодетная [2, 3, 4].

Неполными признаются те семьи, где ребенок проживает совместно с одним из родителей. Наиболее распространенной является неполная семья в составе матери и ребенка (детей). Причинами возникновения таких семей являются: развод, смерть одного из родителей, рождение вне брака. Проблемами таких семей чаще всего становятся:

  • Психологические. К ним относятся: переживания, связанные с отсутствием моральной поддержки со стороны одного из родителей, обвинение ребенком себя в случившейся ситуации (развод), и отсутствие для ребенка модели поло-ролевых взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
  • Социально-экономические (низкая материальная обеспеченность, связанная с тем, что опекун вынужден совмещать уход за ребенком и работу, поэтому не имеет возможности устроиться на полную рабочую ставку, что препятствует получению полноценной заработной платы).
  • Проблемы в поведении. Отсутствие одного из родителей нередко в отрицательную сторону меняет стиль семейного воспитания. Поведение родителя здесь имеет две крайние формы это гиперопека или гипоопека. Первая проявляется в повышенном внимании родителей по отношению к ребенку, их стремлении защищать даже при отсутствии опасности, обязывать их поступать в соответствии со своими требованиями. У ребенка формируется так называемая выученная беспомощность – реакция на каждое препятствие как на непреодолимое. Вторая модель поведения противоположна и проявляется в эмоциональном отвержении ребенка родителями. Родители не интересуются ребенком, он предоставлен сам себе. Такая модель воспитания способствует появлению у ребенка чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, ощущения вины [3, 5].

Неполная семья в расширенном составе представляет собой отдельную категорию неполных семей. В расширенной семье в качестве опекунов выступают бабушки и дедушки. В такой семье, помимо социально- экономических и других проблем, возникает целый ряд специфических трудностей. Бабушки и дедушки испытывают трудности в общении с детьми из-за большой разницы в возрасте. Дети таких опекунов чаще других демонстрируют формы делинквентного и девиантного поведения [3, 6].

Многодетной является семья, где есть трое или более несовершеннолетних детей. Воспитание в многодетной семье во многом облегчает социализацию ребенка, развивая в нем навыки общения и взаимодействия со сверстниками, а также воспитывает в нем ответственность, но они все же относятся к семьям группы риска.

Проблемы детей, воспитываемых в многодетных семьях, как правило, схожи: недостаток родительского внимания (формирование у ребенка неадекватно низкой самооценки); часть воспитательного процесса перекладывается родителями на старших детей; интервал между рождением детей (чем он меньше, тем выше конкуренция за родительские ресурсы); предпосылки к негативному восприятию социальных институтов (в частности семьи) [3, 6, 7].

Зачастую проблемы, возникающие в семьях «группы риска» невозможно решить без поддержки как внутри семьи, так и со стороны социума. Среди возможных путей коррекции данных проблем можно выделить следующие:

  1. Повышение психологической культуры населения, которая предполагает усвоение человеком конструктивных способов общения, развитие саморегуляции действий и эмоций, самоанализ своей деятельности;
  2. Развитие сети телефонов доверия, как одного из видов социально значимых услуг, в ходе которых абоненту предоставляется психологическая поддержка и информация по решению тех или иных кризисных ситуаций;
  3. Расширение сетей центров помощи и поддержки неблагополучных семей, отнесенных к «группе риска»;
  4. Организация со стороны государства более эффективной поддержки семей (увеличение пособий, предоставление льгот).
  5. Организация различных курсов для родителей и детей, где при проведении занятий имелась бы возможность скорректировать поведенческие проблемы в семейном коллективе.

Безусловно, работа с семьями, отнесенными к «группе риска», требует комплексного подхода, который учитывает все обстоятельства, в которых она находится. Но какой бы сложной не оказалась проблемная ситуация, в которую попала семья, правильно построенная стратегия взаимодействия между его членами позволит минимизировать риск травмы для ребенка и вернуть семейные взаимоотношения в позитивное русло [1, 3, 4, 5].


Библиографический список
  1. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Лодкина. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.
  2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
  3. Грицай А. Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture- tipologii-neblagopoluchnyh-semey
  4. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи / И. В. Гребенников. – М: Знание, 1976. – 40 с.
  5. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. – М., Наука, 1989.
  6. Дубинин С. Н. Алкоголизм как одна из форм девиантного поведения несовершеннолетних подростков и меры борьбы с алкоголизацией несовершеннолетних подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alkogolizm- kak-odna-iz-form-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-podrostkov-i- mery-borby-s-alkogolizatsiey-nesovershennoletnih
  7. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова ; под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 447 с.


Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: