Семейное воспитание представляет собой совокупность процессов взаимодействия внутри семейного коллектива как между ребенком (детьми) и родителями, так и между другими членами с целью передачи социально- культурного, исторического опыта, а также опыта межличностного общения. Ребенок в семье включается в различные виды деятельности, которые имеют большое значение для его социализации, осваивает все ее этапы: от базовых навыков (научиться держать ложку и самостоятельно употреблять пищу) до сложных форм поведения при осуществлении коммуникаций с окружающим его миром. Домашнее воспитание имеет особенности: оно происходит в любое время и продолжается на протяжении всей жизнедеятельности человека.
Невозможно отказаться от семейного воспитания без ущерба для развития личности ребенка, поскольку оно развивает у него эмоциональный интеллект, формирует его взгляды на мир вокруг. Кроме того, семейное воспитание не подается сравнению с другими видами воспитания: воспитание в детском саду или школе [1, 2].
Однако далеко не всегда семейное воспитание является «качественным» и зачастую это связано с социальными проблемами, возникающими в семьях и влияющими на воспитательный потенциал семьи.
Воспитательный потенциал семьи зависит от многих факторов:
- социально-экономический (имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе или её отсутствие);
- социально-культурный (определяется отношением родителей к воспитательной деятельности: ответственно, легкомысленно, равнодушно);
- технико-гигиенический (означает, что важное значение имеют условия проживания, организация питания, оборудованность места проживания);
- демографический (показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, многодетная и др.) диктуют свои особенности воспитания детей [2].
Каждый из этих факторов оказывает большое влияние на каждую семью и зачастую при отрицательном влиянии какого-либо из факторов или их совокупности семья оказывается в затруднительном положении и оказывается не в силах обеспечить ребенку полноценное воспитание и развитие. Такие семьи «группы риска» нуждаются в дополнительной помощи. А зачастую, из-за углубления проблем, не в силах исполнять родительские обязанности должным образом. Основные типы семей «группы риска»: неполная, многодетная [2, 3, 4].
Неполными признаются те семьи, где ребенок проживает совместно с одним из родителей. Наиболее распространенной является неполная семья в составе матери и ребенка (детей). Причинами возникновения таких семей являются: развод, смерть одного из родителей, рождение вне брака. Проблемами таких семей чаще всего становятся:
- Психологические. К ним относятся: переживания, связанные с отсутствием моральной поддержки со стороны одного из родителей, обвинение ребенком себя в случившейся ситуации (развод), и отсутствие для ребенка модели поло-ролевых взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
- Социально-экономические (низкая материальная обеспеченность, связанная с тем, что опекун вынужден совмещать уход за ребенком и работу, поэтому не имеет возможности устроиться на полную рабочую ставку, что препятствует получению полноценной заработной платы).
- Проблемы в поведении. Отсутствие одного из родителей нередко в отрицательную сторону меняет стиль семейного воспитания. Поведение родителя здесь имеет две крайние формы это гиперопека или гипоопека. Первая проявляется в повышенном внимании родителей по отношению к ребенку, их стремлении защищать даже при отсутствии опасности, обязывать их поступать в соответствии со своими требованиями. У ребенка формируется так называемая выученная беспомощность – реакция на каждое препятствие как на непреодолимое. Вторая модель поведения противоположна и проявляется в эмоциональном отвержении ребенка родителями. Родители не интересуются ребенком, он предоставлен сам себе. Такая модель воспитания способствует появлению у ребенка чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, ощущения вины [3, 5].
Неполная семья в расширенном составе представляет собой отдельную категорию неполных семей. В расширенной семье в качестве опекунов выступают бабушки и дедушки. В такой семье, помимо социально- экономических и других проблем, возникает целый ряд специфических трудностей. Бабушки и дедушки испытывают трудности в общении с детьми из-за большой разницы в возрасте. Дети таких опекунов чаще других демонстрируют формы делинквентного и девиантного поведения [3, 6].
Многодетной является семья, где есть трое или более несовершеннолетних детей. Воспитание в многодетной семье во многом облегчает социализацию ребенка, развивая в нем навыки общения и взаимодействия со сверстниками, а также воспитывает в нем ответственность, но они все же относятся к семьям группы риска.
Проблемы детей, воспитываемых в многодетных семьях, как правило, схожи: недостаток родительского внимания (формирование у ребенка неадекватно низкой самооценки); часть воспитательного процесса перекладывается родителями на старших детей; интервал между рождением детей (чем он меньше, тем выше конкуренция за родительские ресурсы); предпосылки к негативному восприятию социальных институтов (в частности семьи) [3, 6, 7].
Зачастую проблемы, возникающие в семьях «группы риска» невозможно решить без поддержки как внутри семьи, так и со стороны социума. Среди возможных путей коррекции данных проблем можно выделить следующие:
- Повышение психологической культуры населения, которая предполагает усвоение человеком конструктивных способов общения, развитие саморегуляции действий и эмоций, самоанализ своей деятельности;
- Развитие сети телефонов доверия, как одного из видов социально значимых услуг, в ходе которых абоненту предоставляется психологическая поддержка и информация по решению тех или иных кризисных ситуаций;
- Расширение сетей центров помощи и поддержки неблагополучных семей, отнесенных к «группе риска»;
- Организация со стороны государства более эффективной поддержки семей (увеличение пособий, предоставление льгот).
- Организация различных курсов для родителей и детей, где при проведении занятий имелась бы возможность скорректировать поведенческие проблемы в семейном коллективе.
Безусловно, работа с семьями, отнесенными к «группе риска», требует комплексного подхода, который учитывает все обстоятельства, в которых она находится. Но какой бы сложной не оказалась проблемная ситуация, в которую попала семья, правильно построенная стратегия взаимодействия между его членами позволит минимизировать риск травмы для ребенка и вернуть семейные взаимоотношения в позитивное русло [1, 3, 4, 5].
Библиографический список
- Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Лодкина. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
- Грицай А. Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture- tipologii-neblagopoluchnyh-semey
- Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи / И. В. Гребенников. – М: Знание, 1976. – 40 с.
- Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. – М., Наука, 1989.
- Дубинин С. Н. Алкоголизм как одна из форм девиантного поведения несовершеннолетних подростков и меры борьбы с алкоголизацией несовершеннолетних подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alkogolizm- kak-odna-iz-form-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-podrostkov-i- mery-borby-s-alkogolizatsiey-nesovershennoletnih
- Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова ; под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 447 с.