ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье характеризуется понятие и правовые основы дополнительного образования детей. Авторы обозначают роль дополнительного образования для развития личности ребёнка, выделяют его сущностные признаки. Рассмотрев различные определения понятия дополнительного образования детей, авторы анализируют правовые основы данного вида образования.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Дополнительное образование детей: понятие и правовые основы // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/95355 (дата обращения: 24.03.2024).

Дополнительное образование детей представляет собой достаточно молодую область образования, формирование которой началось в конце прошлого столетия с принятием Федерального Закона «Об образовании в РФ». Дополнительное образование детей является видом образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей в образовательном самосовершенствовании.

Дополнительное образование детей непосредственно обеспечивает их оптимальную адаптацию к жизни в социуме, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, которые проявляют определённые выдающиеся способности. Необходимо, чтобы дополнительные образовательные программы учитывали возрастные и личностные особенности детей.

А.В. Егорова определяет дополнительное образование детей как образовательную деятельность за пределами регламентированного государством учебно-воспитательного процесса [3].

В.В. Абраухова считает, что дополнительное образование детей представляет собой систематизированный, поэтапный и целенаправленный процесс обучения и воспитания детей посредством дополнительных образовательных программ [2].

В настоящее время дополнительное образование детей необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее значимых составляющих образовательного пространства. Дополнительное образование детей востребовано обществом и непосредственно нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства как вид образования, который сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности детей. Дополнительное образование, исходя из своего огромного своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации досуговой деятельности, такие как творчество, отдых и развлечения с различными формами учебной деятельности. Дополнительное образование детей, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, при этом решая проблему занятости детей.

Структурно дополнительное образование детей вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, в некоторой мере сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование  детей представляет собой подсистему, но также оно может рассматриваться в качестве самостоятельной образовательной системы в силу обладания качествами системы.

Основными федеральными нормативными правовыми актами, которые регулируют дополнительное образование детей, являются Конституция РФ и Федеральный Закон «Об образовании в РФ». Конституция РФ в статье 43 определяет, что каждый имеет право на образование, а вот «общедоступность и бесплатность» гарантируются только для дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях [1]. Федеральный закон «Об образовании в РФ» в статье 5 расширил государственную гарантию «общедоступности и бесплатности» ещё на среднее общее образование. Всё же, дополнительное образование детей данной гарантии не получило. Это непосредственным образом следует из статьи 10, в которой указано, что система образования подразделена на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, а дополнительное образование детей определяется в качестве подвида дополнительного образования [4]. Таким образом, дополнительное образование детей в России в настоящее время не является общедоступным и бесплатным.

Таким образом, дополнительное образование детей позволяет гораздо полнее применять потенциал школьного образования посредством расширения и углубления школьных знаний. Дополнительное образование детей достаточно эффективно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования при помощи реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, позволяет детям удовлетворять свои индивидуальные творческие и интеллектуальные потребности. Дополнительное образование детей по своей сущности обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым непосредственно способствует развитию таких личностных качеств, которые крайне значимы для успеха в любой сфере деятельности, оно создает возможность для формирования круга общения на основе общих ценностей и интересов.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  2. Азизова В.Т. Нормативные основы правовой компетентности работников образования // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativnye-osnovy-pravovoy-kompetentnosti-rabotnikov-obrazovaniya (дата обращения: 27.03.2021).
  3. Новосёлова А.Н. Отдельные аспекты правового регулирования сферы дошкольного образования и повышение уровня профессиональных компетенций руководителей дошкольных образовательных организаций // Сибирский педагогический журнал. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-aspekty-pravovogo-regulirovaniya-sfery-doshkolnogo-obrazovaniya-i-povyshenie-urovnya-professionalnyh-kompetentsiy (дата обращения: 27.03.2021).
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 31.12.2012


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация