Дополнительное образование детей представляет собой достаточно молодую область образования, формирование которой началось в конце прошлого столетия с принятием Федерального Закона «Об образовании в РФ». Дополнительное образование детей является видом образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей в образовательном самосовершенствовании.
Дополнительное образование детей непосредственно обеспечивает их оптимальную адаптацию к жизни в социуме, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, которые проявляют определённые выдающиеся способности. Необходимо, чтобы дополнительные образовательные программы учитывали возрастные и личностные особенности детей.
А.В. Егорова определяет дополнительное образование детей как образовательную деятельность за пределами регламентированного государством учебно-воспитательного процесса [3].
В.В. Абраухова считает, что дополнительное образование детей представляет собой систематизированный, поэтапный и целенаправленный процесс обучения и воспитания детей посредством дополнительных образовательных программ [2].
В настоящее время дополнительное образование детей необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее значимых составляющих образовательного пространства. Дополнительное образование детей востребовано обществом и непосредственно нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства как вид образования, который сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности детей. Дополнительное образование, исходя из своего огромного своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации досуговой деятельности, такие как творчество, отдых и развлечения с различными формами учебной деятельности. Дополнительное образование детей, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, при этом решая проблему занятости детей.
Структурно дополнительное образование детей вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, в некоторой мере сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование детей представляет собой подсистему, но также оно может рассматриваться в качестве самостоятельной образовательной системы в силу обладания качествами системы.
Основными федеральными нормативными правовыми актами, которые регулируют дополнительное образование детей, являются Конституция РФ и Федеральный Закон «Об образовании в РФ». Конституция РФ в статье 43 определяет, что каждый имеет право на образование, а вот «общедоступность и бесплатность» гарантируются только для дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях [1]. Федеральный закон «Об образовании в РФ» в статье 5 расширил государственную гарантию «общедоступности и бесплатности» ещё на среднее общее образование. Всё же, дополнительное образование детей данной гарантии не получило. Это непосредственным образом следует из статьи 10, в которой указано, что система образования подразделена на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, а дополнительное образование детей определяется в качестве подвида дополнительного образования [4]. Таким образом, дополнительное образование детей в России в настоящее время не является общедоступным и бесплатным.
Таким образом, дополнительное образование детей позволяет гораздо полнее применять потенциал школьного образования посредством расширения и углубления школьных знаний. Дополнительное образование детей достаточно эффективно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования при помощи реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, позволяет детям удовлетворять свои индивидуальные творческие и интеллектуальные потребности. Дополнительное образование детей по своей сущности обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым непосредственно способствует развитию таких личностных качеств, которые крайне значимы для успеха в любой сфере деятельности, оно создает возможность для формирования круга общения на основе общих ценностей и интересов.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
- Азизова В.Т. Нормативные основы правовой компетентности работников образования // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativnye-osnovy-pravovoy-kompetentnosti-rabotnikov-obrazovaniya (дата обращения: 27.03.2021).
- Новосёлова А.Н. Отдельные аспекты правового регулирования сферы дошкольного образования и повышение уровня профессиональных компетенций руководителей дошкольных образовательных организаций // Сибирский педагогический журнал. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-aspekty-pravovogo-regulirovaniya-sfery-doshkolnogo-obrazovaniya-i-povyshenie-urovnya-professionalnyh-kompetentsiy (дата обращения: 27.03.2021).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 31.12.2012