Анализ проведенных исследований о проведении в профессиональных учебных заведениях мероприятий по формированию трудовых качеств и навыков у студентов позволяет сделать вывод о том, что трудовое воспитание проводится исключительно с применением определенных методов, применяемых для осуществления трудового воспитания. С помощью данных методов трудового воспитания студентам разъясняют основы трудового права, правила поведения на работе, основы дисциплинарных норм и правил, формируют чувство ответственности за проделанную работу и т.д. Также используются методы мотивации к более успешной трудовой деятельности с применением элементов соревновательного характера в обучении и поощрения победителей.
Все имеющиеся методы в арсенале трудового воспитания студентов профессиональных образовательных учреждений применяются в едином комплексе, совокупности. Разъяснение, оценка, упражнение, приучение, поступок и убеждение неотделимы друг от друга в парадигме трудового воспитания обучающихся профессиональных учреждений.
1. Наблюдение. Данный метод трудового воспитания строится на том, что обучающийся учится непосредственно воспринимать и пропускать через собственное нравственное восприятие окружающую его повседневную действительность. Метод наблюдения позволяет обучающимся провести собственный анализ любого процесса, заинтересоваться его особенностями и аспектами его протекания, повышает мотивацию, любознательность, воображение, а также формирование креативных и творческих навыков и умений. Данный метод должен применяться преподавателями профессиональных учреждений как можно чаще не только в учебное, но и внеучебное время, так как он соответствует возрастным особенностям обучающихся. Это особенно важно при рассмотрении этапов и особенностей проведения их будущей трудовой деятельности, что повышает не только трудовое воспитание, ценностное восприятие трудовой деятельности, но и профессиональные навыки и качества.
Внеаудиторные занятия в формате наблюдения как правило проходят в виде заданий для студентов – изучить тот или иной производственный процесс, отметить наиболее важные моменты в процессе производства, выделить задачи специалиста, определить для себя наиболее интересный или не совсем изучений процесс и провести небольшой обзор и анализ данного процесса для устранения пробелов в знаниях.
2. Общественно-трудовое поручение. Применение метода общественно-трудовых поручений формирует у будущих специалистов трудовую и деловую ответственность за проделанную работу. Наполняет нравственным смыслом их отношение к работе и трудовым результатам, развивает привычку выполнять возложенные на них задачи с наибольшими усилиями, а также управленческие и организаторские и личностные качества. Особенность данных поручений в том, что они носят общественно полезный характер, то есть обучающийся воспитывает у себя навыки коллективизма, общественной пользы и значимости.
Существует также и временные, то есть периодические общественно-трудовые поручения, которые удобно применять в учебно-образовательном процессе, которые приносят пользу как самим студентам, так и образовательной организации, то есть это поручения в плане изготовления наглядных пособий, методических рекомендаций, пособий по технической и производственной безопасности, сбору сведений о трудовой деятельности различных профессий, задания по созданию собирательного образа современного специалиста и т.д.
3. Поручение. Данный метод имеет преимущества в плане его гибкости, то есть это могут быть поручения как социального, трудового или образовательного характера. Данный метод применяется в любых образовавшихся условиях и особенностях каждого из студентов.
Так как при распределении поручений коллективу студентов преподавателем проводится краткий анализ состоящий из сильных и слабых сторон каждого студента. После того как проводится подобный анализ преподаватель распределяет поручения наиболее оптимальным образом, чтобы добиться максимального результата учебной группы. С помощью данного метода студенты приобщаются к труду к выполнению возложенных на них задач и требований, раскрывают скрытые таланты и творчески подходят к достижению поставленных целей. Разбивать коллектив на мини-группы, чтобы более слабые студенты в процессе выполнения задач учились у более сильных.
Коллективные или групповые поручения играют огромную роль в формировании умений студентов работать в команде, коллективе, проявлять и развивать свои управленческие и организаторские способности.
При даче поручений студентам необходимо добиться правильного микроклимата в мини-группах и отношения на уровне доброжелательности и взаимопомощи. Также необходимо справедливо распределять поручения, не должно быть слишком сложных или слишком легких задач, каждое поручение должно быть одного уровня с остальными и иметь баланс в их распределении.
4. Упражнение. Упражнения представляют собой практические действия, в ходе которых вырабатываются умения применять знания на практике, формируются привычки поведения. На внеаудиторных занятиях даются усложненные варианты практических упражнений, рассчитанные на расширение и углубление умений по разным видам труда. В некоторых учебных заведений созданы и успешно действуют авиа и судомодельные кружки, работа в которых требует от студентов умений и навыков конструирования, обращения с различными инструментами, приборами и источниками тока – генератором, механическим лобзиком, небольшой пилой и миниатюрным станком.
5. Беседа. С обучающимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажи, этические беседы, комментарии при просмотре видеоматериалов. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение труда, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах экономики страны, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операций, отношении к труду и правилах поведения. Во вводной беседе педагог, обращаясь к студентам с вопросами, приводит в систему эти знания, напоминает, какие из них потребуются в работе. Здесь возможна проблемная постановка вопросов – должны подумать, как и где можно применить знания в практических действиях, какие приемы надо выбрать, чтобы работу выполнить быстро и качественно.
Библиографический список
- Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия : пособие для учителя Текст / А.А. Вайсбург; под ред. М.И. Махмутова. – М. : Просвещение, 2012.
- Краснопёрова А.Г., Петьков В.А. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 (162).
- Куликова С.В. Трудовое воспитание как основа обучения будущих инженеров // МНКО. 2018. №5 (72).
- Лабутина Н.В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 2360 c.