МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассмотрены методы трудового воспитания обучающихся профессиональных учебных заведений. Все имеющиеся методы в арсенале трудового воспитания студентов профессиональных образовательных учреждений применяются в едином комплексе, совокупности. Разъяснение, оценка, упражнение, приучение, поступок и убеждение неотделимы друг от друга в парадигме трудового воспитания обучающихся профессиональных учреждений.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Методы трудового воспитания обучающихся профессиональных учебных заведений // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/05/95135 (дата обращения: 19.04.2024).

Анализ проведенных исследований о проведении в профессиональных учебных заведениях мероприятий по формированию трудовых качеств и навыков у студентов позволяет сделать вывод о том, что трудовое воспитание проводится исключительно с применением определенных методов, применяемых для осуществления трудового воспитания. С помощью данных методов трудового воспитания студентам разъясняют основы трудового права, правила поведения на работе, основы дисциплинарных норм и правил, формируют чувство ответственности за проделанную работу и т.д. Также используются методы мотивации к более успешной трудовой деятельности с применением элементов соревновательного характера в обучении и поощрения победителей.

Все имеющиеся методы в арсенале трудового воспитания студентов профессиональных образовательных учреждений применяются в едином комплексе, совокупности. Разъяснение, оценка, упражнение, приучение, поступок и убеждение неотделимы друг от друга в парадигме трудового воспитания обучающихся профессиональных учреждений.

1. Наблюдение. Данный метод трудового воспитания строится на том, что обучающийся учится непосредственно воспринимать и пропускать через  собственное нравственное восприятие окружающую его повседневную действительность. Метод наблюдения позволяет обучающимся провести собственный анализ любого процесса, заинтересоваться его особенностями и аспектами его протекания, повышает мотивацию, любознательность, воображение, а также формирование креативных и творческих навыков и умений. Данный метод должен применяться преподавателями профессиональных учреждений как можно чаще не только в учебное, но и внеучебное время, так как он соответствует возрастным особенностям обучающихся. Это особенно важно при рассмотрении этапов и особенностей проведения их будущей трудовой деятельности, что повышает не только трудовое воспитание, ценностное восприятие трудовой деятельности, но и профессиональные навыки и качества.

Внеаудиторные занятия в формате наблюдения как правило проходят в виде заданий для студентов – изучить тот или иной производственный процесс, отметить наиболее важные моменты в процессе производства, выделить задачи специалиста, определить для себя наиболее интересный или не совсем изучений процесс и провести небольшой обзор и анализ данного процесса для устранения пробелов в знаниях.

2. Общественно-трудовое поручение. Применение метода общественно-трудовых поручений формирует у будущих специалистов трудовую и деловую ответственность за проделанную работу. Наполняет нравственным смыслом их отношение к работе и трудовым результатам, развивает привычку выполнять возложенные на них задачи с наибольшими усилиями, а также управленческие и организаторские и личностные качества. Особенность данных поручений в том, что они носят общественно полезный характер, то есть обучающийся воспитывает у себя навыки коллективизма, общественной пользы и значимости.

Существует также и временные, то есть периодические общественно-трудовые поручения, которые удобно применять в учебно-образовательном процессе, которые приносят пользу как самим студентам, так и образовательной организации, то есть это поручения в плане изготовления наглядных пособий, методических рекомендаций, пособий по технической и производственной безопасности, сбору сведений о трудовой деятельности различных профессий, задания по созданию собирательного образа современного специалиста и т.д.

3. Поручение. Данный метод имеет преимущества в плане его гибкости, то есть это могут быть поручения как социального, трудового или образовательного характера. Данный метод применяется в любых образовавшихся условиях и особенностях каждого из студентов.

Так как при распределении поручений коллективу студентов преподавателем проводится краткий анализ состоящий из сильных и слабых сторон каждого студента. После того как проводится подобный анализ преподаватель распределяет поручения наиболее оптимальным образом, чтобы добиться максимального результата учебной группы. С помощью данного метода студенты приобщаются к труду к выполнению возложенных на них задач и требований, раскрывают скрытые таланты и творчески подходят к достижению поставленных целей. Разбивать коллектив на мини-группы, чтобы более слабые студенты в процессе выполнения задач учились у более сильных.

Коллективные или групповые поручения играют огромную роль в формировании умений студентов работать в команде, коллективе, проявлять и развивать свои управленческие и организаторские способности.

При даче поручений студентам необходимо добиться правильного микроклимата в мини-группах и отношения на уровне доброжелательности и взаимопомощи. Также необходимо справедливо распределять поручения, не должно быть слишком сложных или слишком легких задач, каждое поручение должно быть одного уровня с остальными и иметь баланс в их распределении.

4. Упражнение. Упражнения представляют собой практические действия, в ходе которых вырабатываются умения применять знания на практике, формируются привычки поведения. На внеаудиторных занятиях даются усложненные варианты практических упражнений, рассчитанные на расширение и углубление умений по разным видам труда. В некоторых учебных заведений созданы и успешно действуют авиа и судомодельные кружки, работа в которых требует от студентов умений и навыков конструирования, обращения с различными инструментами, приборами и источниками тока – генератором, механическим лобзиком, небольшой пилой и миниатюрным станком.

5. Беседа. С обучающимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажи, этические беседы, комментарии при просмотре видеоматериалов. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение труда, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах экономики страны, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операций, отношении к труду и правилах поведения. Во вводной беседе педагог, обращаясь к студентам с вопросами, приводит в систему эти знания, напоминает, какие из них потребуются в работе. Здесь возможна проблемная постановка вопросов – должны подумать, как и где можно применить знания в практических действиях, какие приемы надо выбрать, чтобы работу выполнить быстро и качественно.


Библиографический список
  1. Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия : пособие для учителя Текст / А.А. Вайсбург; под ред. М.И. Махмутова. – М. : Просвещение, 2012.
  2. Краснопёрова А.Г., Петьков В.А. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 (162).
  3. Куликова С.В. Трудовое воспитание как основа обучения будущих инженеров // МНКО. 2018. №5 (72).
  4. Лабутина Н.В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 2360 c.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жидков Алексей Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация