В современной педагогике меняются акценты педагогического общения с позиций авторитарного взаимодействия между педагогом и учащимися к позициям совместной их активной творческой деятельности. Ключевыми признаками такого взаимодействия являются взаимное принятие, взаимное доверие и взаимная поддержка между субъектами процесса обучения. Л.Д. Столяренко отмечает, что сущность педагогического общения состоит в косвенном или прямом воздействии педагога и учащихся на друг друга, что порождает их непосредственную взаимосвязь [4].
Педагогическое общение представляет собой процесс, происходящий между педагогом и учащимися и ориентированный на их личностное развитие. Педагогическое общение является одним из основных понятий современной психолого-педагогической науки, которое представляет собой научный принцип, являющийся фундаментом теории воспитания. Педагогическое общение является комплексным процессом, который включает в себя различные элементы: социально-педагогические, воспитательные, дидактические. Оно реализуется во всех видах образовательной деятельности и выступает наиболее значимым средством воспитания и личностного развития учеников, решения образовательных задач.
В словаре по психологии педагогическое общение рассматривается в качестве взаимодействия преподавателя и ученика, которое определяет обучение и личностное становление [3].
Исследователь А.А. Леонтьев отмечает, что педагогическое общение представляет собой значимый компонент деятельности педагога, без данного компонента организация образовательного процесса неэффективна [1].
В свою очередь, А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общение в качестве такого вида взаимных отношений педагога с учениками, который выполняет определённые функции и ориентируется на поддержание оптимального психологического климата в ученическом коллективе [2].
Также не редко педагогическое общение рассматривается в качестве коммуникации субъектов процесса обучения, направленное на изменение личностных состояний, смысловых образований, свойств и поведения и осуществляется знаковыми средствами.
В иных определениях данного понятия отмечается, что педагогическое общение как психолого-педагогическое явление представляет собой специфическую форму учебного сотрудничества между педагогом и учащимися и условие эффективности протекания процесса и обучения и личностного развития.
Педагогическое общение является формой межличностного общения, которая подчиняется общим закономерностям, но в то же время имеет свои черты, которые ей характерны. Оно включает в себя интерактивный, перцептивный и коммуникативный элементы.
Обобщая вышесказанное, необходимо заметить, что педагогическое общение представляет собой комплексный процесс организации коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания преподавателя и учеников, который выражается в целях, содержании и характере учебно-воспитательной работы.
Современному педагогу нужно осознавать цели и содержание, а также функции педагогического общения.
Так, Р. Чалдини, отмечает, что цель педагогического общения заключается в передаче преподавателем учащимся собственного опыта и взаимном обмене личностными смыслами. Оно способствует формированию у учащихся общей и профессиональной культуры, индивидуальных личностно значимых качеств и свойств, этических принципов и норм, системы жизненных ценностей и целей [5].
Содержание педагогического общения включает в себя процесс взаимного обмена информацией при организации педагогом процесса коммуникации при помощи различных методов и средств. Педагогическое общение – это многопредметный, многоаспектный и феномен.
Ключевые функции общения можно представить следующим образом:
- коммуникативная функция, заключающаяся в установлении контактов между педагогом и учащимися, связей между непосредственно учениками в рамках ученического коллектива, объединений, группы, класса;
- воспитательная функция, направленная на формирование у учащихся оптимальных навыков сотрудничества и взаимодействия. Помимо этого, она заключается в формировании у детей культуры общения, уважения к другим собеседникам в процессе коммуникации;
- информативная функция, заключающаяся в формировании у учащихся необходимых навыков и умений и передачи им определённых знаний (образовательной информации);
- познавательная функция, ориентированная на формирование у учеников навыков аргументации собственной позиции, чёткого и правильного донесения информации;
- регулятивная функция, заключающаяся в стимулировании педагогом высоконравственного и эстетического поведения воспитанников, порицании негативных проявлений непосредственно в их поведении;
- нормативная функция, состоящая в том, что в рамках коммуникации учащимся передаются нормы морали и права посредством усвоения воспитанниками моделей поведения, взаимоотношений и правильности конкретных поступков.
В свою очередь, педагогическое общение также характеризуется двумя наиболее значимыми компонентами: личностным и функционально-ролевым. Иными словами, преподаватель и учащиеся воспринимают друг в друге личностные качества, но, в первую очередь, функционально-ролевую составляющую деятельности.
Личностный компонент выражается непосредственно в поведенческих актах субъектов образовательного процесса. Функционально-ролевой компонент обусловлен объективной природой образовательного процесса. Примером может служить контрольно-оценочная деятельность педагога, в рамках которой его личность как бы выносится за рамки взаимодействия.
В рамках процесса педагогического общения реализуется гуманистическая направленность образовательного процесса, так как в процессе взаимодействия педагога и учащихся происходит развитие их индивидуальности. В таком случае наиболее приоритетной ценностью выступает именно индивидуальность преподавателя и учеников, в чём и состоит сущность педагогического общения. Необходимо заметить, что гуманистическая направленность образовательного процесса предполагает партнёрство и равенство его субъектов.
Таким образом, педагогическое общение является крайне значимым компонентом профессиональной деятельности современного преподавателя. От того, как педагог организует общение с детьми, зависит, насколько полно они смогут раскрыться, проявить свои индивидуальные качества, усвоить учебный материал, проявлять потребность в познавательной деятельности.
Библиографический список
- Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев; Под ред. М. К. Кабардова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Нальчик, 1996.
- Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение / А. Н. Леонтьев // Педагогика и психология. — 1979. — № 1.
- Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. С. Ярошевского. — М., 1996.
- Столяренко, Л.Д. Педагогическое общение. – [Текст] // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. — СПб., 2001.