УДК 301

ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье анализируется понятие педагогического общения, приводятся различные определения данному термину. Авторы выделяют шесть функций педагогического общения: коммуникативную, воспитательную, информативную, познавательную, регулятивную и нормативную. В статье также характеризуются личностный и функционально-ролевой компоненты педагогического общения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Понятие, функции и сущность педагогического общения // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/04/94967 (дата обращения: 25.11.2021).

В современной педагогике меняются акценты педагогического общения с позиций авторитарного взаимодействия между педагогом и учащимися к позициям совместной их активной творческой деятельности. Ключевыми признаками такого взаимодействия являются взаимное принятие, взаимное доверие и взаимная поддержка между субъектами процесса обучения. Л.Д. Столяренко отмечает, что сущность педагогического общения состоит в косвенном или прямом воздействии педагога и учащихся на друг друга, что порождает их непосредственную взаимосвязь [4].

Педагогическое общение представляет собой процесс, происходящий между педагогом и учащимися и ориентированный на их личностное развитие. Педагогическое общение является одним из основных понятий современной психолого-педагогической науки, которое представляет собой научный принцип, являющийся фундаментом теории воспитания. Педагогическое общение является комплексным процессом, который включает в себя различные элементы: социально-педагогические, воспитательные, дидактические. Оно реализуется во всех видах образовательной деятельности и выступает наиболее значимым средством воспитания и личностного развития учеников, решения образовательных задач.

В словаре по психологии педагогическое общение рассматривается в качестве взаимодействия преподавателя и ученика, которое определяет обучение и личностное становление [3].

Исследователь А.А. Леонтьев отмечает, что педагогическое общение представляет собой значимый компонент деятельности педагога, без данного компонента организация образовательного процесса неэффективна [1].

В свою очередь, А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общение в качестве такого вида взаимных отношений педагога с учениками, который выполняет определённые функции и ориентируется на поддержание оптимального психологического климата в ученическом коллективе [2].

Также не редко педагогическое общение рассматривается в качестве коммуникации субъектов процесса обучения, направленное на изменение личностных состояний, смысловых образований, свойств  и поведения и осуществляется знаковыми средствами.

В иных определениях данного понятия отмечается, что педагогическое общение как психолого-педагогическое явление представляет собой специфическую форму учебного сотрудничества между педагогом и учащимися и условие эффективности протекания процесса и обучения и личностного развития.

Педагогическое общение является формой межличностного общения, которая подчиняется общим закономерностям, но в то же время имеет свои черты, которые ей характерны. Оно включает в себя интерактивный, перцептивный и коммуникативный элементы.

Обобщая вышесказанное, необходимо заметить, что педагогическое общение представляет собой комплексный процесс организации коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания преподавателя и учеников, который выражается в целях, содержании и характере учебно-воспитательной работы.

Современному педагогу нужно осознавать цели и содержание, а также функции педагогического общения.

Так, Р. Чалдини, отмечает, что цель педагогического общения заключается в передаче преподавателем учащимся собственного опыта и взаимном обмене личностными смыслами. Оно способствует формированию у учащихся общей и профессиональной культуры, индивидуальных личностно значимых качеств и свойств, этических принципов и норм, системы жизненных ценностей и целей [5].

Содержание педагогического общения включает в себя процесс взаимного обмена информацией при организации педагогом процесса коммуникации при помощи различных методов и средств. Педагогическое общение – это многопредметный, многоаспектный и феномен.

Ключевые функции общения можно представить следующим образом:

-                   коммуникативная функция, заключающаяся в установлении контактов между педагогом и учащимися, связей между непосредственно учениками в рамках ученического коллектива, объединений, группы, класса;

-                   воспитательная функция, направленная на формирование у учащихся оптимальных навыков сотрудничества и взаимодействия. Помимо этого, она заключается в формировании у детей культуры общения, уважения к другим собеседникам в процессе коммуникации;

-                   информативная функция, заключающаяся в формировании у учащихся необходимых навыков и умений и передачи им определённых знаний (образовательной информации);

-                   познавательная функция, ориентированная на формирование у учеников навыков аргументации собственной позиции, чёткого и правильного донесения информации;

-                   регулятивная функция, заключающаяся в стимулировании педагогом высоконравственного и эстетического поведения воспитанников, порицании негативных проявлений непосредственно в их поведении;

-                   нормативная функция, состоящая в том, что в рамках коммуникации учащимся передаются нормы морали и права посредством усвоения воспитанниками моделей поведения, взаимоотношений и правильности конкретных поступков.

В свою очередь, педагогическое общение также характеризуется двумя наиболее значимыми компонентами: личностным и функционально-ролевым. Иными словами, преподаватель и учащиеся воспринимают друг в друге личностные качества, но, в первую очередь, функционально-ролевую составляющую деятельности.

Личностный компонент выражается непосредственно в поведенческих актах субъектов образовательного процесса. Функционально-ролевой компонент обусловлен объективной природой образовательного процесса. Примером может служить контрольно-оценочная деятельность педагога, в рамках которой его личность как бы выносится за рамки взаимодействия.

В рамках процесса педагогического общения реализуется гуманистическая направленность образовательного процесса, так как в процессе взаимодействия педагога и учащихся происходит развитие их индивидуальности. В таком случае наиболее приоритетной ценностью выступает именно индивидуальность преподавателя и учеников, в чём и состоит сущность педагогического общения. Необходимо заметить, что гуманистическая направленность образовательного процесса предполагает партнёрство и равенство его субъектов.

Таким образом, педагогическое общение является крайне значимым компонентом профессиональной деятельности современного преподавателя. От того, как педагог организует общение с детьми, зависит, насколько полно они смогут раскрыться, проявить свои индивидуальные качества, усвоить учебный материал, проявлять потребность в познавательной деятельности.


Библиографический список
  1. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев; Под ред. М. К. Кабардова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Нальчик, 1996.
  2. Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение / А. Н. Леонтьев // Педагогика и психология. — 1979. — № 1.
  3. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. С. Ярошевского. — М., 1996.
  4. Столяренко, Л.Д. Педагогическое общение. – [Текст] // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  5. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. — СПб., 2001.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дубровин Никита Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация