УДК 78:7.071.1 (470-321.9)

ОБРАЗ КРЫМА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А. А. СПЕНДИАРОВА (НА ПРИМЕРЕ СЮИТЫ «КРЫМСКИЕ ЭСКИЗЫ»)

Османова Зульвира Музиновна
Крымский инженерно-педагогический университет

Аннотация
Автор исследует и осуществляет анализ творческого наследия музыкального деятеля и композитора Александра Афанасьевича Спендиарова, для воссоздания образной картины Крыма (на примере сюиты «Крымские эскизы»). Композитор в сюите передает уникальный колорит Крыма, в котором соединяются в одно целое культура всех народов Крыма, посредством музыкально-выразительных приемов. Александр Спендиаров, один из немногих крымских композиторов, который внес существенный вклад в развитие музыкальной культуры в Крыму.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Османова З.М. Образ Крыма в творческом наследии А. А. Спендиарова (на примере сюиты «Крымские эскизы») // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/02/94680 (дата обращения: 20.01.2022).

Введение. В воссоздании образной картины Крыма значительный вклад внес выдающийся композитор Александр Афанасьевич Спендиаров. Уникальность творческого наследия А. Спендиарова является соединение музыкальной культуры крымскотатарского, русского и армянского народов, а также народных мотивов Крыма и классической музыкальной школы Санкт-Петербурга.

Формулировка цели статьи. Исследовать творческое наследие А.А. Спендиарова (на примере сюиты «Крымские эскизы»), определить место образной картины Крыма.

Задачи:  осуществить  анализ творческого наследия А. Спендиарова, для воссоздания образной картины Крыма (на примере сюиты «Крымские эскизы»).

Изложение основного материала статьи

Образ – это явление, возникающее как результат запечатления одного объекта в другом, выступающем как в качестве воспринимающей формации – духовной или физической. Для наук о культуре понятие «образ» чрезвычайно важен, так как культура в своем происхождении и содержании  тесно связана с данным понятием – «образ» является метаморфозой первичной реальности.  Образ представляет собой целостность, состоящую из чувственно воспринимаемой «оболочки», включающего идейный и эмоциональный аспекты. Каждый из компонентов играет важную роль.

Хорошо известно, что художественный образ – субъективный феномен, он возникает в результате предметно-практической, мыслительной деятельности, но в то же время, будучи чувственным отражением действительности, всегда пронизан эмоциями, воспоминаниями и предощущениями, наполнен живыми впечатлениями и творческим воображением автора [7].

Именно образ является тем центром притяжения, который придает всему произведению смысл, целостность и глубину.

В воссоздании образной картины Крыма значительный вклад внес выдающийся крымский композитор, общественный деятель Александр Афанасьевич Спендиаров (1871-1928). Он навсегда полюбил этот край и на протяжении всей жизни передавал образ Крыма – его природы и его народа, –  в своем музыкальном творчестве.

Александр Афанасьевич, армянин по происхождению, родился в местечке Каховка в 1871 году. В Крыму Спендиаров жил с перерывами с 1877 по 1924 годы, главным образом в Симферополе, Ялте и Судаке.

С детства А. Спендиаров познакомился с народной музыкой. Его мать – Наталья Карповна Селинская, часто исполняла в семейном кругу народные крымскотатарские, русские, украинские и армянские мелодии, которые в последствии сталифундаментом музыкального творчества композитора. С Крымом композитора на протяжении всей его жизни связывали крепкие узы [6].

Также А. Спендиаров был активным общественным деятелем. В 1908 году Спендиаров был избран председателем правления «Общества любителей музыкального и драматического искусства» в Ялте, а в 1910 году – товарищем председателя Ялтинского отделения Русского музыкального общества. Его активная общественная деятельность во многом способствовала успешной работе музыкальных классов российского музыкального общества, организации и развитию симфонических оркестров Крыма. По его переписке видно, что он постоянно приглашал в Ялту видных музыкантов: в его доме гостили известные композиторы Александр Константинович Глазунов, Цезарь Антонович Кюи, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Милий Алексеевич Балакирев и другие. Многие из людей его круга – деятелей культуры – позже приезжали потом и в Судак: писатели Лев Николаевич Толстой, Максим Горький и другие известные деятели культуры [5, С. 44.]. Это способствовало укреплению связей с классическими музыкальными школами Москвы и Санкт-Петербурга, а также творческой интеллигенцией.

Именно А. Спендиаров ознакомил российскую и мировую общественность с крымскотатарской национальной музыкой, которая отличалась уникальным ритмом и тонкими мелодическими линиями.

Первое исполнение сюиты состоялось 4 сентября 1903 год в  Ялте, в городском саду, под управлением автора. В 1903 году впервые в Санкт-Петербурге была исполнена сюита «Крымские эскизы», посвященная Ивану Константиновичу Айвазовскому. В этот день впервые Александр Афанасьевич выступил перед петербургской публикой. «Едва прозвучала «Плясовая», как нам показалось, что крымское солнце засияло над нами!» – вспоминал о первом Санкт-Петербургском выступлении своего друга Александр Вячеславович Осовский. Эта сюита затем неоднократно звучала на концертных сценах России, Германии, Италии, Франции, Дании и Америке [2]. На концерте присутствовали также А. К. Глазунов, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядови др [4].

«Крымские эскизы» явились результатом длительного творческого процесса. Начался он с младенческой любви будущего композитора к матери и к связанным с ее образом напевам. Детство, проведенное в Крыму, было наполнено мелодикой народной музыки – крымскотатарской, армянской. Творчество крымскотатарских музыкантов, развлекавших курортную публику на улицах Ялты, яркие шумные крымскотатарские свадьбы, протяжные лирические песни – все совпало в творческую копилку композитора. Проводя детство в Крыму, Спендиаров так привык к этим напевам, что не обращал  на них специального внимания, относясь к ним, как к окружающей его природе: к ароматному ветру, наполненному запахом чебреца и полыни, к причудливому рисунку скал, окаймляющих тихие бухты [6]. «Надо было прожить несколько лет на севере и вдоволь наслушаться европейских звучаний, чтобы почувствовать свое прирожденное, органическое тяготение к восточной музыке» – говорил А. Спендиаров [3].

Сюита «Крымские эскизы» написана для симфонического оркестра и состоит из 4-х частей. Особое внимание вызывает последняя часть сюиты Плясовая «Хайтарма» – композитор изменил народный темп и ритм, сохранив при этом оригинальный народный колорит [2, 3].

Композитор в сюите передает образ Крыма: в элегической песне отражаются крымские долины, в плясовой – горы, «Застольная» и «Хайтарма» – передает жизнь местного населения.

Вторая тетрадь сюиты «Крымские эскизы» посвящена жене композитора Варваре Леонидовне Мизировой. Сочинение это представляет собой обработку народных напевов крымских татар и состоит из 6 частей. Также как и у первой тетради, основу ее составили народные крымскоатарские мелодии.

Из воспоминаний Варвары Леонидовны, в котором она описывает исполненные впервые отдельные части из сюиты «Крымские эскизы», можем предположить о том, что идея создания произведения у композитора зародилась еще 1895 году, таким образом, Спендиаров на протяжении многих лет собирал музыкальный материал.

Композитор гениально использует народные крымские мотивы в своей музыке, его произведения звучат очень легко, нежно и изящно. А. Спендиаров как композитор, как творец размышляет об искусстве и творчестве. На  формирование сюиты повлияли его образные впечатления – природные и культурные ландшафты (крымские горы, набережная Ялты, шумные праздники местного населения и пр.). В своих произведениях Спендиаров следует высоким традициям классиков русской музыки: М.И. Глинки и А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского. Вместе с тем, для его творчества характерна тесная музыкально-образная связь с восточной народной музыкой – крымскотатарской и армянской. Он написал значительное число романсов, несколько песен для голоса с оркестром, несколько симфонических произведений, крупнейшим из них являются – «Крымские эскизы» и «Ереванские этюды», а также оперу «Алмаст», заложившую основу армянского классического оперного искусства.

Выводы. Таким образом, Крым в творческом наследии А.А. Спендиарова занимает особое место. Вклад Александра Афанасьевича невозможно оценить только в одной области культуры. Это вклад ученого, композитора, музыкально-общественного деятеля, педагога, дирижера.


Библиографический список
  1. Александр Афанасьевич Спендиаров»  / П. Казанчанц / «Их именами названы». – Симферополь: Симферополь «Таврия», 1991. –  120 c.
  2. Бальян В. «Слово о Спендиарове. К 100-летию А.А. Спендиарова» / В. Бальян. – Ереван: ЦК КП Армении, 1971. – 116 с.
  3. Бальян В. «Спендиаров о музыке. К 100-летию А.А. Спендиарова» / В. Бальян. – Ереван: ЦК КП Армении, 1971. – 112 с.
  4. Изидинова С.Р. «О национальной музыки крымских татар» / С.ПР. Изидинова. – Севастополь: СО «ЭКОСИ-Гидрофизика, 1995. – 45 с.
  5. Комаров А.Г. «Мария Александровна Спендиарова – исследователь истории Крыма»  / А.Г. Комаров / «Серебряный век» в Крыму: взгляд из  XXI столетия. Материалы Седьмых Герцыковских чтений в г. Судаке 7-11 июня 2011 года. – Москва-Симферополь: Крымский центр гуманитарных исследований, 2013. – 350 с.
  6. Марина Спендиарова «Спендиаров. Жизнь замечательных людей» [электронный источник]  // Москва: «Молодая гвардия», 1964.URL: https://www.rulit.me/series/zhizn-zamechatelnyh-lyudej/spendiarov-download-free-196292.html (дата обращения 27.05.2019 г.).
  7. Энциклопедия культурологии ХХ  века [Электронный источник] URL: https://kultorolog.slovaronline.com/379-OBRAZ(дата обращения 27.05.2019 г.).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Османова Зульвира Музиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация