Введение. Актуальность этой статьи связана с необходимостью синтеза облика будущего международного транспортного коридора «Северный морской путь» в период развития 8-го технологического уклада. Такой синтез облика будущего экосистемы международного транспортного коридора СМП (далее просто-СМП) осуществляется в рамках системного подхода методом прогнозирования. Под обликом будущего экосистемы СМП понимается структура и основные его характеристики в период нового технологического уклада. Такой синтез облика будущего осуществляется на основе системного анализа сущности шестого технологического уклада. Создание такого облика будущего поможет определить цели развития, позволит принимать .более обоснованные инвестиционные и управленческие решения в процессе формирования программы развития СМП на период до 2040 года.
Обоснование программы перехода СМП к 8-му технологическому укладу является одной из основных задач транспортной науки и практики на период до 2040 года.
Гипотезой статьи является утверждение о том, что разработка методики формирования программы развития экосистемы СМП позволит максимизировать социально-экономическую эффективность этой программы.
Целью работы выступает повышение эффективности управления развитием экосистемы Сереного морского пути.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- уточняются задачи системного анализа развития нового технологического уклада в транспортной отрасли;
- формируется методика макропроектирования международных транспортных коридоров;
- описан облик будущего экосистемы Серного морского пути после проведения модернизации на основе научных достижений 8-го техуклада;
- описаны структура и основное содержание разделов программы модернизации СМП.
Объектом статьи выступает экосистема международного транспортного коридор а- «Северный морской путь».
Предметом статьи является формирование программы модернизации экосистемы Северного морского пути в период 8-го техуклада.
Изучение статей по теме статьи показывает следующее.
Исследователи отмечают взаимное влияние модернизации и транспорта [1, с. 3-8]. Международная научная общественность разрабатывает проблемы управления поведением транспортных организаций [2, с. 281-287]. Исторически модернизация транспорта рассматривается как фактор и драйвер модернизации всей страны [3, с. 247-259]. Отмечают, что отсутствие модернизации транспорта может порождать социально-экономический кризис [4, с. 16]. Обсуждают проблемы модернизации отдельных видов транспорта [5, с. 51-52]. Актуальной является разработка отдельных направлений модернизации, в частности, модернизации: проблемы правового регулирования модернизации водного транспорта [6, с. 70-71]; проблемы модернизации транспортной техники [7, с. 41]. Методологической основой модернизации различных транспортных систем может быть общая теория транспортных систем [8, с. 58-84]. При модернизации различных транспортных систем должны использоваться результаты научной теории технологических укладов [9, с. 488-504]. В рамках развития нового технологического уклады развиваются новые концептуальные подходы к проектированию техногенных систем: экосистемный подход [10, с. 23-24]; конвергентные технологии [11]. Наиболее общей методологией проектирования транспортных систем и транспортных коридоров может выступать теория многоуровневых иерархических систем [12, с. 2].
В целом можно сказать, что анализ научных публикаций по теме этой статьи подтверждает ее актуальность.
Метод. Основой формирования облика будущего и макропроектирования модернизации Северного морского пути может быть признан системный инжиниринг. Такой инжиниринг представляет собой практическое направление системного использования ряда научных подходов и методов: теории иерархических систем; теории технологических укладов; теории транспортных систем; экономической теории; менеджмента и маркетинга и других в интересах практического осуществления модернизации СМП на основе технологий 8-го технологического уклада.
Под экосистемой СМП предлагается понимать комплексную транспортную систему, отвечающую требованиям: минимизации ущерба окружающей среды; максимально удовлетворяющую потребности стейкхолдеров с учетом возможной противоречивости этих требований.
Под концепцией экосистемного подхода при модернизации СМП предлагается понимать системный взгляд на такую модернизацию и ее результаты. Образом будущего СМП станем называть структуру и основные характеристики деятельности СМП после предполагаемой его модернизации.
Модернизация экосистемы СМП должна соответствовать общему направлению научно-технического прогресса в транспортной отрасли. Для оценки тенденций развития транспортной отрасли проведем системный анализ этого развития, результаты которого отражены в таблице №1. Такой анализ носит демонстрационный и ориентировочный характер, а поэтому требует уточнения со стороны специалистов в сфере истории транспорта.
Таблица № 1. Системный анализ развития транспортной отрасли в ходе научно-технического прогресса
№ п/п |
Свойства технологических укладов на транспорте /Названия Техукладов, период времени, название |
Новые виды транспорта |
Методология или миссия проектирования транспортных систем |
Характер транспортных систем |
1-й техуклад,
2000 до.н.э. – IX век н.э; Гужевая тяга |
Гужевой транспорт, гребной флот |
Здравый смысл |
Локальные, нерегулярные транспортные системы |
|
2-й техуклад,
IX век – 1770; Водная, ветряная (ветряк), мельница |
Развитие парусного флота |
Решение задачи освоения новых земель |
Единичные межконтинентальные экспедиции |
|
3-й техуклад,
1770-1830; Текстильные машины |
Развитие парусного флота |
Колонизация новых территорий |
Межконтинентальные водные транспортные коридоры |
|
4-й техуклад,
1830-1880; Паровой двигатель |
Паровой водный и железнодорожный транспорт |
Регулярное транспортное сообщение по заранее определенным маршрутам |
Создание железнодорожных транспортных сетей |
|
5-й техуклад,
1880-1930; Двигатель внутреннего сгорания, Электрический двигатель, |
Воздушный флот, самолеты, аэростаты |
Экономический анализ эффективности транспортных операций |
Создание авиационной транспортной сети, конкуренция видов транспорта |
|
6-й техуклад,
1930-1970; ядерный реактор, компьютеры, |
Атомный ледокольный и подводный флот
|
Системный подход |
Глобализация транспортных сетей и видов транспорта |
|
7-мой техуклад,
1970-2010; микроэлектроника |
Развитие радиоэлектронных систем навигации и связи |
Развитие транспортной логистики |
Становление глобальной транспортной системы |
|
8-мой технологический уклад,
2010-2040; Нанотехнологии, нейротехнологии, IT- технологии, Ресурсосберегающие технологии и др. |
Повышение комфорта и безопасности транспортных систем на основе новых технологий |
Теория транспортных систем, экосистемный подход |
Системы комплексного транспортного обслуживания клиентов на основе индивидуальных транспортных потребностей клиентов
|
Источник: разработано автором
В 21-м веке методами целевого поиска инновационных идей для реализации модернизационных транспортных бизнес-проектов могут выступать: метод «морфологического анализа (ящика)»; метод аналогии; оператор «размер-время-стоимость»; мозговая атака; коллективная генерация идей; Теория Решения Изобретательских Задач; использование концептуальных разработок; теория транспортных систем и др.
Концептуальный метод поиска идей для модернизации СМП может включать следующие соображения:
- идея проекта модернизации СМП может быть синтезирована дедуктивным методом: идея должна быть следствием определенной концепции (например, теории транспортных систем, теории технологических укладов, др.);
- идея модернизационного проекта генерируется на базе определенной философской концепции развития транспортной техники, прогресса экономики, запросов общества;
- идея инновационного проекта должна опираться на концепцию становления 8-го техуклада в экономике и обществе;
- основными целями идеи проекта модернизации СМП может быть рост безопасности и комфортности общества, индивида и другое.
Принципами создания международных транспортных коридоров можно считать: принцип комплексирования работы сразу нескольких видов транспорта (морской ледокольный; авиационный транспорт и т.д.); удовлетворения потребностей стейкхолдеров (владельцев грузов, государства, регионов, местных общин и др.); минимизации ущерба окружающей среде; повышение комфортности и безопасности жизни местной общины; эффективного использования транспортной техники; контроля и логистического обслуживания транспортных потоков и др.
В процессе формирования программы модернизации Северного морского пути (СМП) его можно изучать одновременно, как:
1) международный и внутренний морской транспортный коридор в рамках общей теории транспортных систем;
2) системообразующий элемент в экосистеме Крайнего Севера России, объединяющей ряд ее регионов (создание техногенной суперэкосистемы).
Для формирования такого проекта модернизации СМП предлагается создать проектную команду по разработке концепции и макропроекта модернизации Северного морского пути. Предположительно в результате такой научной работы и модернизации на основе технологий нового технологического уклада может быть повышена общая социально-экономическая эффективность всех субъектов Крайнего Севра России, включая СМП, что может дать синергетический эффект.
Предположительно в научном плане речь может идти о разработке:
- теоретических основ проектирования и модернизации международных и внутренних транспортных коридоров;
- формировании научной основы экосистемного подхода, для модернизации СМП и ближайших регионов страны как техногенной суперсистемы на основе экосистемного подхода.
Практическим результатом этой работы проектной группы могут стать:
- повышение уровня многофункциональности Северного морского пути (включая развитие Арктического международного эко- и этно-туризма и другое);
- увеличение надежности функционирования Северного морского пути как международного транспортного коридора;
- рост уровня безопасности судоходства по Северному морскому пути;
- рост уровня связности регионов России, что повысит ее геополитическую устойчивость;
- повышение комфортности и безопасности проживания коренного населения в рамках традиционной для них образа жизни и экосистемы;
- снижение диспропорций в развитии и уровне жизни населения различных регионов России;
- повышение уровня безопасности нашей страны и государственного контроля за происходящими в этом регионе (сосредоточено до 30% полезных ископаемых) процессами и другое.
При этом можно прогнозировать, что формирование и использование достижений нового технологического уклада создает новые технологические возможности для развития экосистемы Северного морского пути [13].
Предположительно такая модернизация СМП повысит уровень социально-экономического развития значительной части нашей страны.
Кроме того, такой проект создаст дополнительную мотивацию и рынки для развития науки и технологий в рамках нового технологического уклада.
При концептуальном подходе к модернизации экосистемы СМП процесс реализации инновационного проекта должен основываться на определенной философской парадигме, которая интегрирует в качестве своих составных частей: философию, идеологию, политику, стратегию и тактику осуществления этого проекта, методологию, организационную культуру.
При таком подходе сама идея проекта входит в состав идеологии модернизационного проекта. Эта часть идеологии проекта задает основную цель этого проекта модернизации СМП. Ко второй части идеологии проекта модернизации СМП относится проблема распределение власти в этом проекте между его стейкхолдерами: инвесторы; государственные органы; прилегающие регионы страны и другое.
К сожалению, в настоящее время методология экосистемного подхода и природоподобных технологий пока не разработаны. Это создает определенные риски при реализации экосистемных проектов.
Поэтому предлагается провести сравнительный анализ маркетингового, экосистемного и природоподобного (конвергентного) подходов в инновационной сфере, который и отражен в таблице № 2.
Таблица № 2. Сравнительный анализ конвергентных технологий, экосистемного подхода, маркетинга при работке инновационных бизнес-проектов
№ п/п |
Подходы к разработке инновационных проектов /Названия Факторов подхода |
Природоподобные (конвергентные) технологии |
Маркетинговый подход |
Экосистемный подход |
1. |
Основа методологии |
Имитационное моделирование природных процессов |
Теория маркетинга |
Анализ образа жизни социальных групп |
2. | Объект удовлетворения
потребности |
Сходство продукта с природой и жизнью человека |
Потребности конкретного человека |
Образ жизни социальной группы |
3. | Продукт разработки (товар или услуга) |
Продукт связан с долговременными потребностями и интересами общества |
Индивидуальный продукт |
Комплексный продукт |
4. | Временной горизонт планирования |
Долговременный, глобальный |
тактический |
Стратегический, сегментный |
5. | Объект инновационного проекта |
Система обеспечения и обслуживания интересов общества в целом |
Система продвижения товаров и услуг на сегменте рынка |
Создание системы комплексного обслуживания сегмента рынка |
6. | Отношение к конкуренции |
Конкуренция на уровне образа жизни и культуры общества |
необходимостьпобедить в конкурентной борьбе на определенном рынке товаров и услуг |
Стремление избежать конкуренции путем создания комплексных пионерских продуктов |
7. | Решающие факторы конкуренции разработчиков |
Менталитет и организационная культура национальной инновационной системы |
Компетентность персонала организации |
Организационная культура фирмы |
8. | Воздействие на рынок |
Влияние системы на глобальный рынок |
Влияние продукта на сегмент рынка |
Воздействие продукта проекта на весь рынок в целом |
9. | Критерий оценки эффективности проекта |
Близость к природным технологиям |
Текущая прибыль проекта |
Стоимость акционерного общества |
Источник: разработано автором
Поскольку деятельность стейкхолдеров СМП имеет не только отраслевой, но и региональный характер, то можно предложить методику формирования наиболее перспективных направлений модернизации регионов страны, прилегающих к СМП.
Методика формирования направлений модернизации регионов в 8-м технологическом укладе может содержать следующие шаги.
1. Исследование и анализ структуры технологического базиса региона страны на основе изучения и отнесения конкретных производств к определенному (от 1 до 8) технологическому укладу.
2. Определение вклада (доли) технологий каждого из технологических укладов в экономику региона с различных точек зрения (объем производства; вклад в бюджет, число занятых и другое).
3. Исследование возможности внедрения новых технологий (по каждому из вдов технологий) 8-го технологического уклада на уже существующих фирмах (предприятиях) региона.
4. Расставить приоритеты внедрения конкретных видов технологий 8-го технологического уклада, например, исходя из таких критериев как: кратчайшие сроки внедрения и окупаемости; максимальная экономическая эффективность (NPV, PI); возможность многократного внедрения на наибольшем количестве фирм (предприятий) или другое.
5. Проанализировать возможность многократного и/или комплексного внедрения в практику технологий и устройств 8-го технологического уклада на предприятиях региона и другое.
В виде примера реализации данной методики проведем анализ возможности практического использования технологий 8-го технологического уклада в семейных кочевых животноводческих хозяйствам в районах Крайнего Севера России. При этом учтем, что в России районы вечной мерзлоты охватывают ее 2/3 территории, на которой находятся около 30% мировых запасов полезных ископаемых. Изучаемые кочевые животноводческие хозяйства носят семейный характер. Такие животноводы кочуют по тундре, живут они в юртах. Передвигаются такие животноводы на гужевой тяге (оленьих упряжках). Такого вида оленьи упряжки могут быть отнесены к первому техукладу. Этот техуклад носит название «гужевая тяга». Исследуем возможность внедрения технологий 8-го техуклада в экосистему жизнедеятельности такого рода кочевых хозяйств.
1. Нанотехнологии могут применяться следующих целях: повышение износостойкости и прочности каркаса юрты, увеличение теплоизоляционных свойств материалов покрытия юрты и др.
2. Нанотехнологии и биотехнологии могут использоваться для производства лекарственных препаратов, например, в интересах роста иммунитета как самих животноводов, так и их стада оленей (например, применение препаратов типа «Кагоцел»)?
3. Нейротехнологии могут использоваться для регистрации показателей физического состояния оленеводов или их оленей. Такого рода использование нейротехнологий может дать возможность предупредить: перенапряжение людей и животных, уменьшит вероятность падежа скота; уменьшит риски заболеваний людей и другое.
4. Информационные технологии (радиомаяки и т.п) могут быть использованы для определения местоположения стойбища или отдельной оленьей упряжки. Такая информация поможет в вопросе оперативного оказания помощи жителям в чрезвычайных ситуациях. Это поможет уменьшить уровень рисков для здоровья и жизни семей оленеводов в сложных погодных условиях и другое.
При этом для модернизации юрты, упряжки могут использоваться по конверсии уже существующие, например, в авиации материалы и другое.
Такие целенаправленная модернизация экосистемы путем комплексного внедрения технологий 8-го технологического уклада поможет уменьшить риски жизни и здоровью людей, увеличить продолжительность жизни местного населения (оленеводов).
Программы модернизация экосистемы жизнедеятельности кочевых народов, программы практического использования технологий 8-го техуклада могли бы быть международными. Рост масштабов осуществления таких программ может понизить себестоимость комплектов внедряемых технических средств нового техуклада. Такого рода эффект уменьшения стоимости оборудования по причине увеличения объемов его производства носит название «кривая опыта» или «эффект масштаба производства».
Обсуждение. Рассмотрение СМП как экосистемы ставит принципиально новые научные и практические задачи перед разработчиками образа будущего и проекта модернизации этого международного и ,одновременно, внутреннего транспортного коридора.
В настоящее время в России теория и практика системного инжиниринга, экосистемного подхода еще недостаточно развиты. Поэтому существует риск попыток упрощения задач проектирования экосистемы СМП. Такой риск существует еще и в связи с тем, что в настоящее время только в одном транспортном вузе существует кафедра, работающая на основе системного инжиниринга (системного проектирования комплексов)? В остальных транспортных вузах подобного рода кафедры, например, кафедра теории транспортных систем или системного проектирования транспортных комплексов, кафедры системного инжиниринга на транспорты пока отсутствуют? Это может затруднять разработку концепции модернизации СМП в рамках экосистемного подхода. Поэтому может быть использован опыт работ [9, с. 488-504; 13].
Можно ожидать, что формирование программы модернизации СМП как экосистемы ряда регионов может породить социально-экономические трансформации и ментальные конфликты стейкхолдеров этих процессов [14, с. 12-26]. Возникновению конфликтов при модернизации СМП могут способствовать и такие факторы: конкуренция видов транспорта; конкуренция регионов страны; конкуренция научных идей и концепций; большой объем инвестиций и другие факторы. Поэтому важно избежать радикализации конфликтов, в том числе, конфликтов подобных тем, которые исторически имели место ранее [15, с. 3-14].
Заключение. В статье обсуждаются концептуальные подходы и проблемы, которые могут иметь место в процессе модернизации СМП как экосистемы на основе достижений науки и технологий восьмого технологического уклада. В статье проведен системный анализ развития транспорта в процессе прогресса человеческой цивилизации, проведен сравнительный анализ маркетингового, экосистемного, конвергентного подходов в процессе модернизации СМП, предложена методика составления программ модернизации регионов, прилегающих к СМП и другое. Результаты данной статьи будет полезны при формировании образа будущего экосистемы СМП. Результаты этой статьи могут быть полезны при модернизации других международных транспортных коридоров (БАМ, Великий шелковый путь и другие).
Библиографический список
- Мачерет Д.А. Транспорт и модернизация: теоретические аспекты взаимного влияния//Транспорт Российской Федерации. 2021. № 3 (94). С. 3-8.
- Проценко В.М. Концептуальні аспекти інтенсифікації управління економічною поведінкою промислових підприємств залізничного транспорту в умовах неоіндустріальної модернізації//Проблемы экономики (Харьков). 2020. № 2 (44). С. 281-287.
- Васильев Д.В., Мазаев Н.А. Железнодорожный транспорт как фактор модернизации российской империи (по материалам дореволюционной прессы)//Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (36). С. 247-259.
- Гнатюк А.Н. Городской общественный транспорт. погибель без модернизации//Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. 2015. № 1 (29). С. 16.
- Герасименко Е.В. Модернизация железнодорожного транспорта//Студенческий вестник. 2020. № 33-2 (131). С. 51-52.
- Семенов А.В., Куликовская И.С., Шаранова Е.Г. Правовое регулирование отдельных вопросов модернизации инфраструктуры в области морского транспорта//Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2021. № 2 (35). С. 70-71.
- Владимиров А.А. Модернизация технических средств водного транспорта//В сборнике: Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек. Труды международного научно-промышленного форума. 2016. С. 41.
- Глущенко В.В. Миссия, цели и задачи общей теории транспортных систем// Kazakhstan Science Journal, 2019, №4, с. 58-84. https://sciencejournal.press/sj/article/view/66/68
- Глущенко В. В. Научная теория технологических укладов и исследование направлений ее практического применения // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 488-504. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/59
- Боровик Г.Г., Дорошенко К.В. Понятие экосистемы, виды экосистем и основные отличия природных экосистем от антропогенных//Студенческий форум. 2020. № 30 (123). С. 23-24.
- Ковальчук М.В. Природоподобные (конвергентные) технологии – глобальные угрозы и вызовы//Недели науки СПбПУ, Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого,2021, https://www.youtube.com/user/SPBMEDIA.
- Месарович М., Мако Д.,Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем.- М.: Мир, 1973. – 344 с.
- Глущенко В.В. Разработка концепции модернизации отраслей экономики и регионов страны в процессе становления 8-го технологического уклада // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/11/96986 (дата обращения: 20.11.2021).
- Глущенко В.В. Социально-экономические трансформации и ментальные конфликты в период развития шестого технологического уклада//Kazakhstan Science Journal. 2021. Т. 4. № 6 (31). С. 12-26. https://sciencejournal.press/sj/article/view/262/213 (дата обращения: 30.06.2021)
- Колчинский Э.И. Н.И. Вавилов И Т.Д. Лысенко в пространстве историко-научных дискуссий//Природа. 2018. № 1 (1229). С. 3-14.