КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРСОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА

Глущенко Валерий Владимирович
доктор технических наук, доцент, Москва, Россия

Аннотация
Предметом статьи являются качественные и количественные аспекты конкурсов научно-педагогических работников; объектом статьи выступают геополитическая и социально-экономическая эффективность конкурсов научно-педагогических работников (НПР) в условиях становления восьмого технологического уклада; целью работы является повышение геополитической и социально-экономической эффективности высшего образования в условиях 8-го технологического уклада; для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: обсуждается геополитическое и социально-экономическое значение обеспечения эффективности конкурсов научно-педагогических работников вузов России; описаны геополитические и социально-экономические мотивы использования различных показателей эффективности оценки НПР в процессе проведения конкурсов на замещение вакантных должностей; разрабатывается примерная таблица сравнительного анализа эффективности работы НПР в процессе конкурсного отбора; научными методами статьи выступают: исторический, логический и сравнительный анализ; правоведение; теория эффективности систем; критериальный анализ, экспертные оценки; научная новизна статьи связана с формирование критериальной основы анализа деятельности НПР в процессе конкурсного отбора.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Качественные и количественные аспекты, социально-экономическая эффективность конкурсов научно-педагогических работников в условиях становления нового технологического уклада // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/11/96960 (дата обращения: 18.04.2024).

Введение. Актуальность статьи определяется необходимостью повышения качества высшего образования в условиях формирования нового технологического уклада и глобального кризиса.

Эксперты считают, что в условиях постиндустриального мира и формирования нового технологического уклада порядка 80% экономического роста создаются за счет науки образования. Поэтому качество высшего образования сильно зависит от компетентности научно-педагогических работников (НПР) вузов. В свою очередь компетентность НПР зависит от эффективности процедур конкурсного отбора и уровня мотивации НПР. Неопределенность формальных показателей и процедур сравнительного анализа показателей претендентов при проведении процедур конкурсного отбора может снижать эффективность таких конкурсов.

Гипотезой статьи является предположение о том, что повышение степени обоснованности решений в процессе и по итогам проведения конкурсов на замещение вакантных должностей научно-педагогических работников (НПР) вузов может одновременно: повысить привлекательность государства для инновационно активных ученных; повысить темпы роста экономики; поднять качество высшего образования; увеличить приток молодых людей в науку и другое.

Целью работы является повышение геополитической и социально-экономической эффективности высшего образования в условиях 8-го технологического уклада.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- обсуждается геополитическое и социально-экономическое значение обеспечения эффективности конкурсов научно-педагогических работников вузов России;

- описаны геополитические и социально-экономические мотивы использования различных показателей эффективности оценки НПР в процессе проведения конкурсов на замещение вакантных должностей;

- разрабатывается примерная таблица сравнительного анализа эффективности работы НПР в процессе конкурсного отбора.

Объектом статьи выступают геополитическая и социально-экономическая эффективность конкурсов научно-педагогических работников (НПР)в условиях становления восьмого технологического уклада.

Предметом статьи являются качественные  и количественные аспекты конкурсов научно-педагогических работников университетов.

Анализ литературных источников по теме статьи позволяет говорить о следующем. Уровень развития технологий влияет на геополитическое положение, экономическую мощь государства [1, с.41]. В связи с развитием нового технологического уклада перед экономикой, обществом, системой высшего образования стоят новые отраслевые и институциональные проблемы [2, с. 5]. В интересах повышения качества высшего образования проводятся его реформы [3, с. 158-162].Большая глубина происходящих изменений делает необходимым исследовать базовые понятия этой сферы [4, с. 2-14]. Ощущается необходимость в разработке новых теоретико-методологических подходов в высшем образовании [5, с. 96-108]. При этом наблюдается конфликт инноваций и традиций при трактовке качества высшего образования [6, с. 198-201]. Эксперты отмечают, что структура компетентности НПР существенно влияет на качество высшего образования [7, с. 23-27]. Структурой компетентности НПР можно управлять путем использования конкурсов преподавателей, которые выполняют важные социально-экономические и геополитические роли [8, с. 4].

Важным фактором для отбора НПР вузов в процессе проведения конкурсов может быть оценка клиентоориентированности вуза: для работы в какого рода организациях (НИИ, ОКБ, промышленные предприятия, эксплуатирующие организации, сервис и др.) ведется подготовка конкретным вузом [9, с. 2- 4].

В целом процедура конкурса НПР вуза регламентируется статьей 6 Гражданского кодекса России, в которой (п.2) сказано, что в случае отсутствия возможности применения аналогии закона, права и обязанности сторон любых отношений определяются на основе общих начал и сущности (смысла) гражданского законодательства (аналогия права), а так же «требований добросовестности, разумности и справедливости».

Анализ реальной практики проведения конкурсов НПР показывает наличие резервов повышения эффективности конкурсных процедур, в частности, путем использования в процессе проведения таких конкурсов формальных показателей и оценок работы НПР.

В целом результаты анализа литературных источников по проблеме определения победителей конкурсов на замещение вакантных должностей в вузах показывает, что единая методика процедур проведения и подведения итогов таких конкурсов отсутствует, что создает возможность и резервы для повышения степень объективности и обоснованности принимаемых по результатам таких конкурсов решений.

Применение при подведении итогов конкурсов НПР вузов понятных формальных критериев может повысить эффективность конкурсной системы, положительно влиять на темпы социально-экономического развития и геополитическое положение страны, делать страну более привлекательной для инновационно активных зарубежных граждан.

Метод.  В интересах повышения степени обоснованности целесообразно сформировать методологию сравнительного анализа деятельности НПР в процессе прохождения этими НПР конкурсов на замещение вакантных должностей в вузах.

Функциями конкурсного отбора НПР вузов можно назвать:

1) повышение конкурентоспособности национальной инновационной системы страны;

2) повышение конкурентоспособности конкретного вуза;

3) повышение качества высшего образования в рамках модели «Ведущий (НПР)-ведомый (студент)»;

4) ускорения развития нового технологического уклада.

Ролями повышения эффективности конкурсов НПР можно признать:

- повышение качества высшего образования;

- рост темпов социально-экономического развития страны;

- повышение геополитической устойчивости и имиджа страны, другое.

Методика анализа эффективности деятельности научно-педагогических работников должна учитывать ряд факторов:

- форму высшего образования (очное, дистанционное и другое);

- отраслевую направленность высшего образования;

- методологию высшего образования (предметное, проектное, системно-деятельностный подход и другое);

- клиентоориентированность вуза на базовые организации, которые могут принадлежать к различным технологическим укладам и различным уровням «технологической пирамиды» внутри одного и того же технологического уклада и другое.

Например, можно предположить, что национальные исследовательские университеты должны давать высшее образование с повышенной долей компетенций, направленных на развитие у студентов знаний и умений, позволяющих осуществлять концептуальные разработки: мирового уровня научной новизны; разработки, определяющие перспективы развития целых отраслей экономики; разработки, влияющие на образ жизни всего общества; разработки пионерского характера и другое.

Если говорить об отраслевых университетах, то образование в таких университетах должно быть в большей степени прикладным, направленными на совершенствование уже существующих производств и т.п.

Дискуссионным является вопрос на основе какого рода категорий публикаций следует оценивать публикационную активность НПР. Например, часть экспертов считает, что оценка на основе более равнодоступных наукометрических баз (например, ГУГЛ СКОЛАР, РИНЦ) более объективна, чем оценка работы НПР на основе публикаций в наиболее престижных наукометрических базах?

К числу обсуждаемых может относиться и вопрос о наличии у НПР опыта практической работы в экономике, наличии у НПР авторских свидетельств и патентов и другие вопросы. Можно предполагать, что наличие у НПР вуза опыта практической работы в реальной экономике влияет на объем неявных знаний и процесс формирования ценностей организационной культуры вуза и его студентов.

Открытым остается вопрос оценки значимости зарубежных публикаций НПР на иностранном языке, которые отражают участие таких НПР в глобальном научно-образовательном процессе и интеграцию национальной инновационной системы в глобальный научно-технический прогресс. Важным остается вопрос популяризации отечественной науки и русского языка в науке за рубежом путем публикации статей на русском языке в зарубежных журналах и другое.

В целом, можно сказать, что подход к определению перечня показателей для оценки эффективности НПР вуза должен быть основан на построении определенной модели компетентности НПР, определенном типе организационной культуры вуза и другое.

Пример, возможной таблицы для сравнительного анализа эффективности деятельности НПР вуза приведен в таблице №1.

Таблица 1. Сравнительный анализ показателей работы участников конкурса на замещение вакантной должности профессора кафедры «…»

 

п/п

Фамилия претендента/ Показатель сравнения претендентов

Глущенко В.В.

Сидоров И.К.

Ученая степень претендента

Д.т.н.

Ученое звание претендента

доцент

Научно-педагогический стаж

30 лет

Число профессиональных переподготовок

3

Количество повышений квалификации (общее/за предыдущие 5 лет)

4/2

Наличие стажа практической работы в организациях реального сектора экономики

24

Опыт предпринимательской деятельности в качестве Индивидуального Предпринимателя (ИП), руководителя

17 лет

Число публикаций в ГУГЛ Сколар

400

Индекс Хирша в ГУГЛ Сколар (Академия ГУГЛ) (общее/приращение за 5 лет

22/ 17

Индекс i-10 (общее/приращение за 5 лет)

68 (51)

Число цитирований в ГУГЛ Сколар

4300

Число публикаций в РИНЦ

214

Индекс Хирша в РИНЦ

19

Число цитирований в РИНЦ

2700

Общее число статей (5 лет)

218

Число статей в СКОПУС и WOS (общее/за 5 лет)

9/5

Год первой публикации в СКОПУС

1990

Число цитирований в СКОПУС (общее/за 5 лет)

3/3

Число научных статей (общее/за предыдущие 5 лет)

400/218

Число статей в ВАК (общее/за предыдущие 5 лет)

50/30

Количество монографий (общее/за 5 лет)

35/4

Число статей в иностранных журналах на русском языке (популяризация русского языка в международной науке)

36

Число статей в иностранных журналах на иностранном языке (участие в глобальном научном процессе)

22

Число изобретений и/или патентов

8

Число программ учебных курсов (общее

/за 5 лет)

50/25

Число статей по учебно-методической тематике

45/35

Число статей совместно со студентами (общее/за предыдущие 5 лет)

21/21

Число учебных пособий с грифом

2

Число статей по тематике нового технологического уклада (участие в передовых достижениях науки и техники)

37

Итог голосования:

Источник: разработано автором

Обсуждение. Представленная в настоящей статье таблица с набором формальных показателей для оценки эффективности деятельности НПР может быть дополнена элементами, например, элементами, связанными с: бальной оценкой существующих показателей активности НПР; введением «весовых коэффициентов» для различных показателей деятельности НПР. Например, в связи с развитием нового технологического уклада представляется логичным присваивать публикациям по тематике этого уклада более высокий «весовой коэффициент». Вероятно, более логично выше оценивать публикации по формированию институтов нового технологического уклада, нежели публикации по повышению эффективности наставничества, пик развития которого пришелся на 1950-е годы (шестой (четвертый) технологический уклад)?

Если речь идет, например, об институте сервиса, то логично более высоко ценить концептуальные разработки в этой сфере, нежели прикладные исследования. Все это говорит о том, что в процессе подведения итогов конкурсов НПР должны учитываться как формальные, так и неформальные показатели деятельности НПР, с учетом положений ст.6 ГК РФ, а именно, принципов добросовестности, разумности и справедливости.

Объединяющим началом проведения оценки эффективности работы НПР должна стать организационная культура проведения конкурсов НПР вузов. Под организационной культурой проведения конкурсов НПР в вузе можно понимать: стереотипы поведения всех сторон таких конкурсов; система ценностей при проведении этих конкурсов; верования относительно того, что конкурсы НПР должны повышать качество высшего образования; строгое соблюдение принципов добросовестности, разумности и справедливости; активное противодействие возможным нарушениям нормам   добросовестности, разумности и справедливости  и другое.

Именно в рамках организационной культуры возможно гармонично объединить качественные и количественные показатели деятельности НПР, определить влияние процедуры голосования на исход этого голосования. Например, вероятно более логично «Мотивированное заключение по кандидатуре…» обсуждать и утверждать до проведения голосования. Вероятно, до проведения такого голосования  по результатам конкурса обсуждение «мотивированного заключения…» помогает более объективно оценить характеристики конкурирующих кандидатов.

При этом можно ожидать, что повышение эффективности процедур конкурсного отбора НПР  приведет к дальнейшему повышению качества высшего образования. В свою очередь, рост качество высшего образования приведет к ускорению развития экономики и ее качественному обновлению в условиях нового технологического уклада. Что в свою очередь должно привести к улучшению условий жизни граждан, повышению геополитического имиджа и статуса страны. А все это в совокупности снизит социально-экономические и геополитические риски страны.

Заключение. В статье обсуждается возможность повышения эффективности процедур конкурсного отбора НПР вузов путем использования формальных показателей эффективности их работы. Предложен набор формальных показателей эффективности деятельности НПР вузов в процессе их конкурсного отбора. Показано, что повышение эффективности процедур конкурсного отбора НПР вузов может положительно сказаться на качестве высшего образования, приведет к ускорению социально-экономического развития страны, улучшению ее имиджа и геополитического положения.


Библиографический список
  1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Международные отношения, 2003. – 250 с.
  2. Глущенко В.В. Прикладные отраслевые и институциональные задачи общей теории технологических укладов // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 8, с.5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/08/96305 (дата обращения: 16.08.2021).
  3. Балаклеец И.И., Дмитриева Н.Д. Реформирование системы государственного управления высшим образованием в контексте повышения качества образования//В сборнике: Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник научных статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 158-162.
  4. Тамбовцев В.Л., Рождественская И.А. Менеджмент качества высшего образования: что означает “качество” и что означает “высшее образование”?//Управленец. 2020. Т. 11. № 1. С. 2-14.
  5. Качалов Р.Н. Теоретико-методологические подходы к проблеме управления качеством образования в организации высшего профессионального образования//Музыкальное искусство. 2018. № 18. С. 96-108.
  6. Иванова О.А. Качество высшего образования: конфликт традиций и инноваций в системе высшего образования//В сборнике: Научные исследования и современное образование. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 198-201.
  7. Настуев Э.Б. Структура профессиональной компетентности преподавателя системы высшего образования в обеспечении качества образования//Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 3. С. 23-27.
  8. Глущенко В.В. Геополитическая и социально-экономическая роли конкурсного отбора научно-педагогических работников университетов // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 7, с. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/07/96028 (дата обращения: 23.07.2021).
  9. Glushchenko V.V., Glushchenko I.I. Improvement of the quality of higher polytechnic education on the basis of a customer-oriented approach// International Scientific Conference “FarEastCon” (ISCFEC 2018). ISCFEC 2018 took place on October 2-4, 2018 in Vladivostok, Russian Federation. https://doi.org/10.2991/iscfec-18.2019.19

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация