Актуальность настоящей статьи объясняется повышением влияния научного обеспечения на процесс становления нового технологического уклада. При этом весь комплекс задач может быть разделена на такие структурные элементы: общенаучные задачи теории технологических укладов; прикладные отраслевые задачи теории технологических укладов; институциональные задачи теории технологических укладов и другие.
Гипотезой статьи выступает утверждение о том, что для обеспечения социально-экономической эффективности и/или снижения рисков, связанных с развитием нового технологического уклада нужно уделять внимание всем трем категориям научных задач нового технологического уклада (общенаучным задачам теории технологических укладов; прикладным отраслевым задачам теории технологических укладов; институциональным задачам теории технологических укладов) и другим.
Целью работы является повышение конкурентоспособности национальной инновационной системы путем повышения эффективности научного обеспечения и ускорения создания институтов ШТУ.
Целью работы является повышение конкурентоспособности национальной инновационно-образовательной системы.
Для достижения поставленной цели решаются такие задачи:
- описание прикладных отраслевых задач теории технологических укладов;
- изучение институциональной структуры нового технологического уклада;
- описание и анализ инструментов формирования институциональной структуры нового технологического уклада;
- анализ требований к процедурам проведения конкурсов научно-педагогических работников (НПР) вузов;
- описание критериев оценки эффективности проводимых университетами конкурсных процедур.
Объектом исследования является новый технологический уклад.
Предметом статьи выступают прикладные отраслевые и институциональные задачи общей теории технологических укладов.
Изучение и анализ содержания литературных источников по фондам Е-лайбрари по теме данной статьи показывает следующее.
Для повышения эффективности процессов становления нового технологического уклада этими процессами нужно управлять [1, с. 54- 63].
Ожидают концептуальные изменения в работе организаций, университетов в период нового технологического уклада [2, с. 5-15].
Отбор кадров в университетах относится к управлению человеческими ресурсами [3, с. 97-101]. В современных университетах кадровая политика является важным инструментом обеспечения конкурентоспособности вуза на национальном и глобальном рынках [4, с. 166-175; 5, с.170-179]. Публикации подробно раскрывающие методологию, организацию и оценку социально-экономической эффективности конкурсов НПР вузов не были обнаружены. При этом найдены публикации в которых сказано, что различного вида конкурсы проводятся еще с античных времен [6, с. 26-29]. Конкурсы в различных сферах экономики и общества характеризуются присущими им своими чертами и особенностями [7, с. 146-150]. При проведении конкурсов нужно соблюдать определенные ключевые принципы их организации и проведения [8, с. 24-26]. Для проведения конкурсов нужно разрабатывать определенное научно-методическое и правовое обеспечение [9, с. 8]. По этой причине отмечают нужду в развития конкурсного права [10, с. 63-73]. Большое значение для обеспечения эффективности конкурсов имеют общие принципы гражданского права (добросовестности, разумности, справедливости [11, с. 82-88; 12, с. 89-98; 13].
Метод. Анализ показывает, что прикладные отраслевые задачи теории технологических укладов и институциональные задачи теории технологических укладов пока еще слабо разработаны.
К категории прикладных отраслевых задач теории технологических укладов можно отнести задачи развития отраслевых направлений теории технологических укладов.
Геополитическое направление теории технологических укладов может решать задачи оценки геополитических последствий становления нового технологического уклада. О важности этого направления говорит то, что Первая и Вторая мировые войны возникли как результат международной напряженности, связанной с неравномерностью экономического развития различных стран в период предшествующих 3-го и 4-го технологических укладов.
Политологическое направление теории технологических укладов может развивать задачи формирования социальной, научной, промышленной политики в период становления нового технологического уклада.
Социологическое отраслевое направление научной теории технологических укладов может осуществлять прогнозирование тенденций социального развития населения. Основой для этого является то, что,как известно, есть связь между технологиями общественного производства и социальными отношениями. В частности, известен такой факт: развитие гибких автоматизированных производств (ГАП) связывают с сексуальной революцией 1970-х годов. Это объясняется тем, что у работников предприятий (человека) стало больше времени и сил для личной жизни.
Культурологическое отраслевое направление научной теории технологических укладов может заниматься изучением культурных тенденций в исторические периоды, соответствующие технологическим укладам и другое. Так может изучаться развитие живописи, театра, эстрады в период различных технологических укладов. Это поможет прогнозировать культурные тенденции на будущее.
Медицинская отраслевая теория технологических укладов может изучать такие задачи: корреляция между технологическим укладом и уровнем заболеваемости различными болезнями. В рамках этого отраслевого направления, можно предложить изучить зависимость уровня кардиологических заболеваний от технологического уклада.
Такого рода исследования могут позволить прогнозировать развитие различных видов заболеваний. Развитие этого отраслевого направления науки о техукладах поможет прогнозироваться развитие медицинской техники на основе новых технологий. Более того, могут разрабатываться проекты модернизации существующей медицинской техники на основе технологий восьмого технологического уклада. В частности, при таких исследованиях могут быть разработаны две таблицы. В одной таблице можно отобразить изменение структуры заболеваемости населения в зависимости от технологического уклада. Во второй таблице можно отразить развитие медицинской техники в рамках определенных технологических укладов.
К разряду институциональных задач теории технологических укладов можно отнести задачи, связанные с описанием методов формирования и повышения эффективности социально-производственных институтов нового технологического уклада.
В качестве инструментов создания институциональной структуры нового технологического уклада могут выступать: подбор, отбор, наем персонала; конкурсы научно-педагогических работников; управление конфликтами в организации и другие.
Практические наблюдения обнаруживают наличие ряда морально-этических, научных, нормативно-правовых проблем при проведении таких конкурсов НПР университетов. К числу наиболее наблюдаемых проблем могут быть причислены: существование возможности субъективно объявлять или не объявлять конкурс НПР в университете (что может ставить в неравное положение НПР вуза и, вероятно, нарушать ст.19 Конституции России); отсутствие типовой нормативной базы конкурсов НПР вузов; часто различные и избыточные требования к количеству предоставляемых документов; различные сроки проведения конкурсов; различные методические и управленческие подходы в вузах к проведению таких конкурсов; избыточно частое проведение таких конкурсов; как правило, отсутствие количественных критериев (KPI) для сравнения кандидатов; наличие неформальных «фильтров» в процессе выдвижения кандидатов; субъективизм при подведении результатов конкурса и другое.
Все это может повышать риски в функционировании национальной инновационной системы в условиях развития шестого технологического уклада (ШТУ). Это может создавать риски – отрицательно влиять на: эффективность конкурсного отбора НПР, тормозить становление шестого технологического уклада (ШТУ); замедлять научно-технический прогресс и др. Далее такого рода эффекты способны отрицательно влиять на геополитическое положение, а также на темпы социально-экономического развитие страны и общества в условиях глобального кризиса и становления шестого технологического уклада.
Конкурс НПР может рассматриваться как система социально-экономических отношений (институт) в процессе развития ШТУ. Сторонами таких отношений (участниками этих институциональных отношений) выступают научно-педагогические работники вузов с одной стороны и конкурсные комиссии с другой стороны.
При этом одновременно конкурс НПР выступает и как инструмент формирования других институтов ШТУ, способный замедлять или ускорять формирование других институтов ШТУ. Эти институты ШТУ могут быть связаны с развитием новых видов технологических платформ (нейротехнологий, нанотехнологий, ресурсосберегающих технологий и др.).
Для изучения влияния конкурсов НПР на формирование институтов ШТЦ, геополитическое и социально-экономическое положение государства предположим, что существует механизм такого влияния.
Механизмом влияния конкурсов НПР на развитие институтов ШТУ, геополитическое и социально-экономическое положение государства назовем совокупность методов, способов и инструментов с включением которых оказывается такое влияние конкурсов НПР. При изучении эффективности конкурсной системы логическому анализу следует подвергнуть такую последовательность воздействий: конкурс должен позволять выделить наиболее продуктивные разработки НПР; конкурс влияет на систему отношений (институты) в процессе развития ШТУ; конкурс влияет на уровень компетентности персонала; конкурс влияет на моральный и творческий климат в организации; уровень компетентности персонала и творческий климат в университете влияют на экономическую эффективность инноваций и уровень качества высшего образования в стране; эффективность инновационной деятельности и уровень высшего образования влияют на развитие экономики; в свою очередь развитие экономики влияет на социально-экономическое и геополитическое положение государства.
В условиях шестого технологического уклада значение человеческих ресурсов для конкурентоспособности государства только возрастает.
Справедливо и эффективно функционирующая конкурсная система создает профессиональные и социальные лифты для талантливых ученных и инноваторов. Это делает страну привлекательной для иностранцев-людей, мечтающих об инновационной и научной карьере. В условиях формирования ШТУ и многополярного мира именно привлекательность конкурсной системы может быть фактором развития национальной инновационной и образовательной системы. При этом развитие инноваций является главным антикризисным инструментом и фактором обеспечения конкурентоспособности экономики страны.
Если в конкурсы проходят эффективно, то это приводит к росту человеческого капитала университета, появлению новых научных и образовательных направлений в условиях ШТУ. При этом рост компетентности НПР приводит к увеличению инновационного денежного мультипликатора в экономике [14, с. 77–88].
Пример. Поясним механизм действия инновационного денежного мультипликатора подробней: автомобильный мотор сделанный из алюминия стоит приблизительно в 30 (тридцать) раз дороже, чем сам этот алюминий. Основой для изготовления моторов являются инновации и инновационный потенциал. В данном случае приблизительно инновационный денежный мультипликатор равен 30.
По другим видам продукции инновационный денежный мультипликатор может быть меньше. Величина инновационного денежного мультипликатора зависит от отраслей экономики и уровня развития технологий: чем выше технологический уровень продукции, тем выше средний по экономике инновационный денежный мультипликатор [14, с. 77–88]. Этот средний инновационный денежный мультипликатор (СИДМ) на рынке противостоит банковскому денежному мультипликатору (БДМ).
Величина банковского денежного мультипликатора в экономике изменяется в пределах от 5 (в кризис) до 15 (на подъеме экономики).
Если СИДМ больше, чем БДМ то имеет место медленная (ползучая) инфляция или дефляция (укрепление национальной валюты) и, наоборот, если СИДМ меньше БДМ, то развивается галопирующая инфляция или гиперинфляция, национальная валюта слабеет. При этом в период инфляции ухудшается социально-экономическое положение основной массы населения.
Поэтому по причине большого влияния на развитие институтов ШТУ, геополитического и социально-экономического влияния конкурсов НПР, методология проектирования и оценки эффективности конкурсного отбора НПР в вузах должна развиваться. Конкурсный отбор НПР должен рассматриваться как институт ШТУ, научная, управленческая и юридическая категория. В 2021 году конкурсы НПР вузов и их влияние на все стороны государства и общества пока еще недостаточно изучены, описаны и определены. Необходимо заметить, что в развитых странах конкурсная система формировалась длительный исторический период и обеспечивает приток в эти страны амбициозной молодежи, мечтающей делать научную карьеру. При проектировании конкурсов должен учитываться и сам характер научной карьеры, получившей название «академической». Для этого типа карьеры характерны: плавный характер; большое влияние профессиональных характеристик и другое.
В связи с большим влиянием на институты ШТУ, геополитическим и социально-экономическим значением конкурсов НПР вузов требуется исследование и научное обоснование конкурсных процедур. Поэтому исследование конкурсов НПР вузов можно начать с их изучения по информации словаря С.И. Ожегова. Это открывает возможность и, соответственно, лингвистического толкования права в отношении этого понятия (конкурс НПР). Словарь утверждает:
КОНКУРС, -а, м. Соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы. К. скрипачей. К. для поступающих в университет. К. проектов.II прил. конкурсный, -ая, -ое. К. экзамен.
И немного далее в словаре определено следующее понятие:
СОРЕВНОВАНИЕ-я, ср. Форма деятельности (работы, игры), при к-рой участвующие стремятся превзойти друг друга. Вступить в с. Спортивные соревнования. С. в стрельбе. Соревнования по фигурному катанию.
При рассмотрении кандидатур на вакантные должности НПР вузов должны учитываться положения действующего законодательства России, а именно статьи 6 Гражданского Кодекса РФ. Поэтому приведем эту статью. ГК РФ Статья 6. (Применение гражданского законодательства по аналогии)6
«П. 2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».
В рамках лингвистического подхода и толкования права снова обратимся к уже упоминавшемуся толковому словарю:
ДОБРОСОВЕСТНЫЙ -ая, -ое; -тен, -тна. Честно выполняющий свои обязательства, обязанности. Д. работник. Добросовестно (нареч.) трудиться. || сущ добросовестность, -и, ж.
РАЗУМНЫЙ, -ая, -ое; -мен, -мна. 1. Обладающий разумом. Человек -существо разумное. 2. Толковый (в 1 знач.), рассудительный. Он юноша р. 3.Логичный, основанный на разуме, целесообразный. Р. по-ступок. Поступитьразумно (нареч.). II сущ. разумность, -и, ж.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение ккому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить посправедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) – признать закем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное.
Сущность и содержание конкурса как научной и юридической категории могут раскрыть функции и роли таких конкурсов НПР в социально-экономическом развитии. Могут быть названы следующие функции конкурсов НПР университетов:
1) ускорения развития институтов ШТУ, повышения геополитических статуса и конкурентоспособности страны и ее инновационно-образовательной системы (наиболее талантливые научные кадры устремляются в страны с развитой и эффективной конкурсной системой);
2) увеличения экономической эффективности использования бюджетного и внебюджетного финансирования инноваций, научных исследований в вузах и экономике в целом за счет того, что более талантливые исследователи создают более высокотехнологичный инновационный продукт, что увеличивает инновационный денежный мультипликатор в экономике [14, с. 77-88].
3) профессионального и/или социального лифта для наиболее талантливых НПР вузов, когда эффективные конкурсы позволяют повышать профессиональный статус наиболее талантливым НПР университетов;
4) кадровой поддержки стратегии развития вуза путем своевременной трансформации научно-педагогических кадров вузов, например, сейчас в приоритете должны быть кадры способные своими исследованиями и инновациями ускорить формирование институтов и переход к ШТУ;
5) структурной трансформации научного потенциала путем гибкого перераспределения НПР различными вузами, направлениями развития науки и образования. При этом должно учитываться, что основные виды технологий ШТУ: нанотехнологии, нейротехнологии, информационные технологии, технологии цифровизации; ресурсосберегающие технологии;
6) создания конкурентных условий и среды работы НПР университетов, способствующей росту уровня научных исследований и качества высшего образования;
7) функция мотивации НПР, стимулирования новых научных и практических результатов от инновационных разработок НПР вузов и студентов и другое.
Ролями научной категории «конкурс НПР» можно признать:
- ускорения формирования институтов ШТУ;
-повышения конкурентоспособности и привлекательности инновационной системы страны;
- увеличение эффективности практического использование существующего научно-педагогического потенциала;
- ускорение темпов социально-экономического развития страны;
- упрочнение геополитического положения государства;
- повышение твердости и устойчивости национальной валюты и другое.
Взаимосвязь институциональной, научной, управленческой и юридической составляющих категории «конкурс НПР» должна быть прочной и логичной. Такая связь обусловлена отражать необходимостью обеспечить гармоничное взаимодействие: научной основы таких конкурсов; системы конкурсных отношений; управленческих форм реализации конкурсов НПР; правовых трактовок на основе соответствия духа и буквы конкурсного законодательства в данной сфере.
Исследование термина «конкурс НПР» как управленческой категории, категории институциональной составляющей больших технологических систем охватывает такие моменты как: использование воздействия конкурсов НПР в интересах институтов ШТУ, повышения эффективности управления социальным развитием персонала; совершенствование механизма реализации конкурсов (планирование, организацию, мотивацию и контроль процесса и результатов конкурсного отбора НПР в вузе).
В качестве инструмента развития институтов ШТУ конкурс должен выявлять наилучшие практики и системы отношений, способствующие скорейшему и эффективному развитию элементов ШТУ.
В виде инструмента менеджмента социального развития персонала вуза, конкурс НПР должен отражать стратегию вуза по вхождению в ШТУ и наиболее перспективные направления развития персонала, создавать конкурентные преимущества университета путем более эффективного практического использования человеческого капитала университета. Но для обеспечения своей высокой эффективности как инструмента развития институтов ШТУ, инструмента управления социальным развитием НПР осуществляемые в университете конкурсы НПР должны соответствовать определенным требованиям. При этом само проведение таких конкурсов должно быть организовано с учетом определенных принципов (учета интересов государства, ускорения развития ШТУ, повышения эффективности использования научно-педагогического потенциала и др.).
Планом осуществления конкурса НПР вуза назовем перечень мероприятий, направленных на подготовку и проведение конкурсов НПР в университете.
Функцией организаций проведения конкурсов НПР вуза станем называть декомпозицию (разделение) процесса конкурсы на определенные этапы, формирование конкурсной комиссии, а так же обеспечение системной взаимосвязи между этапами и элементами такого конкурса в интересах эффективного их осуществления.
Мотивацией участников конкурсов НПР вузов можно назвать создание в вузе таких условий, при которых все заинтересованные стороны конкурса стремились бы обеспечить эффективность результатов конкурсов НПР, направленных на ускорение развития институтов ШТУ.
Функция контроля процедур и результатов проводимых конкурсов НПР вуза базируется, основана на использовании конкурсных процедур, призванных подтвердить достижение в результате такого конкурса запланированных целей (например, повышение конкурентоспособности вуза в условиях ШТУ) или установить, что заданные цели не достигнуты.
Под диагностикой процесса и результатов проведения конкурса НПР вуза станем понимать определение причинно-следственных связей между внешними проявлениями (симптомами) конкурса и его реальной эффективностью. При этом в процессе диагностики и контроля должны использоваться количественные и качественные показатели.
Под эффективностью конкурсов НПР условимся понимать способность этих конкурсов достигать поставленных перед такими конкурсами государством, организаторами конкурса целей.
Миссией конкурса НПР в университете можно считать тот полезный социально-экономический эффект (результат), который получат экономика и/или общество от эффективного проведения такого конкурса НПР.
В качестве вариантов формулировки миссии конкурсов НПР в вузах могут рассматриваться:
- ускорения формирования институтов ШТУ в экономике и обществк;
- повышение устойчивости социально-экономического развития государства и общества в условиях глобального кризиса;
- рост темпов научно-технического прогресса при развитии ШТУ;
- повышение качества человеческого капитала вузов, сокращение «утечки мозгов»;
- более эффективное использование имеющегося научного, технического и образовательного потенциала;
- упрочнение социально-экономического и/или геополитического положения государства;
- повышение конкурентоспособности национальной инновационной и образовательной системы;
- повышение качества высшего образования и другое.
Видением конкурсного отбора НПР в университет следует признать вдохновляющий администрацию и персонал университета сценарий его развития после проведения планируемого конкурса НПР. Например, в качестве видения влияния результатов конкурса НПР университета может выступать такой мотивирующий персонал вуза сценарий: упрочнения конкурентных позиций университета путем найма новых НПР; увеличение числа поступающих в вуз абитуриентов; достаточные и/или увеличенные (в числе ставок) объема учебной нагрузки, как основы сохранения рабочих мест и повышения уровня заработной платы НПР вуза.
Субьектами конкурса НПР вуза могут считаться: члены конкурсных комиссий; участники конкурсного отбора (претенденты, кандидаты); организаторы конкурса. Особенно велико значение членов конкурсных комиссий. Поэтому к ним должны предъявляться такие требования как компетентность в данной сфере, честность, независимость мнения; следование государственным интересам (государственный подход); отсутствие конфликта интересов и другое.
Цель конкурса НПР в университете может быть определена как идеальный результат данного конкурса НПР в будущем. Организация процедуры и процесс управления проведением конкурса должны основываться на определенной философии проведения таких конкурсов.
Философией осуществления конкурсов НПР вуза будем называть наиболее общий и мудрый взгляд на установление целей, организацию и проведение такого конкурса НПР вуза. На практике философия конкурсного отбора НПР вуза описывается в форме ряда принципов реализации таких конкурсов в вузе:
1. Принцип направленности на ускорение создания элементов и институтов ШТУ в результате конкурсного отбора (обеспечивается путем поддержки наиболее продуктивных идей и кандидатов);
2. Принцип обеспечения равенства прав всех НПР университета, в частности, в процессе конкурсного отбора представляет собой реализацию на практике, закрепленных Конституцией России (ст.19) прав и свобод. Соблюдение данного принципа было бы легче обеспечить, когда, например, вся кафедра избиралась бы в единые сроки. В этом случае можно выявить и отобрать лучших, улучшить кадровый состав, например, долю преподавателей с ученными степенями. В противном случае, у администраций вузов есть возможность не объявить конкурс и автоматически уволить одного НПР по истечению срока контракта и объявить конкурс и заранее создать условия для продления контракта с другим НПР. Такое положение может снижать эффективность конкурсной системы для НПР в вузах;
3) принцип состязательности в сравнении и оценке качеств и достижений претендентов (обеспечивается честным качественным и количественным анализом результатов участников конкурсов);
4) принцип объективности при оценке и сравнении потенциала и реальных достижений претендентов;
5) принцип справедливости при оценке кандидатов на должность в рамках, которого характеристики и достижения всех НПР должны рассматриваться объективно, без предвзятости, в сравнении с результатами других кандидатов на вакантную должность;
6) принцип многовариантной (с применением различных методик и показателей), одновременно, количественной и качественной оценки результатов претендентов с использованием разных подходов, методов;
7) принцип соблюдения государственных интересов (государственности) в обеспечении устойчивого развития и ускорения научно-технического прогресса (должны отбираться кандидаты наиболее продуктивно работающие над решением наиболее актуальных для государства проблем-сейчас это становление ШТУ);
7) принцип научной обоснованности требований к кандидатам. Например, известно существующее жесткое требование того, что бы претендент имел полное соответствие между базовым образованием и профессиональным содержанием вакантной должности. Но это требование может вступать в противоречие: во-первых, со статистикой в рыночной экономике, а именно, человек 2-3 раза меняет сферу деятельности; во-вторых, с тенденцией развития научно-технического прогресса экономики «на стыке» специальностей.
Кроме того нужно учитывать, что в условиях развития ШТУ наблюдается трансформация самой номенклатуры специальностей. Особенно это характерно в период формирования нового технологического уклада. При этом более гибким будет использование трех оснований для кандидата на вакантную должность: базовое образование; опыт практической работы; наличие научных публикаций;
9) принцип минимизации издержек времени и средств кандидата на участие в конкурсе НПР. При этом должны использоваться современные информационные технологии (дистанционная подача заявлений; минимальное количество справок и документов; дистанционны переговоры и опросы претендентов и другое);
10) принцип удобства процедуры для претендентов по времени, способам коммуникаций;
11) принцип честности намерений сторон конкурса, а именно, вуз, объявляющий должен реально намереваться признать победителями лучших кандидатов, а кандидаты должны предоставлять честные показатели, например, не пытаться искусственно увеличить (накрутить) свой Индекс Хирша и другие наукометрические показатели и другое.
Вероятно, может быть рекомендовано сформировать и утвердить (например, отраслевым ассоциациям вузов) типовые условия и принципы проведения конкурсов НПР, требования к членам конкурсных комиссий и др.
Мониторинг показывают, что предположительно, целесообразно повысить уровень государственного и общественного контроля за процессом проведения и итогами конкурсов НПР в университетах. Наверное, этот контроль должен в первую очередь касаться исследовательских, опорных вузов, т.к. от этого зависит эффективность бюджетных расходов на науку и образование? В зоне повышенного внимания должны находиться и вузы, в которых результаты деятельности отражают тенденцию снижения конкурентоспособности вуза? Вузы, в которых победителями конкурсов признаются исключительно свои сотрудники, несмотря на более высокие показатели сторонних кандидатов?
Юридическим основанием для такого подхода к усилению контроля результатов конкурсов НПР вузов может быть то, что в российском гражданском праве прямо постулируется принцип добросовестности (ч. 3 и ч. 4 ст. 1 ГК РФ). Согласно нормам Гражданского Кодекса России (ГК РФ), все участники гражданского оборота обязаны действовать добросовестно. При этом субъекты, участники конкурса НПР вуза не имеют права получать выгоду из другого типа своего поведения. В процессе контроля конкурсов НПР применима аналогия права (ст. 6 ГК РФ). Исследуем, какие именно правила следует соблюдать контрагентам переговоров (субъектам) в рамках конкурса [11, с. 82-88; 12, с. 89-98; 13].
Верховный Суд (ВС РФ) России предоставил разъяснение того, в чем именно состоит поддержание принципа добросовестности. Добросовестным следует признать такое поведение, когда каждая из сторон конкурса НПР принимает во внимание интересы второй стороны и оказывает содействие, включая и информационное содействие (п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25) [13].
Можно считать конкурс НПР вуза одновременными и параллельными переговорами университета (работодателя) с одним или несколькими соискателями вакантной должности. В этом случае может применяться аналогия права при определении добросовестности переговоров. Принцип добросовестности распространяется и на этап переговоров до заключения сделки (заключения контракта НПР). В статье закона о добросовестности во время переговоров определили четыре основных нарушения, за которые участнику переговоров и спора возможно придется нести ответственность:
- субъект (сторона, участник) переговоров вступил в переговоры без намерения заключить сделку (подписать контракт с НПР). Такая ситуация может быть, если вуз объявляет конкурс, но при этом не имеет намерения заключать контракт со сторонними претендентами, несмотря на превосходство показателей сторонних кандидатов. Предположительно, при наличии доказательств заранее предопределенных результатов конкурса, контракт вуза с победителем такого конкурса НПР вуза может рассматриваться и как притворная сделка (контракт) Вуза с таким НПР (ст. 170 ГК РФ). Вероятно в этом случае можно говорить, что объявление конкурса было инструментом сокрытия намерения вуза заключить контракт с определенным кандидатом?;
- сторона конкурса НПР предоставила недостоверные сведения (например, о сроках проведения конкурса или составе необходимых на конкурс документов) или иначе ввела потенциального контрагента в заблуждение;
- переговоры с претендентом несвоевременно и необоснованно прекратили, например, после того, как представители университета назначили заседание конкурсной комиссии во время, когда один сторонний кандидат (заранее заявивший об этом) не может участвовать в переговорах, заседаниях в ходе процесса конкурсного отбора;
- участник переговоров в рамках конкурса НПР получил конфиденциальную информацию в ходе переговоров и раскрыл эту информацию [13], например, университет раскрыл информацию другому кандидату на должность (директора института, заведующего кафедрой и т.п.), который с применением данной информации сделал себе более развернутую программу, чем необоснованно создал себе преимущество.
Вероятно, обычаем делового оборота в области науки и образования может считаться утверждение о том, что кандидат с более высокой научной степенью, большими показателями публикационной активностью признается конкурсной комиссией более компетентным? Исходя из этого в конкурсе следует признать победителем человека с более высокой: научной степенью; большим числом публикаций, большими наукометрическими показателями?
При рассмотрении конкурсной ситуации с позиции п.2 Статьи 6 ГК РФ ситуация может выглядеть следующим образом.
Опишем экспертную интерпретацию требований добросовестности, разумности и справедливости при проведении конкурса, исходя из положений Ст.6 ГК РФ (аналогия права). Предположительно, добросовестным может быть признано рассмотрение конкурсантов с позиций: полноты охвата значимых характеристик конкурсанта (опыт работы по профилю вакансии; ученая степень, ученное звание; число публикаций разного вида и т.п.); непредвзятое рассмотрение материалов претендентов; честная оценка реальных научных и методических показателей деятельности конкурсантов; учет специфики и направленности научных работ и другое?
Требование к конкурсу НПР исходя из принципа разумности (ст.6 ГК РФ) конкурсного отбора, вероятно может заключаться в том, что для вуза должно быть признано разумным набирать более квалифицированных кандидатов. А неразумным повелением вуза следует признать решение объявлять победителем конкурса НПР менее компетентного кандидата? Это следует из того, что если (проведем доказательство от противного) победителем будет объявлен менее компетентный кандидат, то такое решение конкурсной комиссии вуза может ухудшить конкурентную позицию самого этого вуза?
При проведении конкурсов необходимо соблюдение принципа справедливости на всех этапах и при подведении результатов конкурса. Статья 6 ГК РФ утверждает, что в процедуре и при проведении итогов конкурса НПР вуза должен соблюдаться принцип справедливости. Для оценки справедливости принятого решения может использоваться метод сравнения характеристик и результатов всех претендентов на вакантную должность. В интересах достижения справедливости при оценке кандидатов (при всех различиях в понимании справедливости), может быть рекомендовано применять одновременно: количественные оценки (KPI); качественные оценки, отражающие направленность результатов на развитие ШТУ, научный вес полученных научных результатов и другое. Такое использование показателей KPI увеличит обоснованность принимаемых конкурсными комиссиями вузов решений.
Важную роль для соблюдения принципа справедливости при подведении итогов конкурса НПР имеет и требование к членам конкурсной комиссии не иметь конфликта интересов при вынесении решения по результатам конкурса? Члены конкурсной комиссии не должны быть заинтересованы в конкретном результате конкурса. Для объективного обсуждения кандидатов и принятия справедливого решения члены комиссии должны быть независимы от кандидатов и другое.
В качестве целей на которые могут быть направлены конкурсы НПР вузов в 2021 году могут выступать:
- повышение темпов развития ШТУ (шестого технологического уклада), институтов ШТУ в отрасли и самом университете. Постановка такой цели конкурса предопределяет повышенное внимание к работам НПР именно в области науки и образования в области шестого технологического уклада;
- в рамках стратегии инновационного лидерства вуза производится генерация ряда прорывных тем, направлений, инноваций в научно-техническом развитии университета и отрасли. При такой стратегии вуза и формировании целей конкурса НПР университета, исходя из этого повышенное внимание может уделяться пополнению ключевых научно-педагогических школ в университете. Для этого полезны знания о механизме работы таких школ, изложенные, например, в работе [15, с. 47-59];
- в рамках стратегии адаптации работы вуза, имеющего свою научно-образовательную «нишу», к условиям его работы в ситуации развития нового технологического уклада [16, с. 17] приоритет должен отдаваться исследователям в области практики и теории развития ШТУ;
- стабилизационная цель конкурса НПР состоит в тактике подбора кадров для понижения негативной тенденции потери университетом лидерского конкурентного положения в своем регионе, отрасли, сегменте высшего образования, например, путем набора сотрудников более активных в своих исследованиях, публикационной активности и др.;
- антикризисная цель конкурса НПР. Спецификой этой ситуации является то, что такому вузу нужны НПР, которые смогут провести поиск, предложить новые рыночные ниши, и способов деятельности и другое.
Критериями эффективности конкурсов НПР университетов можно назвать: повышение наукометрических показателей вуза; увеличение доли публикаций и разработок в области ШТУ; повышение рейтинга вуза; число конкурсантов на одно вакантное местов НПР вуза; доля «сторонних конкурсантов» в конкурсах НПР; процент обновления персонала вуза в ходе реализации конкурсных процедур; наличие или отсутствие в вузе формальной методики подведения результатов конкурса; рост публикационной активности НПР вуза после проведения конкурса; повышение набора абитуриентов в вуз после проведения конкурса и другое.
Дополнительно к оценке эффективности конкурсных процедур должны оцениваться и риски этих процедур и их результатов.
На возможность и эффективность достижения этих целей проведения конкурса НПР в вузе могут влиять присущие таким конкурсам риски:
- «риск знания», связанный с неполным и/или ошибочным знанием сущности и организации конкурсов;
- риск фальсификации конкурсных процедур, например, путем недопущения до конкурса части участников, несправедливой оценки результатов участников и т.п.;
- неправильной философии, миссии, постановки целей конкурса НПР;
- неправильного описания значимых условий и факторов конкурсного отбора НПР- претендентов на работу в университете;
- «риск действия», заключающийся в неправильной реализации на практике предусмотренных конкурсных процедур и/или результатов;
- риск недостаточной мотивации субъектов конкурсных процедур и/или практического использования результатов;
- риск отсутствия, неполного и/или неправильного контроля процесса и/или результатов конкурсных процедур и/или использования результатов конкурса НПР;
-риск ментальных конфликтов между претендентами на должность или между кандидатов и членом конкурсной комиссии и другое.
Для принятия справедливых решений члены конкурсной комиссии должны быть компетентны в рассматриваемой области деятельности и не находиться в состоянии ментального конфликта с кандидатом или направлением деятельности к которому относится кандидат.
Ментальным конфликтом можно назвать такой конфликт, который может характеризоваться неприятием членом конкурсной комиссии: научных достижений претендента; направлений исследований претендента; способа мышления претендента; оценки высокой важности нового направления научных исследований кандидата; культуры научных исследований и информационных обменов и другое.
Риск ментальных конфликтов возрастает в период конкурсов в связи с необходимостью оценки признания или непризнания достижений кандидатов. Рекомендуется учитывать возможность ментального конфликта в процессе проведения конкурсного отбора.
Например, должно учитываться к какому технологическому укладу относятся знания членов комиссии и кандидата на должность. Если кандидат работает в области развития шестого технологического уклада (ШТУ), а сам член комиссии работает в сфере, например, путевого хозяйства (2-й технологический уклад) или в области производства электровозов (3-й технологический уклад) или в области технического сервиса тепловозов (4-й технологический уклад), то таким членам комиссии сложно будет адекватно и справедливо оценить достижения претендента на должность.
Должно учитываться и то, к какому иерархическому уровню технологической пирамиды относятся знания и организационная культура члена комиссии и претендента. Как известно, внутри каждого технологического уклада существует пятиуровневая технологическая пирамида. На первом (высшем) уровне находятся разработчики технологических принципов; далее идут разработчики технологий; потом разработчики и изготовители технических средств, например, транспорта; затем следуют эксплуатирующие организации (например, перевозчики); на нижнем уровне находятся организации, занимающиеся добычей сырья. Следует учитывать и то, что каждое из этих направлений деятельности имеет свою организационную культуру и ценности. В этой ситуации расхождение опыта и/или сфер деятельности создает риск неадекватной оценки характеристик и достижений кандидата, работающего в более высокотехнологичном сегменте. В этой ситуации возможен новый и пока еще мало изученный вид конфликта- ментальный конфликт. В настоящей работе ментальным конфликтом можно назвать и противодействие одной стороны интересам другой стороны по причинам следующего характера: непонимания одной из сторон конфликта способа мышления другой стороны; непонимания дизайна и/или архитектуры мыслительного процесса другой стороны по причине того, что деятельность сторон относится к различным технологическим укладам или различным уровням технологической пирамиды внутри технологического уклада. Ментальный конфликт может включать или усугубляться и разностью организационных культур и ценностей, присущих работе в разных технологических укладах, работе на различных уровнях технологической пирамиды. Например, например, специалисты по производству средств транспорта могут не понимать цели, предназначение и смысл создания общей теории транспортных систем или не оценить перспективность внедрения нейротехнологий на транспорте?
Вероятно, наиболее часто местом возникновения такого конфликта может быть момент зарождения новой науки. Предположительно к такого рода конфликтам можно отнести исторически уже известный и разрешившиеся конфликты между сторонниками и противниками: формы земли (плоская или круглая); развития генетики, кибернетики и их противниками?
При этом период развития институтов и технологий ШТУ характеризуется повышенной вероятностью таких конфликтов.
Предположительно такого рода ментальный конфликт можно считать разновидностью конфликта «технологических цивилизаций (технологический уклад как технологическая цивилизация)».
В настоящее время такого рода ментальные конфликты возможны между разработчиками новых технологий в рамках ШТУ и представителями предыдущих технологических укладов.
Надо учитывать, что такого рода конфликты трудно отличать от уже известных в менеджменте чувственных конфликтов [17, с. 172 -177]. Диагностировать такого рода конфликты можно на основе сравнения: относится ли деятельность сторон конфликта к различным технологическим укладам; относится ли деятельность, область научных интересов к различным уровням технологической пирамиды; оценка каки работ кандидата породила этот конфликт и другое?
Следует учитывать, что психологической основой и мотивом вступления в такой конфликт является психологический алармизм, Известно, что психологический алармизм – это страх одной из сторон перед научно-технических прогрессом. При этом одна из сторон ментального конфликта может испытывать скрытый страх перед научно-технических прогрессом в форме развития ШТУ, а другая сторона ментального конфликта может настаивать на своем праве и желании способствовать прогрессу ШТУ, общества своими научными достижениями и инновациями.
При этом важно знать, что ст.27 Всеобщей декларации прав человека и другие международные конвенции подтверждают право любого человека участвовать и пользоваться плодами НТП, право участвовать в научных исследованиях, право защищать свои моральные и материальные интересы, связанные с результатами своих научных исследований.
Кроме того, рекомендуется учитывать, что институциональными функциями науки и образования является как раз содействие научно-техническому прогрессу общества и государства. Поэтому профессионально добросовестные НПР должны содействовать прогрессу экономики и общества своими научными исследованиями.
Конкурсные комиссии должны принимать меры к распознаванию и минимизации такого рода ментальных конфликтов в процессе развития ШТУ. Успешное разрешение и снижение риска ментальных конфликтов ускорит научно-технический прогресс государства и общества, повысит конкурентоспособность университетов, способных распознавать и разрешать такого пода ментальные конфликты.
Заключение. В статье показано, что важно развивать отраслевые и институциональное направления теории технологических укладов. Отраслевые направления теории технологических укладов должны изучать влияние нового технологического уклада на различные стороны деятельности человека. В качестве инструментов управления становлением институтов нового технологического уклада могут быть названы: отбор персонала, проведение конкурсов, управление конфликтами и другое. Эффективное проведение конкурсов НПР вузов может рассматриваться как структурный элемент процессов развития шестого технологического уклада (ШТУ), геополитического и социально-экономического управления в государстве и обществе. В работе развивается концептуальный подход к анализу, диагностике и проектирования процедур конкурсного отбора НПР университетов. В работе сформированы критерии оценки эффективности конкурсов НПР вузов, описаны риски, связанные с фальсификацией или неправильным проведением конкурсов научно-педагогических сотрудников университетов. Можно ожидать, что практическое применение результатов настоящей статьи увеличит эффективность процедур конкурсного отбора НПР в университета, повысит конкурентоспособность и привлекательность национальной инновационной системы. В статье выделен новый вид конфликтов – ментальные конфликты, источником которых является работа сторон конфликта в области различных технологических укладов, на разных уровнях технологической пирамиды. Вероятно такой конфликт можно признать разновидностью конфликта «технологических цивилизаций».
Библиографический список
- Глущенко В.В. Парадигма интеллектуального управления становлением шестого технологического уклада в экономике// The scientific heritage, 2020, vol. 4, № 45 (2020), р. 54- 63
- Глущенко В.В. Теория технологических укладов: концептуальных трансформаций в работе университетов в период шестого технологического уклада//Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. № 40-3. С. 5-15.
- Пекер И.Ю. Управление человеческими ресурсами в университете: рекрутинг научно-педагогических работников//Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 3. С. 97-101.
- Бондарчук Д.В. Кадровая политика современного университета как инструмент повышения его конкурентоспособности//Информатизация образования и науки. 2019. № 4 (44). С. 166-175.
- Другова Е.А., Плешкевич И.Б. Кадровая политика как ключевой ресурс глобальной конкурентоспособности университета: кейс тюменского государственного университета//Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 70. С. 170-179.
- Малеко Е.В., Маврина А.В. Конкурс в историческом аспекте культуры: истоки возникновения и принципы существования музыкального конкурса в античном мире// Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2016. № 2 (10). С. 26-29.
- Милкина Е.В. Особенности проведения конкурса (конкурса-испытания, прослушивания) и заключения трудового договора с работниками концертных организаций//Вопросы экономики и права. 2011. № 42. С. 146-150.
- Савранчук Т.В., Мальцева М.И., Куклина И.Н. Основные принципы организации и проведения мероприятий конкурсов профессионального мастерства//Туныктышо. Учитель. 2019. № 3-4. С. 24-26.
- Ильина О.А. Научно-методическое обеспечение организации и проведения творческих конкурсов в детских библиотеках: опыт и осмысление//Культура: теория и практика. 2018. № 4 (25). С. 8.
- Телюкина М.В. Предмет, метод, цели, принципы и иные характеристики конкурсного права//Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. Т. 12. № 6. С. 63-73.
- Жантуева З.Ю. Понятие и содержание добросовестности и принципа добросовестности в гражданском праве России//Вестник Международного юридического института. 2019. № 2 (69). С. 82-88.
- Беседкина Н.И. Соотношение принципа разумности с принципами добросовестности и справедливости в системе оценочных категорий частного права//Экономика и право. XXI век. 2015. № 5. С. 89-98.
- Разъяснение Верховного Суда Российской Федерации (п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25). https://www.law.ru/article/21707-printsip-dobrosovestnosti-v-gk-rf
- Глущенко В.В., Глущенко И.И. Сущность денежного инновационного мультипликатора в экономике// Бюллетень науки и практики. 2016. № 3. С. 77–88. [Электронный ресурс].
- Глущенко В.В. Значение научно-педагогических школ в высшем образовании третьего тысячелетия// Kazakhstan Science Journal, 2020, Т. 3, № 2 (15), с. 47-59. https://sciencejournal.press/sj/article/view/155/132 (дата обращения 16.02.2020).
- Глущенко В.В. Направления модернизации системы высшего образования при развитии шестого технологического уклада//Современные научные исследования и инновации. 2020. № 2 (106). С. 17. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/02/91380 (дата обращения: 05.02.2020).
- Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы.- 2-е изд. доп. и испр. .- Железнодорожный, Моск. Обл. : ТОО НПЦ «Крылья», 198.-224 с.