ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ ПРОЕКТНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА

Глущенко Валерий Владимирович
доктор технических наук

Аннотация
Предметом статьи являются методика исследования системы мотивации студентов в высшем проектном образовании в период развития восьмого технологического уклада; объектом исследования выступает качество высшего образования; Целью работы является повышение качества высшего образования в период развития восьмого технологического уклада; для достижения поставленной цели решаются такие задачи: разработка таблицы изменения методов образования в процессе смены технологических укладов; описание мотивации как функции менеджмента качества высшего образования; исследования факторов повышения качества высшего образования; научными методами в статье являются теория технологических укладов, экспертные оценки; теория мотивации субъектов деятельности; структурный анализ мотивации, эвристический синтез, сравнительный анализ,: научная новизна статьи связана с формированием методики анализа системы мотивации студентов в высшем проектном образовании.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Исследование системы мотивации студентов в высшем проектном образовании в период развития нового технологического уклада // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/10/96671 (дата обращения: 05.11.2024).

Введение. Актуальность исследования определяется важностью мотивации студентов для повышения качества высшего образования. Мотивация студентов состоит в том, что бы сформировать такие условия их проектного образования, при студенты были заинтересованы повышать качество своего высшего образования. Система мотивации студентов выступает как комплекс набор взаимосвязанных элементов, которые создают требуемый уровень мотивации студентов вуза в их образовательной проектной деятельности.

Гипотезами настоящего исследования являются предположения о том, что: проектная форма высшего образования отличается другой структурой и повышенным уровнем мотивации студентов; систему мотивации студентов нужно проектировать и подвергать анализу в интересах повышения качества высшего образования в техническом вузе.

Целью работы является повышение качества высшего образования в период развития восьмого технологического уклада.

Для достижения поставленной цели решаются такие задачи:

- разработка таблицы изменения методов образования в процессе смены технологических укладов;

- описание мотивации как функции менеджмента качества высшего образования;

- исследования факторов повышения качества высшего образования.

Объектом исследования выступает качество высшего образования.

Предметом статьи является методика исследования мотивации студентов в высшем проектном образовании в период развития нового (восьмого) технологического уклада.

Мотивация студентов рассматривается как важнейший инструмент повышения эффективности учебной деятельности [1, с. 102-106]. Большое внимание уделяется мотивации студентов в различных элементах обучения в целях роста уровня высшего образования [ 2, с. . 75-77; 3,с. 224-228; 4,с. 24-27; 5, с. 1096-1101].

В интересах модернизации российского высшего образования используют проектные технологии [6, с. 150-155;7, с. 7-15].

Стимулирует развитие проектного подхода в высшем образовании то, что эта модель деятельности становится все более востребованной в реальной экономике. Анализ позволяет говорить, что проектный метод может выступать как один из вариантов системно-деятельностного, а так же и продуктового подхода. Кроме того, проектный метод может быть способом направлением практического внедрения кастомизации высшего образования в условиях постиндустриального развития [7, с. 7-15]. В интересах повышения качества высшего проектного образования могут осуществляться управление и мотивация обучающихся в рамках проектного метода [8, с. 5-19]. В этих же целях могут выполняться исследования систем управления такой формой высшего образования [9,с. 2].

Библиометрические исследования публикаций в Елайбрари позволяет говорить, что в начале 21 века порядка 40 российских вузов в к; акой-то мере реализуют проектный метод в процессе подготовки студентов [10, с. 39-54]. При этом проектный подход может быть инструментом улучшения рейтинга, применяющих его вузов [10, с. 39-54; 11].

Метод. Факторами развития проектного высшего образования можно назвать: повышение интенсивности инновационной деятельности в процессе перехода экономики и общества к новому (восьмому) технологическому укладу; основной организационной формой инновационной деятельности является проект; развитие у студентов под воздействием информационных технологий  клипового мышления и, в связи с этим необходимости дополнительных педагогических усилий по развитию профессионального системного мышления у студентов; необходимостью адаптации образовательного процесса к изменениям в экономике и обществе на основе проектов и других факторов.

Проектом системы мотивации студентов в высшем проектном образовании станем называть конкретный образ будущего такой системы мотивации студентов вуза. Понятие «проект системы мотивации» студентов в  их проектной образовательной деятельности может иметь такие значения:

- комплект документации, описывающий структуру и ключевые характеристики системы мотивации;

- план действий, которые необходимо реализовать для создания проекта системы мотивации студентов в их проектной деятельности в вузе.

Процесс проектирования системы мотивации студентов будем определять как комплекс процесс создания проекта системы мотивации, набор согласованных между собой действий по мотивации студентов.

Эффективностью системы мотивации студентов назовем ее способность достигать поставленных целей. Для технического университета такой целью может быть заданный уровень качества высшего проектного образования.

Анализом системы мотивации студентов в проектном образовании  станем называть установление причинно-следственных связей между обликом системы мотивации студента и наблюдаемым уровнем качества высшего образования.

Специфическими особенностями анализа выступает разделение объекта анализа на части и исследование этих частей целого (системы мотивации).

Диагностикой системы мотивации студентов вуза будем называть установление причин реального уровня мотивации студентов.

Механизмом повышения уровня мотивации обучающихся (студентов)-участников процесса выполнения образовательных проектов в вузе будем называть комплекс приемов, способов, которые приводят к росту заинтересованности студентов вуза в повышении уровня высшего технического образования в период развития восьмого технологического уклада (до 2040-го года). Такой механизм интегрирован с содержанием образовательного проекта, функциями и ролями образовательных проектов в процессе обучения в техническом вузе и другими факторами.

С.И. Ожегов в своем толковом словаре отмечает, что термин «сущность» в философии понимают как внутреннее содержание объекта (проекта), которое проявляется во внешних формах существования данного объекта (образовательного проекта). Он же определяет и понятия «проект», как сформированный план какого-нибудь сооружения, механизма, устройства.

На практике проектом именуют: описание определенного образца будущего; комплекс технических документов на объект (изделие); план  действий сотрудников предприятия, нацеленных на достижение определенного результата деятельности или состояния организации.

Ключевые особенности, функции и роли образовательных проектов в рамках проектного высшего образования отражены в работе [6, с. 25-37].

В качестве функций образовательного проекта можно назвать: наработку умений в процессе внедрения в практику, обретенных в предметном образовании знаний; развитие навыков системного мышления; повышения степени кастомизации и глубины процесса познания действительности в образовательном проекте; контроля практической достаточности уровня полученных предметных знаний; получение навыков совместной практической деятельности; формирования продуктивной командной культуры; интеграции явных и неявных знаний в процессе выполнения образовательного проекта.

Образовательный проект в вузе реализует такие роли: адаптации вуза к изменению внешних условий деятельности; повышения качества образования.

Анализ показывает, что краткосрочной целью управления качеством образования в вузе может считаться максимизация текущего уровня образования в интересах поддержания ценности бренда и цены на труд своих выпускников. Поэтому эта деятельность вуза носит  мотивирующий характер. Это позволяет считать, что смысл проектной деятельности университетов следует изучать не только как фактор нематериальной, но и материальной мотивации.

По аналогии с нематериально/материальной мотивацией может исследоваться мотивации обучающихся терминах внутренней и внешней  мотивации. При этом можно считать, что смысл проектной деятельности в вузе является одновременно внутренней и внешней мотивацией для обучающихся данного вуза, стимулирует их заботиться об уровне высшего образования.

Следует учитывать и то, по экспертным оценках при поступлении на работу важно: требование к работе давать хороший доход – 77% опрошенных;  интересную деятельность считают важным условием 61% респондентов.

На важность проектов как формы высшего образования подчеркивает тото, что во время изучения мотивации за рубежом было установлено:

- всего около 37% опрошенных сотрудников понимают, чего они хотят достичь, работая на этом предприятии, и почему;

- только 20% опрошенных сотрудников осознают связь между тем, что они делают, и трудом других работников. Таким образом можно прийти к выводу, что понимают смысл своей работы меньше половины сотрудников организации.

На этом основании следует признать смысл проектной образовательной деятельности университетов одним из наименее осознаваемых и наиболее значимых факторов мотивации обучающихся. Важно и то, что как  говорят эксперты, в нашей стране смыслу деятельности как инструменту мотивации сотрудников и студентов вузов придается меньше внимания, чем за рубежом.

Важно, что субъективный метод в системе мотивации обучающихся может формировать обратный процесс, а именно, демотивацию обучающихся. Например демотивация может происходить в связи с нарушением справедливости при распределении по проектам, проставлении оценок за проект (см. теорию справедливости Д.С. Адамса).

Трудность при формировании  эффективной системы мотивации обучающихся состоит и в том, что в пока нет типовой методики проектирования систем мотивации сотрудников организаций [11, с. 2].

Поэтому для обеспечения эффективности систем мотивации обучающихся нужно создать проект и утвердить систему мотивации студентов в проектных вузах. Эта система мотивации должна, отражать особенности образовательной проектной деятельности вуза. Процесс проектирования этой системы мотивации должен быть основан на определенной теории мотивации.

В этой связи проектирование системы мотивации обучающихся по методике проектного образования имеет смысл начинать с анализа и обоснования определенной теории мотивации.

Физиология мотивации затронута в работах [1, с. 2; 11,с. 4].

Отмечают, что все множество теорий мотиваций можно разделить на четыре группы: ценностные теории мотивации; содержательные теории мотивации; теории основанные на оценке отношения человека к труду; процессуальные теории мотивации. Наиболее известны следующие содержательные теории мотивации как пирамида А. Маслоу, теории Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда .

В состав процессуальных теорий мотивации входят теории:  теория ожидания Виктора Врума;  справедливости Джона Стейси Адамса; комплексная теория мотивации Д. Портера-Э. Лоулера. Предварительный анализ говорит, что процессуальные теории мотивации могут быть эффективными при мотивации студентов вузов. Однако, их использование связано с хорошим знанием: потребностей обучающихся; ценности различных видов вознаграждения и другими моментами.

Группа теорий мотивации основанных на гипотезе об  отношении студента к труду охватывает X и Y -теории Д. Макгрегора, Z-теорию У. Оучи.

Ценностные теории мотивации базируются на определении ценности работы конкретного сотрудника для результатов всей организации.

Группа теорий ценностных мотиваций основывается на следующих видах мотивов: общее руководство проектом; технико-функциональные мотивы;  самостоятельность студента в работе над проектом; предпринимательская жилка студента; желание обучающегося быть полезным в команде; обретение безопасности и стабильности при работе в команде; испытание сил студента в чистом виде; освоить стиль жизни участников проекта. Описание этих мотивов дано в работе [8, с. 5-19].

На смысл образовательного проекта может быть возложена функция интеграции ценностей проектной команды. Это выступает важным основанием, инструментом развития продуктивной организационной культуры команды.

Методика проектирования системы мотивации студентов (персонала) с учетом смысла деятельности заключается в установлении логических связей и правил использования нормативных документов в ходе проектирования системы мотивации студентов (персонала фирмы).

При этом  структура и логические связи в системе мотивации студентов могут быть описаны с учетом смысла деятельности (образовательного проекта) следующим образом. Смысл деятельности в рамках проекта формирует требования к правилам внутреннего распорядка деятельности проектной команды (группы). Правила внутреннего распорядка группы описывают производственную дисциплину студентов (работников). Далее на основе изучения правил внутреннего распорядка в системе мотивации студентов (персонала) разрабатывают два перечня событий. Первый из этих списков (перечней) событий включает те события по результатам которых формируют поощрения. А второй список включает события, связанные с нарушениями дисциплины, срывами выполнения заданий, по результатам которых применяется отрицательная мотивация студентов и сотрудников (депремирование, выговор и т.п.). Положения о проектной команде (подразделениях фирмы), должностные инструкции ключевых руководителей и специалистов учитывают декомпозицию производственного процесса. Такие внутренние нормативные документы синтезируют на основе осознания сущности и нормативного закрепления в этих локальных актах смысла  деятельности проектной команды или подразделения фирмы. В рамках такого подхода именно смысл деятельности проектной группы (фирмы) позволяет проводить разделение и распределение общего массива работ, создает условия для правильного распределения и эффективного контроля всего процесса и отдельных работ. При этом именно исследование, ощущение, восприятие, осознание и описание смысла деятельности проектной команды (фирмы) формирует логику ее работы, создает логическую основу, объективность процессам поощрениям и наказаниям в создаваемой системе мотивации. Синтезируемые на основе смысла деятельности проектной группы (фирмы), ее подразделений, ее опорных сотрудников ключевые показатели эффективности (КПИ) позволяют более точно и достоверно количественно оценить достижения и срывы выполнения заданий (недостатки) в работе студентов, сотрудников.

Положение о системе мотивации труда членов проектной группы (персонала организации) должно содержать основанный на смысле деятельности проектной группы (фирмы) закрытый список оснований, а так же соответствующих этим основаниям инструментов мотивации (поощрений и наказаний) студентов, сотрудников организации.

Описание и структуризация смысла деятельности проектной группы (фирмы) создает возможность оценивать компетентность персонала в конкретном проекте, области деятельности организации. Для участников проектной группы (персонала организаций) точное и достоверное оценивание их персональной компетентности на фоне конкретного содержания образовательного проекта, может быть базой для оценки справедливости  вознаграждения определенных участников проекта в рамках системы мотивации и/или системы оплаты труда. При этом оценка компетентности сотрудника может быть и мотивирующим фактором при формировании и планов дальнейшего повышения личной компетентности конкретного сотрудника. Для владельцев фирмы оценка компетентности сотрудников (выпускников вуза) может быть методом увеличения объективности в прогнозировании результатов деятельности, оценки вклада сотрудника и мотивом для осуществления инновационной кадровой политики фирмы. Оценивание компетентности сотрудников позволяет фирме-работодателю прогнозировать финансовые результаты, создать высоко эффективную систему мотивации и стимулирования труда персонала группы (организации), уменьшить текучесть кадров и другое.

Проектирование системы мотивации студентов (персонала фирмы) может базироваться на систематизированном во внутренних нормативных актах фирмы (с опорой на смысл ее деятельности) формировании двух списков событий. Это списки событий, при появлении которых может выполняться:

- положительное (моральное (нематериальное) и материальное) вознаграждение участников образовательных проектов, за успешное выполнение заданий по проекту, высокую дисциплину и качество труда в проекте;

- отрицательное  (моральное (нематериальное) и/или материальное) воздействие (наказание) участников образовательных проектов за: не достижение определенных целей проекта; низкую дисциплину; недостаточное качество выполненных работ и другое. Проектный метод высшего технического образования создает условия для эффективностного подхода в вопросе определения качества высшего образования, оценке компетентности персонала фирм, выпускников вузов [13, с. 7-16; 14,с. 18-24 ].

Как известно, мотивация рассматривается в качестве одной из функций менеджмента. Это позволяет рассматривать методы исследования мотивации как одно из направлений анализа системы управления [9, с. 49-63].

Научное  исследование систем мотивации студентов  представляет собой процесс выработки новых научных знаний в этой области.  Научное исследование мотивации отличается такими его свойствами: доказательностью; полнотой,  объективностью; достоверностью,   воспроизводимостью; точностью.

В  структуре  научных  исследований  мотивации можно выделять два  взаимосвязанных  уровня: эмпирический и теоретический уровни. Эмпирический (первый) уровень характеризуется установлением новых фактов науки и формулировке  эмпирических закономерностей на базе их обобщения.  Теоретический  уровень (второй),  как  принято его определять,  более  высокий,  характеризуется тем, что на этом уровне выдвигают  и  формулируют  общие  для  мотивации как предметной  области  закономерности. Эти закономерности мотивации позволяют  объяснить  ранее  полученные  факты  и  эмпирические  закономерности,  прогнозировать  будущие  события  и  факты в мотивации.

Этапами  научного  исследования считают:   обнаружение  проблемы; сбор информации; анализ информации; синтез  целей (таргетирование) и  их декомпозиция (разделение) на  задачи исследования; постановка и уточнение  всех задач исследования; описание  исходных  гипотез; теоретический  анализ  сформулированных гипотез; планирование  и  организация исследований (экспериментов, наблюдений,  измерений),  имитацию  условий; осуществление экспериментов и наблюдений; анализ  и  обобщение  зафиксированных  результатов; проверка  сформулированных априори  гипотез на  основе  полученных  в  процессе наблюдения или экспериментов  данных; уточнение  сформулированных априори гипотез (при  необходимости); прогнозирование  новых  результатов; формирование  перспективных  направлений  дальнейших  научных исследований.

В целях обеспечения эффективности таких исследований они (эти исследования) должны быть определенным образом ориентированы.  В  зависимости  от  уровня изученности  проблемы исходная ориентированность исследований будет находить свое выражение  в  синтезе гипотезы, концепции, алгоритма научного исследования систем мотивации.  Гипотеза  является априорным, интуитивным предположением о предполагаемых характеристиках,  эффективности, структуре изучаемого объекта (мотивации студентов). В  ходе последующего научного  исследования  гипотезу  либо  подтверждают (верифицируют),  либо  отвергают (фальсифицируют).

Обычно различают два  вида  гипотез: во-первых, гипотеза  как  метод  развития  научного знания, такая гипотеза включает выдвижение и последующую  экспериментальную проверку предположения; во-вторых, выделяют гипотезы, которые выступают в роли структурного  элемента  общей научной  теории. После  формирования гипотезы исследуют посредством: рассуждений; проведения логического анализа гипотез; оценки осуществимости (реализуемости) гипотез; посредством формирования сценариев и др.

Формирование гипотез по проблемам сущности, содержания и эффективности системы мотивации студентов можно считать одним из самых сложных, не формализуемых  этапов  научного  исследования  таких систем мотивации студентов и персонала.

Концепцией  исследования  системы мотивации персонала (студентов)   станем именовать системный взгляд на систему мотивации в составе системы управления и на эффективность систем мотивации. Такого рода концепция может представлять собой совокупность  гипотез, применяемых в процессе формирования проекта  исследования этой системы мотивации.

Сценарий  исследования системы мотивации сотрудников (студентов) можно описать как логическую последовательность исследовательских процедур, которые  позволят реализовать достижение целей  исследования.  Сценарий исследования формируют с использованием и на основании  концепции исследования системы мотивации.

Алгоритм  исследования  систем мотивации студентов можно характеризовать как однозначно определенную последовательность выполнения процедур исследования в интересах достижения прогнозируемого результата.

Приемом  исследования  систем мотивации студентов можно называть  реальное  действие,  оценку  параметра  или  фактора,  одну  или  несколько логических  или  математических  операций, которые направлены  на  достижение локального, промежуточного результата исследования.  Более подробно методика и средства исследования систем управления описан в работе [9, с. 49-63]. В данной работе средствами исследований будут анкета для опроса студентов, методика проведения опроса и анализа результатов и другое.

Проектом исследований систем мотивации студентов в проектной деятельности вуза назовем  конкретный  образец  будущего  такого исследования. Этот образ будущего (проект исследований систем мотивации) включает:  проект  экспериментального образца  или  объекта  исследований; план проведения исследований; методику проведения исследования; средства осуществления исследования; систему измерений результатов;  описывает прогнозируемые  затраты,  результаты; прогнозирует вероятные результаты возможные направления их использования в высшем образовании.

Формирование и использование классификации методов исследований  систем  мотивации студентов (ее  цели  и  факторы)  позволяют  целенаправленно  проводить поиск и выбирать для практического использования конкретный  метод исследования систем мотивации, который наиболее полно учитывает специфику системы мотивации и ее реальные характеристики, условия.

Исследования систем мотивации могут быть разделены на такие группы:

- иерархические или неиерархические исследования систем управления;

- комплексные и тематические исследования;

- опережающие, в реальном времени и последующие и другие виды исследований;

- фундаментальные и прикладные исследования (в зависимости от уровня научной новизны и масштаба влияния на знания в данной области);

- на основе методологии исследований систем мотивации студентов можно структурировать: контрольные, сравнительные,  диагностические, исследования  соответствия,  классификационные исследования, распознавания  образов.

При исследованиях  мотивации фундаментальные  научные исследования ориентированы на изучение  важнейших  свойств и характеристик процессов мотивации. Прикладные  научные  исследования систем мотивации студентов нацелены на достижение локальных научных результатов для их  внедрение  в  практику образовательной проектной деятельности университетов.

Диагностические исследования систем мотивации студентов осуществляют при существовании потребности в установления причин отрицательных (ущерб) или положительных (шанс)  отклонений от плановых значений при функционировании систем управления качеством образования.

При осуществлении выбора наилучших вариантов таких систем существует нужда выполнять сравнительные  исследования систем мотивации студентов. Качественные и количественные исследования выделяют по форме ожидаемых результатов исследования систем мотивации студентов. На основе характера анализируемых данных  и  информации,  методических  приемов могут быть использованы: экспертные  оценки, математическое  моделирование, математическая статистика, логический анализ.

Экспертные оценки реализуют на базе отражения неявных знаний (неосознанной  подсознательной  информации)  опытного  специалиста  (эксперта). Экспертные оценки применяют в условиях, когда другие методы исследований и получения информации  либо  не существуют,  либо технически  недоступны,  либо их использованию препятствуют ограничения  времени  на  принятие  решения, что  не  позволяет реализовать  другие  виды  исследований.

Более развернуто классификация и методология исследований систем мотивации и управления представлены в работе [9, с. 49-63].

Этапами исследования в проекте исследования системы мотивации студентов процессе их проектной деятельности в вузе можно назвать:

1) изучение специфики методологии высшего проектного образования, с позиций возможного влияния этих особенностей на структуру и интенсивность мотивации студентов в такого рода высшем образовании;

2) формирование нескольких гипотез и разработка программы исследования системы мотивации студентов в процессе их проектного обучения;

3) синтез  типового  представления  системы мотивации студентов (объекта  исследования) в виде (форме) анкеты для опроса студентов;

4) осуществление опроса студентов, принимающих участие в выполнении образовательных проектах в процессе их обучения в университете;

5) обработка анкет и анализ полученных результатов;

6) проведение оценки доверительного интервала, точности и достоверности полученных результатов опроса;

7) описание выводов по результатам опроса студентов;

8) формирование рекомендаций, направленных на увеличение эффективности системы мотивации студентов в их проектной деятельности;

9) верификация (подтверждение истинности) результатов опроса студентов экспертами, оценка логичности выводов и рекомендаций, и, при нужде, и их корректировка с учетом мнений экспертов и оппонентов;

10) представление  результатов  исследований и выработанных рекомендаций  заказчику исследования, научной общественности.

Охарактеризуем каждый из представленных этапов исследования системы мотивации студентов в рамках проектной деятельности ниже.

Изучение особенностей высшего проектного образования, которые могут  влиять на степень мотивации и структуру системы мотивации студентов в процессе такого высшего образования позволяет говорить о следующем:

1) свобода и право выбора студентами научного руководителя и темы образовательного проекта формирует диапазон возможностей для более эффективного использования факторов внутренней мотивации студентов;

2) мотивирующими факторами при внешней мотивации студентов в процессе их высшего проектного образования можно признать: выдачу вузом или предприятием-заказчиком проекта студентам денежной премии за лучший студенческий проект; представление руководителем студента для назначения им повышенной стипендии по результатам выполнения проектов; выдача рекомендации научным руководителем отличившемуся студенту для приема этого студента на работу; поддержка в создании собственного бизнеса и другое;

3) выполнение образовательного проекта позволяет студенту оценить степень достаточности для реальной работы уровня полученных знаний;

4) мотивирующим фактором для студента может быть и возможность проверить свои организаторские и личные способности в рамках проектной формы обучения студентов;

5) потребность в самовыражении студента может быть удовлетворена им  при осуществлении образовательных проектов в университете и другое.

Эта специфика проектной деятельности позволяет выдвинуть две гипотезы, которые могут быть ядром программы исследования системы мотивации студентов в процессе их образовательной проектной деятельности:

- гипотеза №1 состоит в предположении о том, что мотивация студентов в проектном высшем образовании принципиально отличается от мотивации тех же самых студентов в процессе их предметного высшего образования;

- гипотеза №2 заключается в утверждении о том, что для высшего проектного образования может быть свойственна своя структура и распределение уровней мотивации студентов технических университетов.

Для верификации (подтверждения) первой из предложенных гипотез в ходе изучения мотивации студентам был задан вопрос с просьбой подтвердить (ответить «да») или опровергнуть (ответить «нет») неизменность или принципиальные различия в мотивации студентов в высшем предметном и проектном высшем образовании. Анкета для такого опроса дана в таблице №1.

 

Таблица № 1 Анкета для верификации отличия мотивации студентов в рамках проектной деятельности от их же мотивации в рамках предметного образования

Отличается ли Ваша (студентов) мотивация в процессе проектной деятельности от мотивации в рамках предметного высшего образования

1.

Да

91%

2.

Нет

9%

Источник: разработано автором

Как видно из анкеты (таблица №1) при ответе на первый вопрос 91% студентов сказали, что в проектной деятельности их мотивация отличается от предметного образования. Этот ответ подтвердил (верифицировал) ранее высказанную гипотезу о том, что разные технологии высшего образования (предметная и проектная) порождают различную мотивацию у обучающихся студентов.  Однако, с учетом малой выборки эта цифра должна быть уточнена в дальнейших исследованиях.

В таблице № 2 приведено мнение опрошенных студентов о предполагаемых (гипотетических) причинах  различия мотивации в процессе проектного и предметного образования.

 

Таблица № 2.  Анкета для установления факторов  отличия мотивации в процессе проектного и предметного образования (в этом опросе студент должен был ответить на каждый вопрос «да» или «нет»)

Новые факторы мотивации обучающихся в рамках проектной деятельности (по сравнению с

предметным высшим образованием)

Оценка значимости фактора для участников проекта
1. Свобода выбора научного руководителя и проект 72%
2. Комплексное применение знаний и умений (компетенций) на практике 68%
3. Возможность попасть на проект, в новой сфере деятельности 65%
4. Преодоление организационных трудностей при выполнении образовательного проекта 61%
5. Преодоление трудностей проектной работы в группе (команде) 15%

Источник: разработано автором

В процессе опроса студентов было доказано, что существует набор  факторов мотивации, которые создают отличия в системе мотивации обучающихся в ходе выполнения проектов и в высшем предметном образовании.

Для верификации (подтверждения) второй гипотезы, касающейся структуры и содержания мотивации обучающихся технического вуза была разработана анкета, представленная в таблице № 3. В этой же таблице приведены гипотетические приблизительные  оценки важности каждого их этих мотивов  для студентов – участников образовательных проектов.

Таблица № 3. Анкета для исследования мотивации обучающихся, участвующих в проектной деятельности

Содержание мотива обучающегося (студента) проектного  технического вуза, участвующего в образовательном проекте Оценка важности мотива для обучающегося

(в % от 0 до 100)

1. мотив получения новых знаний (технико-функциональные мотивы) в условиях проекта, приближенных к реальным 11%
2. мотив реализовать свои организаторские способности в процессе руководства проектной группой или ее частью 12%
3. мотив свободы проявить независимость и самостоятельность в процессе работы в проекте 10%
4. мотив повышения ощущения стабильности и безопасности  на основе повышения своей компетентности 6%
5. мотив воплощения предпринимательских способностей, возможность открытия своего бизнеса 7%
6. мотив студента как желание быть полезным и преданным своему делу 7%
7 ценностный мотив студента в форме испытания сил в чистом виде 7%
8. мотив испытания себя в конкретной области по тематике проекта 7%
9. мотив студента освоить проектный стиль жизни и обучения 4%
10. удовольствие от личного общения в проектной команде 10%
11. мотив идентификации себя с научным руководителем и желание работать под его руководством 6%
12. Мотив развития профессиональных навыков (умений) студента в ходе определенной проектной деятельности 14%
Итого: 100%

Источник: разработано автором

Информация таблицы №3 подтверждает гипотезу о том, что для обучающихся в образовательных проектах наиболее сильными мотивирующими факторами выступают:  совершенствования своих профессиональных навыков (умений) в определенной профессиональной сфере (тематике); развитие (совершенствование) своих знаний (технико-функциональные мотивы); возможность (шанс) проявить самостоятельность и независимость в проекте; шанс (возможность) проявить свои организаторские способности; получение удовольствие от личного общения с научным руководителем и в проектной группе (команде); возможность создания своего бизнеса и другое.

В процессе исследований качестве мероприятий, направленных на совершенствование организации проектов и рост эффективности системы мотивации студентов в проектном высшем образовании были озвучены:

1) предварительное ознакомление студентов с методологией проектного образования путем прочтение лекций по проектной модели деятельности организаций и специфике методологии проектного высшего образования;

2) более широкое описание проектов с целью предоставления студетам более поной информации о предлагаемых им проектах;

3) предоставление более широкой и полной информации о руководителях проектов и ранее выполненных этими руководителями проектах и другое.

4) рекомендовано распределять студентов по их желанию: только на проекты, связанные с их специальностью; на проекты в других сферах;

5) сформировать и публиковать рейтинг студентов ВУЗа по всем специальностям для отражения их успехов в проектной деятельности в целях развития мотивации и роста конкуренции среди студентов.

В связи с этим дополнительно была сформирована таблица, которая описывает ряд дополнительных мотивирующих мероприятий (таблица №4) .

В этой таблице описаны не только само это мероприятие, но и его вероятное мотивирующее влияние. Именно в  рамках этого подхода открывается возможность создание механизма мотивирующего воздействия на студентов в процессе их проектной деятельности. Как уже отмечалось, под механизмом мотивирующего воздействия университета на студента можно подразумевать комплексное использование системы мотивирующих факторов, которые приведут к росту степени мотивации студентов в образовательном проекте. При этом таком механизме рассматриваемые мотивирующие воздействия должны быть взаимно согласованы между собой.

 

Таблица № 4. Список дополнительных мотивирующих воздействий для повышения мотивации студентов, участвующих в проектной деятельности

Содержание мотивирующего фактора (воздействия)

Воздействие мотивирующего фактора

1. Рекомендация научного руководителя проекта предприятию-работодателю

 

Повышение вероятности успешного трудоустройства

 

2. Награждение победителей конкурса проектов

 

Улучшение имиджа студента в студенческой среде

 

3. Выдача сертификатов на прохождение бесплатного обучения по программам дополнительного образования, осуществляемым центром проектной деятельности вуза.

 

Возможность получения перспективной профессии

 

4. Пояснение куратором проекта связи решаемых задач со специальностью каждого студента

 

Заинтересованность в выполнении задач на проекте

 

5. Приглашение представителя компании для которой осуществляется проект в стены университета с целью предоставления информации о потенциальном трудоустройстве

 

Возможность получения дополнительной профессии

 

Источник: разработано автором

Следовательно, путем опроса студентов, участвующих в проектном высшем образовании было выявлено существование резервом повышения уровня мотивации студентов в образовательной проектной деятельности.

Обсуждение. Проведенный анализ мотивации студентов при проектной форме такого образования показал, что форма образовательной деятельности (предметная или проектная) влияет на структуру и уровень мотивации студентов. Результаты настоящей статьи должны восприниматься как предположительные в связи с небольшим объемом выборки (27 человек). Поэтому результаты и методика описанных экспериментальных исследований и наблюдений в системе мотивации студентов в ходе проектной деятельности должны перепроверяться и уточняться с применением методов математической статистики и другими методами.

Заключение. В статье предложена методика и описаны результаты практического исследования мотивации студентов рамках проектного высшего образования. Доказано  в эксперименте, что мотивация студентов при использовании проектного высшего образования отличается от мотивации тех же студентов в рамках предметного высшего образования. Основными факторами мотивации студентов рамках проектного высшего образования следует назвать: стремление повышать свою профессиональную компетентность; способность реализовать  свои лидерские качества; желание работать под руководством конкретного научного руководителя и другое.


Библиографический список
  1. Дубицкая Е.А. Проблема повышения мотивации учебной деятельности студентов в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания//В сборнике: Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко: в 2 частях. Под ред. Е.И. Артамоновой. 2018. С. 102-106
  2. Васьков Е.Р., Банников А.И., Голембиовская О.М.
    Развитие системы мотивации научно – исследовательской деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых//В сборнике: Концепции и модели устойчивого инновационного развития общества. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 75-77.
  3. Kozulina N.S., Goreva N.V., Grishina I.I. Motivation on success as a factor of activation of internal potentials in students of the university//In the collection: . materials of the international correspondence scientific conference. 2017. pp. 224-228.
  4. Сокольников А.Н. Исследование влияния системы академического рейтинга студентов на повышение мотивации студентов к активной и равномерной учебной деятельности//Современное педагогическое образование. 2019. № 7. С. 24-27.
  5. Яковлева И.П. Мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности (на примере студентов КУБГТУ)//В сборнике: Филологические и социокультурные вопросы науки и образования. Сборник материалов V международной научно-практической очно-заочной конференции. 2020. С. 1096-1101.
  6. Юдина О.А. Проектные технологии в концепции модернизации российского образования//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т5. С. 150-155.
  7. Глущенко В.В. Парадигма развития высшего проектоориентированного образования//// Danish scientific journal, № 41, 2020, vol.3, p.7-15.
  8. Глущенко В. В. Структура мотивации студентов в высшем проектном образовании//Kazakhstan Science Journal. 2020. Т. 3. № 10 (23). С. 5-19.
  9. Глущенко В. В. Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. – г. Железнодорожный, Моск.обл. , ООО НПЦ «Крылья», 2004. –416 с. Изд. 2-е испр. и доп.
  10. Глущенко В.В. Рейтинг проектных вузов и стратегия их развития // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 (115) ,с.33 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/11/93817 (дата обращения: 29.11.2020).
  11. Глущенко В.В. Реализация стратегического проекта по повышению позиций технического университета в мировых рейтингах // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/95842 (дата обращения: 23.06.2021).
  12. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Проектирование и анализ систем мотивация персонала организаций. – М.: Глущенко Ирина Ивановна, 2019.-  107 с.
  13. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Эффективностный подход к измерению уровня компетентности//Компетентность, 2016, №7(138), с.7-16.
  14. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Эффективностный подход к измерению уровня компетентности//Компетентность, 2016, № 8 (139), с.18-24.


Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: