Актуальность статьи связана с разработкой техническими вузами России стратегических проектов по повышению своих позиций мировых рейтингах в ситуации глобализации рынка образовательных услуг и перехода к шестому технологическому укладу. Дополнительную актуальность проекту придает формирование шестого технологического уклада и, связанная с этим, трансформация деятельности системы технических вузов и всей высшего образования в целом.
Гипотезой статьи является предположение о том, что использование методологии системного подхода, системного анализа позволит достичь целей по улучшению положения технических вузов в мировых рейтингах.
Целью работы является повышение позиций технического университета в мировых рейтингах.
Для достижения поставленной цели решаются такие задачи:
- анализа структуры задачи повышения позиций технического университета в мировых рейтингах;
- выделения подзадач (факторов) способных повлиять на продвижение технического университета в мировых рейтингах;
- использование факторов повышения позиций технического университета в мировых рейтингах.
Объектом статьи выступает положение технического университета в мировых рейтингах.
Предметом статьи является стратегический проект по повышению позиций технического университета в мировых рейтингах.
Происходит процесс глобализации высшего технического образования. Для оценки качества образования используют рейтинги [1, с. 85-95].
Рейтинг рассматривается как способ определения конкурентоспособности вуза [2, с. 134-137]. Поэтому развивается такая область исследований, в том числе, в этой статье, как положение технического университета в мировых рейтингах вузов.
Рейтинг агентства Quacquarelli Symonds (QS) включает 916 вузов из разных стран [3]. Рейтинг QS является одним из самых авторитетных, поскольку, как считается, он довольно полно отражает важнейшие для оценки образовательной организации факторы – количество и качество. «Весовые» коэффициенты качественных и количественных факторов равны (одинаковы). К разряду качественных характеристик конкурентной позиции вуза относят: оценку работодателей и оценку академического сообщества (составляют 50 процентов итоговой оценки). Для анализа качества работы вуза специалисты QS собирают отзывы работодателей, дающих места выпускникам, а также мнения представителей академического сообщества, для чего проводится опрос нескольких десятков тысяч профессоров и академиков со всего мира. Вторая половина показателей конкурентной позиции вуза носит количественный характер: публикационная активность преподавателей; цитируемость на одного сотрудника научно-педагогического состава; соотношение числа преподавателей и студентов; доля иностранных преподавателей в вузе; доля иностранных студентов в вузе и другое.
Формулировка общей задачи стратегического проекта: повышение позиций технического вуза в международных рейтингах вузов.
Поскольку позиция любого технического вуза в международных рейтингах вузов основана на глобальной конкурентной позиции университета, то фактически речь идет о формировании и реализации программы повышения глобальной конкурентоспособности технического вуза. Такая программа имеет стратегический характер.
Сфера науки и высшего образования в условиях шестого технологического уклада должна развиваться как часть сегмента высокотехнологичных услуг в рамках общей теории услуг [4.с.2].
При этом в основе разработки и реализации стратегии повышения позиций технического вуза в глобальных рейтингах должен лежать системный подход. В рамках системного подхода все аспекты деятельности вуза (образовательные, научные, коммуникативные и т.п) должны рассматриваться в их системной связи.
Стратегией повышения позиций технического вуза в международных рейтингах можно назвать долговременный план, направленный на улучшение своей конкурентной позиции в рамках определенной рейтинговой системы.
Способы решения задачи стратегического планирования повышения позиций вуза: декомпозиция задачи на подзадачи; анализ и синтез; формирование методик решения подзадач проекта.
1. Анализ показал, что задача повышения конкурентоспособности технического вуза имеет многофакторный характер.
2. Факторами, на основании которых формируется рейтинг (оценивается конкурентоспособность) вуза международными рейтинговыми агентствами (Quacquarelli Symonds (QS) и другие) являются:
- оценка качества образования в вузе со стороны работодателей;
- оценка научных достижений вуза со стороны академического сообщества;
- публикационная активность преподавателей;
- цитируемость на одного сотрудника научно-педагогического состава;
- соотношение числа преподавателей и студентов;
- доля иностранных преподавателей в вузе;
- доля иностранных студентов в вузе и
В результате декомпозиции проблемы повышения позиций технического вуза в мировых рейтингах на ее составляющие были сформулированы 6 (шесть) подзадач этого стратегического проекта.
Для выполнения этих подзадач проекта сформировано шесть малых проектных групп из студентов этого вуза. Всего в реализации этого стратегического проекта участвовало 27 студентов вуза.
Целью разработки стратегии является повышения рейтинга технического вуза в международных рейтингах.
Для достижения поставленной цели в рамках формирования рассматриваемой стратегии решаются такие задачи:
1) создание российского и глобального рейтингов проектных вузов;
2) создание рейтингового агентства для ведения российского и глобального рейтинга проектных вузов;
3) повышение уровня присутствия вуза в Сети Интернет;
4) повышение мотивации студентов увеличивать уровень образования в рамках проектной деятельности в вузе;
5) научная и практическая, одновременно, задача создания методики разработки проекта модернизации продукции предприятия в рамках перехода к шестому технологическому укладу;
6) научная и практическая, одновременно, задача создания методики формирования проекта модернизации производственных процессов предприятия (организации) в рамках перехода к шестому технологическому укладу.
Объектом стратегического проекта выступает позиция технического вуза в мировых рейтингах.
Предметом формирования рассматриваемой стратегии являются факторы (задачи) улучшения позиции вуза в международных рейтингах вузов.
В результате проведенных предпроектных (аванпроектных) и общепроектных исследований при обосновании принципов декомпозиции задачи повышения места вуза в мировых рейтингах было установлено следующее:
1. Конкурентные позиции Вузов формируются в точении длительного периода времени сравнимого с периодом существования самого вуза (от десятков до сотен лет), поэтому быстрое изменение конкурентной позиции вуза проблематично.
2. Конкурентная позиция вуза характеризуется разноплановыми показателями и зависит от ряда факторов: научных достижений; успехами в коммерциализации знаний; связями с отраслями промышленности; социальными коммуникациями, в том числе в Интернете; и другим.
3. При вхождении на «рынок» глобальных рейтингов российские вузы вынуждены находиться в ситуации «догоняющего развития», «проникновения на сформировавшийся глобальный рынок». В экономике это означает, что вуз как производитель научно-образовательных услуг должен предлагать услуги высокого качества по более низкой цене (цене проникновения на рынок).
4. Формирование нового шестого технологического уклада в экономике и обществе порождает необходимость глубоких изменений в работе университетов. Одной из особенностей шестого технологического уклада будет постоянное ускорение инноваций. Это приведет к росту значимости проектного подхода в реальной экономике и высшем образовании.
5. Существуют глубокие и принципиальные отличия между процессной и проектной моделями деятельности организаций реальной экономики [5, с.15-33]. Необходима разработка стратегии развития шестого технологического уклада [6, с.16].
6. Традиционное предметное высшее образование ориентировано на процессную модель деятельности организаций реальной экономики.
7. Проектная модель высшего образования- новое направление развития высшего образования в условиях шестого технологического уклада.
8. В связи с принципиальным различием предметной и проектной моделей высшего образования участие проектоориентированного вуза в традиционных рейтингах может быть нецелесообразным [7, с. 29-37].
9. Особенности проектной модели высшего образования позволяют говорить о необходимости формирования отдельного, самостоятельного рейтинга проектных вузов. Возможно формирование глобального и национального рейтингов проектных вузов.
10. При формировании рейтинга проектных вузов, разработка его методологии и составление такого рейтинга могут быть поручены: НИИ высшего образования Минобрнауки России; департаменту проектного образования Минобрнауки России; ассоциации (ректоров) проектных вузов; УМО проектных вузы; студенческим организациям проектных вузов и другое.
11. Конкурентная позиция вуза в значительной мере зависит от степени открытости вуза. Существует оптимальный уровень открытости вуза при его коммуникациях с внешней средой.
12. Разработка в вузе методологии перехода реальной экономики к шестому технологическому укладу может положительно отразиться на месте вуза в мировых рейтингах и другое.
Исходя из изложенного выше были предложены такие подзадачи проекта. Для реализации каждого из направлений проекта были сформированы малые проектные группы из студентов вуза по дисциплине «Проектная деятельность».
В соответствии с задачами стратегического проекта все студенты (27 человек) были разделены на 6 малых проектных групп.
При формировании и управлении работой малых проектных групп использовались результаты статьи [8, с. 272-287].
Инициатором проведения таких исследований, разработчиком тематики исследований, научным руководителем этого стратегического проекта является автор этой статьи.
Проектные группы студентов решали такие подзадачи.
1. Подзадача стратегического проекта №1: «Создание российского и глобального рейтинга проектных вузов». Основой этой работы была публикация [7, с. 29-37]. Поэтому по аналогии, например, с Индексом Хирша, предлагается назвать этот рейтинг проектных вузов рейтингом Глущенко Валерия Владимировича.
Было отмечено, что проектная деятельность рассматривается в начале XXI века как инновационный способ высшего образования. В ходе выполнения образовательных проектов студенты получают возможность проявить свои лидерские качества, получить практические навыки использования знаний, получить навыки работы в малой проектной группе, получить навыки делового и личного общения. Анализ особенностей высшего проектного образования позволяет признать его инновационным направлением подготовки инженерных кадров в Вузе.
В связи с наличием существенных особенностей подготовки студентов в процессе выполнения образовательных проектов можно считать обоснованной разработку отдельного рейтинга проектных вузов. Такой рейтинг может быть составлен в двух вариантах:
1. Международный (Глобальный) рейтинг, который охватывает зарубежные и российские вузы.
2. Национальный (Российский) рейтинг проектных ВУЗов.
Проведенный анализ публикаций по проблемам методологии проектного высшего образования с использованием данных РИНЦ (Российский рейтинг научного цитирования) и других электронных библиотек позволил выделить:
— Перечень факторов, которые могут быть положены в основу при составлении анкеты для оценки проектных вузов;
— Анализ мест работы авторов публикаций позволил установить списке вузов, в котором преподаватели используют эту методологию и делают публикации, освещающие эту работу. В число факторов для оценки проектных вузов вошли такие факторы, как: наличие и объем на сайте вуза информации об использовании в его работе проектного метода обучения; количество организаций (предприятий), являющихся стратегическими партнерами вуза, предлагающих тематику образовательных проектов с внедрением результатов на этих предприятиях; доля образовательных проектов, выполняемых в интересах и в контакте с предприятиями-заказчиками; соотношение монопредметных и комплексно предметных образовательных проектов; соотношение закрытых (с определенным результатом) и открытых (поисковых) проектов и другие.
В таблице №1 приведена структура решения первой подзадачи проекта, а именно процесса создания рейтинга проектных вузов.
Для определения факторов, на основе которых предлагается оценивать работу проектных вузов был проведен анализ публикаций в РИНЦ по тематике проектного высшего образования.
В результате проведения такого анализа публикаций в РИНЦ:
1) удалось путем анализа заглавий и тематики научных статей определить перечень наиболее значимых для качества высшего проектного образования факторов, которые и были включены в структуру рейтинга;
2) путем установления работодателей (аффилиации) авторов статей удалось установить, что в той или иной мере проектный подход практикуют в своей деятельности не менее 38 вузов России;
3) на основе списка авторов статей может быть составлен список экспертов для проведения экспертной рейтинговой оценки.
Табл.1. Мероприятия по созданию рейтинга проектных вузов
Задача 1. Создание российского и глобального рейтингов проектных вузов. | |
1.1 | Сбор информации о российских и зарубежных проектных вузах |
1.2 | Выделение и анализ показателей, характеризующих проектную деятельность вуза; |
1.3 | Анализ библиометрии и цитируемости вузов в области методологии проектной деятельности вуза по Елайбрари и ГУГЛ Сколар; |
1.4. | Анализ информации на сайтах проектных вузов на предмет выделения факторов, характеризующих проектную деятельность вуза; |
1.5 | Формирование комплекса факторов деятельности, включаемых а рейтинг проектного вуза; |
1.6 | Определение весовых коэффициентов факторов (показателей) проектного вуза; |
1.7 | Расчет российского рейтинга проектных вузов; |
1.8 | Расчет глобального (международного) рейтинга проектных вузов; |
1.9 | Составление плана мероприятий по презентации и введению в научный и социальный оборот российского рейтинга проектных вузов; |
1.20 | Составление плана мероприятий по презентации и введению в научный и социальный оборот международного рейтинга проектных вузов; |
1.21 | Организация международной научной конференции «Проектная деятельность и образование», одной из задач которой будет презентация Российского и Международного рейтингов проектных вузов |
1.22 | Анализ влияния инициативы по созданию рейтинга проектных вузов на известность вуза в России и за рубежом, |
1.23 | Анализ влияния создания в вузе рейтинга проектных вузов на место этого вуза в традиционных рейтингах QS, THE |
Результаты проекта в части решения подзадачи №1.
В результате проведенной работы была предложена анкета для оценки качества высшего образования в проектных вузах и составлен гипотетический рейтинг из 38 проектных вузов России.
Международный рейтинг проектных вузов создать не удалось по причине отсутствия коммуникаций с зарубежными вузами, реализующими проектную модель высшего образования.
Далее приведены рекомендации проектной группы по повышению позиций политеха (вуза) в международных рейтингах проектных вузов.
В составе рабочей группы по создания рейтинга проектных вузов России, названные студенты провели оценку проектного образования в Политехе и подготовили несколько рекомендаций:
— Более подробное введение в проектную деятельность на первом семестре первого курса.
— Распределение по проектам в соответствии с направлением обучения студента.
— Мотивация студентов на равномерное распределение ролей в составе малой проектной группы.
— Привлечение большего числа работодателей к проектам, в которых студенты продемонстрировали плодотворные результаты.
В составе первое малой проектной группы работали студенты: Агачев И. , Курбонов А. , Моисеев Р. , Мухамеджанов М.
2. Подзадача стратегического проекта № 2: «Создание рейтингового агентства для ведения глобального рейтинга проектных вузов».
Эта подзадача отражена в таблице №2.
Таблица №2. Перечень мероприятий по созданию рейтингового агентства
Задача 2. Создание рейтингового агентства для ведения российского и глобального рейтинга проектных вузов. | |
2.1 | Оценка инерционности процессов изменения рейтингов проектных вузов, взаимозависимости и необходимых усилий, а также ресурсов по достижению целевых значений индикаторов в следующих аспектах:
• количество академических голосов, полученных университетом в ходе академических опросов; • количество публикаций по методологии и организации проектной деятельности; • количество иностранных НПР и студентов в проектном вузе; • количество НПР и студентов; • объемы НИОКР, в том числе в интересах предприятий; • бюджет университета. |
2.2 | Сбор информации и выделение наиболее близкого аналога формируемого рейтингового агентства; |
2.3 | Сбор информации и анализ технологических процессов функционирования рейтингового агентства; |
2.4. | Разработка функций и задач решаемых создаваемым агентством; |
2.5 | Формирование штатного расписания создаваемого агентства; |
2.6 | Подготовка проектов учредительных документов рейтингового агентства; |
2.7 | Подготовка презентации рейтингового агентства; |
2.8 | Организация международной научной конференции «Проектная деятельность и образование», одной из задач которой будет презентация Российского и Международного рейтингов проектных вузов |
Речь идет о практическом решении задачи создания рейтингового агентства (возможно, студенческого) для разработки, расчета и поддержания в актуальном состоянии рейтинга проектных вузов.
Над задачей по созданию рейтингового агентства в составе малой проектной группы работали студенты: Мащенок И. , Асадулина А. , Баранов И. При решении этой задачи были выполнены такие работы:
- выбраны аналоги создаваемого рейтингового агентства;
-проведен анализ работ, выполняемых для создания и поддержания актуальности рейтинга;
- определена организационная структура рейтингового агентства;
- разработано штатное расписание такого агентства и положения о его подразделениях.
Структура рейтингового агентства определена на основе анализа работ при разработке и расчете рейтинга. Она может включать такие функциональные департаменты (подразделения):
1) отдел определения перечня вузов, участвующих в составлении рейтинга;
2) отдел методологии составления рейтинга;
3) отдел подбора и работы с экспертами;
4) отдел планирования и проведения опросов экспертов;
5) отдел рекламы и публикации рейтингов;
6) отдел снабжения;
7) аппарат руководителя и другое.
При выполнении работ данной проектной группой были разработаны: организационная структура такого рейтингового агентства; штатное расписание; положения о структурных подразделениях и другое.
Главным итогом работы этой малой проектной группы является то, что доказана возможность создания студенческого рейтингового агентства, функционирующего на общественных началах. В работе такого агентства могли бы участвовать студенческие организации проектных вузов. Суммарный студенческий рейтинг проектных вузов при таком подходе может быть получен как среднее арифметическое от оценок, полученных вузами от различных студенческих агентств.
Преимуществом создания студенческих рейтинговых агентств и студенческих рейтингов проектных вузов является повышение степени вовлеченности и мотивации студентов повышать качество высшего образования.
Более подробно результаты полученные этой проектной группой отражены в презентации, докладе и отчете этой проектной группы.
3. Подзадача стратегического проекта № 3. «Повышение уровня присутствия Политеха в Сети Интернет.
Формулировка и решение этой задачи связаны с тем, что для повышения позиций Политеха в международных рейтингах важную роль имеет его коммуникационная политика.
При этом наиболее доступным и гибким сегментом информационной политики Политеха может быть признано информационное присутствие и эффективность коммуникаций в сети Интернет.
При выполнении этой задачи решено было сделать акцент на учет специфики аудитории и характера коммуникаций в различных социальных сетях.
При решении этой задачи члены проектной группы специализировались на изучении таких социальных сетей:
Ютьюб- Назаров А. ; Клабхаус- Лексин С. ; Инстаграмм-Чулков А. ; Телеграмм-Абдурасулов А. ; Вконтакте -Бочанцев Б.
В таблице №3 отражена специфика решения проектной группой задачи повышения присутствия Политеха в сети Интернет.
Методология и результаты решения третьей подзадачи проекта: повышение уровня присутствия Политеха в Сети Интернет.
Была определена структура присутствия вуза в сети Интернет:
- Фейсбук (аудитория; ньюсмейкеры, информационные поводы; типы сообщений; частота сообщений; критерии реагирования и другое);
- твиттер (аудитория; ньюсмейкеры, информационные поводы; типы сообщений; частота сообщений; критерии реагирования и другое);
- инстограмм(аудитория; ньюсмейкеры, информационные поводы; типы сообщений; частота сообщений; критерии реагирования и другое);
- тик-ток (аудитория; ньюсмейкеры, информационные поводы; типы сообщений; частота сообщений; критерии реагирования и другое);
- В Контакте (аудитория; ньюсмейкеры, информационные поводы; типы сообщений; частота сообщений; критерии реагирования и другое);
Методическую основу решения задачи повышения уровня присутствия Вуза в сети Интернет составляет разработка трех таблиц.
Таблица №3.1 посвящена сбору и структуризации информации, касающейся специфики пользователей, формата и содержания коммуникационных сообщений и информационных материалов в различных социальных сетях, функционирующих на основе интернет -технологий.
Таблица № 3. 2 отражает специфику информационных интересов различных групп пользователей интернете, одновременно выступающих как референтные (опрашиваемые) группы при определении рейтинга Политеха и других вузов.
Таблица №3 Мероприятия по повышению эффективности коммуникаций Политеха в сети Интернет.
Задача 3. Повышение уровня присутствия Вуза в Сети Интернет | |
3.1 | Сбор информации и анализ присутствия вузов в сети интернет; |
3.2 | Сбор и анализ информации о наличии у куза подразделения и должностного лица, отвечающего за присутствие в сети Интернет. |
3.3 | Структурирование информации о присутствии вузов в сети интернет с целью выявления информационных поводов и направлений присутствия (объявления о социально значимых мероприятиях, конкурсах ППС, объявления о новых образовательных программах, и т.п.; |
3.4 | Формирование рекомендаций по планированию и осуществлению присутствия вуза в сети Интернет; |
3.5 | Формирование рекомендаций по контролю уровня присутствия конкурирующих вузов в сети Интернет; |
3.6 | Формирование рекомендаций по обеспечению оптимального присутствия вуза в сети Интернет; |
3.7 | Формирование предложений по проектной группе обеспечения присутствия вуза в сети Интернет;
|
3.8 | Сбор данных о влиянии присутствия вуза в сети Интернет на рейтинг вуза, набор студентов, репутацию вуза у экспертов; |
3.9 | Сбор данных о влиянии присутствия вуза в сети Интернет на репутацию вуза у работодателей (увеличение целевого набора, числа контрактов и др.); |
3.10 | Анализ влияния присутствия Политеха в Интернете на его место в традиционных рейтингах QS, THE и др. |
В рамках решения подзадачи №3 стратегического проекта студентом Сергеевым И. было проведено исследование по вопросу оптимизации уровня раскрытия информации в процессе коммуникаций Политеха в Сети Интернет. Методической основой этого исследования были работы [9,10].
Было отмечено, что коммуникациями называют целенаправленный процесс передачи информации, от отправителя этой информации (Политеха) к получателю этой информации (референтными группам). Под эффективностью коммуникации в настоящем докладе понимается способность этих коммуникаций достигать поставленных перед ними целей, при наличии двух ограничений:
1. Первое ограничение связано со временем, за период которого необходимо достичь поставленных целей.
2. Второе ограничение связано с имеющимся у отправителя объемом ресурсов (техники людей), которую он может использовать в процессе таких коммуникаций.
В связи с тем, что в условиях формирования 6-го технологического уклада и постиндустриального общества, коммуникации больше переносятся в сферу интернета, возникает необходимость повышения эффективности коммуникации Политеха именно в интернете.
Был проведен анализ характеристик сайта Политеха.
Было отмечено, что коммуникации Политеха в интернете по технологии своего осуществления могут быть разделены на пассивные и активные категории.
Пассивная коммуникация Политеха в интернете осуществляется на основе коммуникации путем предоставления информации на сайте Политеха. На сайте Политеха представлена информация, освещающая его научную и образовательную деятельность.
Активная коммуникация Политеха в интернете осуществляется путем создания сообществ в сети интернет и передачи им информации, целенаправленно освещающей различные аспекты работы университета.
Для обеспечения эффективности коммуникации Политеха, так же важное значение имеет объем и характер раскрываемой информации о деятельности Политеха. Вся информация, относящаяся к деятельности Политеха разделяется на две категории: 1. Открытая; 2. Конфиденциальная (секретная). При этом открытая информация может быть разделена на такие части: публичная и непубличная.
Увеличение объема публичной информации может быть инструментом повышения эффективности коммуникаций Политеха. В настоящей статье предлагается расширить объем публичной информации, путем предоставления информации об выполненных образовательных проектах, об публикациях студентах и преподавателей, публикаций методик выполнения образовательных проектов, описания опытов проектной деятельности профессорского-преподавательского состава.
В этом процессе Политех может ориентироваться на опыт университетов, которые занимают ведущие места в мировых рейтингах.
В процессе работы были выработаны важные рекомендации по: созданию англоязычной версии сайта Политеха (для повышения доли иностранных преподавателей и студентов); улучшению коммуникационных сообщений; передаче сообщений на английском языке для повышения эффективности коммуникаций.
По результатам этих исследований может быть рекомендовано дополнительно мотивировать профессорско-преподавательский состав, пишущий свои научные статьи на английском языке, статьи опубликованные за рубежом, например, в ближнем зарубежье, странах БРИКС и др.
В результате выполнения этого подпроекта № 3 были разработаны рекомендации по повышению эффективности коммуникаций Политеха в Сети Интернет. Эти рекомендации с учетом специфики различных социальных сетей приведены в презентациях, докладах к презентациям и отчетам конкретных участников этого подпроекта.
4. Подзадача стратегического проекта № 4: «Повышение мотивации студентов увеличивать уровень образования в рамках проектной деятельности в Политехе» отражена в таблице № 4. Методической основой решения этой подзадачи проекта была работа [11, с. 5-19 ].
Таблица № 4 . Мероприятия по повышению мотивации студентов в проектной деятельности
Задача 4. Повышение мотивации студентов увеличивать уровень образования в рамках проектной деятельности в Политехе. | |
4.1 | Создание мотивационных моделей обучающихся в рамках различных теорий мотивации и комбинаций факторов мотивации в рамках теории ожиданий и других. |
4.2 | Подготовка для каждой из моделей анкет для опроса студентов |
4.3 | Определение репрезентативных групп для опроса студентов |
4.4 | Проведение опроса студентов |
4.5 | Обработка результатов опросов |
4.6. | Формирование рекомендаций по повышению мотивации студентов в рамках выполнения образовательных проектов |
4.7 | Анализ влияния политики мотивации студентов на рейтинг вуза |
4.8. | Разработка рекомендаций по повышению мотивации студентов. |
Решение четвертой задачи стратегического проекта связано с исследование того, насколько мотивация студентов влияет на качество образования и конкурентную позицию вуза в мировых рейтингах.
Решение задачи повышения уровня мотивации студентов в проектной деятельности вуза может положительно влиять на положение университета в мировых рейтингах.
Предполагается, что повышение мотивации студентов приведет к росту качества высшего образования в вузе и, соответственно, росту рейтинга вуза.
В процессе этих исследований использовались результаты работы
Основная исследовательская работа по этому направлению была выполнена студентом Лачиновым Л. Л.
Следует отметить, то, что в работе этой группы был получен принципиально важный научный и практический результат: 92% опрашиваемых студентов подтвердили, что в проектной деятельности их мотивация отличается от их же мотивации в предметном высшем образовании.
В процессе работы этой малой проектной группы была составлена «Анкета для опроса по изучению мотивации студентов, участвующих в проектной деятельности». Эта анкета составлена по результатам анализа всей совокупности возможных мотивов студентов с учетом их классификации на: материальную и нематериальную мотивацию; внешнюю и внутреннюю мотивацию.
В процессе исследований этой малой группы было подтверждено, что чем сильнее мотивация студентов, тем они более заинтересованы учебным процессом. Следовательно, в университете повысится уровень образования и увеличится количество студентов, которые успешно окончат ВУЗ, возрастет количество трудоустроившихся по специальности выпускников, также увеличится количество положительных оценок у студентов. На основании этих критериев и строятся рейтинги университетов. Таким образом, можно сделать вывод, что рейтинг ВУЗа в значимой степени зависит от мотивации студентов.
Среди студентов проводился опрос, где они должны описать какие выгоды они видят от обучения в рамках дисциплины «Проектная деятельность», что ожидают от данной дисциплины?
Список наиболее частых ответов:
- Трудоустройство. Благодаря проектной деятельности студенты могут вступать во внешние проекты. Проявив себя там, можно попасть на стажировку в компанию, предоставившую проект.
- Работа в команде. Это одна из главных составляющих Проектной деятельности, так как данная дисциплина предполагает работу в группе.
- Оттачивание навыков в определенной сфере. Студенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать проект, это позволяет получить более глубокие знания именно в той сфере, которая близка студенту.
Практическое применение в вузе дополнительных мотивирующих студентов мероприятий позволит повысить мотивацию студентов в проектной деятельности и рейтинг вуза.
5. Подзадача стратегического проекта № 5: «Создание проекта модернизации продукции предприятия в рамках перехода к шестому технологическому укладу». Решение этой задачи отражено в таблице № 5, а методология такой модернизации описана в работе [12, с. 32-43].
Задача 5. Создание проекта модернизации продукции предприятия в рамках перехода к шестому технологическому укладу. | |
5.1 | Подбор предприятия, чья продукция будет рассматриваться как объект модернизации |
5.2 | Выбор продукции предприятия, которая будет рассматриваться как объект модернизации |
5.3 | Изучение возможности модернизации продукции с применением нанотехнологий |
5.4. | Изучение возможности модернизации продукции с применением нейротехнологий |
5.5. | Изучение возможности модернизации продукции с применением информационных технологий |
5.6 | Изучение возможности модернизации продукции с применением технологий цифровизации |
5.7 | Изучение возможности модернизации продукции с применением «зеленых технологий» |
5.8 | Составление отчета и презентации о возможных направлениях модернизации продукции |
5.9 | Анализ влияния проекта на отношение работодателей и динамику результатов рейтингов вуза |
Подзадачи № 5 и 6 проекта направлены на повышение позиций вуза в мировых рейтингах на основе его научных достижений в области методологии развития 6-го технологического уклада.
Для решения 5-й и 6-й подзадач была предложена унифицированная методика решения задач модернизации продукции и/или производственных мощностей предприятий в связи с наступлением шестого технологического уклада [13, с. 36-38].
В качестве направления совершенствования продукции было выбрано направление развития голосовых ассистентов в автомобилях шестого технологического уклада.
Допустим, что в автомобиле не установлена система голосового оповещения (голосовой ассистент водителя), информирующая его об окончании бензина, жидкости стеклоомывателя.
Здесь есть несколько путей развития событий:
Водитель тратит время на проверку уровня топлива, что лишний раз отвлекает его от дороги. Если водитель периодически не контролирует уровень жидкости, то это может привести к необходимости нештатной остановки на дороге по причине исчерпания жидкости.
Таким образом отсутствие голосового ассистента повышает риск непредвиденной чрезвычайной остановки автомобиля в пути.
При этом такая непредвиденная вынужденная, чрезвычайная остановки автомобиля в пути создает такие риски:
- риск дорожно- транспортного происшествие (ДТП) при наезде на стоящий автомобиль быстро движущимся потоком машин;
-риск жизни и здоровью водителя.
Разработкой автомобильных голосовых ассистентов занимались студенты: голосовой ассистент уровня топлива разрабатывали студенты Юнусов С. , Шукуров Н. ; голосовой ассистент уровня омывающей жидкости в системе очистки стекол автомобиля разрабатывали студенты Шарифзода С. , Гаюров Ф.
В рамках решения подзадачи № 5 разработаны голосовые ассистенты водителя транспортного средства (автомобиль, тепловоз и т.п.), которые оповещают его (водителя) об окончании: топлива или омывающей жидкости в стеклоочистителе.
Такие голосовые ассистенты снижают риск внезапной остановки транспортного средства (автомобиля и т.п.) при полном израсходовании названных жидкостей.
Внедрение таких голосовых ассистентов позволит снизить риск ДТП и физические риски (жизни и здоровью) для водителя в результате внезапного отсутствия в автомобиле этих жидкостей.
При этом возможна дальнейшая интеграция таких ассистентов с системой голосового управления автомобилем. Это позволит говорить о развитии систем голосового интеллектуального управления автомобилем, как продукцией промышленности в шестом технологическом укладе.
6. Подзадача стратегического проекта № 6: «Создание проекта модернизации производственных процессов предприятия (организации) в рамках перехода к шестому технологическому укладу».
Развитие методологии и практических навыков студентов по подготовке предприятий к переходу к шестому технологическому укладу повысит рейтинг вуза в промышленности и научном сообществе. Это будет способствовать повышению позиций вуза в мировых рейтингах.
В таблице подзадачи № 6 отражена структура процесса модернизации производственных мощностей предприятий реальной экономики при их переходе в шестому технологическому укладу.
Таким образом, подзадача № 6 посвящена созданию проекта модернизации производственных процессов предприятия (организации) в рамках перехода к шестому технологическому укладу.
Матрица интеграции технологий шестого технологического уклада с технологиями и устройствами предыдущих укладов) позволяет отразить результаты логического анализа применимости технологий нового технологического уклада для модификации продукции и/или производственных мощностей предприятий.
Табл. № 6. Структура процесса модернизации производственных мощностей предприятия при переходе к шестому технологическому укладу [13, с. 36-38].
Задача 6. Создание проекта модернизации производственных процессов предприятия (организации) в рамках перехода к шестому технологическому укладу. | |
6.1 | Подбор предприятия, чей производственный процесс будет рассматриваться как объект модернизации |
6.2 | Выбор производственного процесса, который будет рассматриваться как объект модернизации |
6.3 | Изучение возможности модернизации производственного процесса путем внедрения нанотехнологий |
6.4 | Исследование возможности модернизации производственного процесса путем внедрения нейротехнологий |
6.5 | Исследование возможности модернизации производственного процесса путем внедрения информационных технологий |
6.6 | Исследование возможности модернизации производственного процесса путем внедрения технологий цифровизации |
6.7 | Исследование возможности модернизации производственного процесса путем внедрения «зеленых» технологий |
6.8 | Составление отчета и презентации о возможных направлениях модернизации производства в рамках перехода к шестому технологическому укладу |
6.9 | Анализ влияния проекта на отношение работодателей и динамику результатов рейтингов вуза |
При решении задачи № 6 модернизации была подвергнута серийная машина для офсетной двухсторонней печати на бумаге.
Производитель ОАО «Аскольд». Выпускается машина с 1995 года.
Студентом Д. Исматовым разработаны предложения по созданию голосовых ассистентов, оповещающих оператора машины о скором окончании бумаги и краски для печати.
Применение такого голосового ассистента позволяет повысить коэффициент готовности оборудования к его эксплуатации, избежать внезапных остановок машины в процессе производства продукции.
Это повысит выручку фирм, использующих такие машины при обслуживании своих клиентов, экономическую эффективность таких машин в процессе их эксплуатации.
После внедрения таких голосовых ассистентов может считаться, что названная серийная машина подверглась модернизации с применение элементов голосового искусственного интеллекта. Это позволит отнести такую машину уже к продукции шестого технологического уклада.
В целом, представленные материалы настоящей статьи по результатам реализации образовательного стратегического проекта на тему «Повышение позиций Вуза в международных рейтингах вузов» позволяют сделать выводы о том, что:
1. Задача повышения позиций вуза в международных рейтингах носит комплексный характер;
2. Факторами (задачами) повышения позиций Вуза в мировых рейтингах могут быть: решение задачи формирования рейтинга проектных Вузов; создание рейтингового агентства; расширение присутствия Вуза в сети Интернет; повышение мотивации студентов в проектной деятельности; разработка и внедрение методологии модернизации деятельности предприятий и модернизация продукции при переходе к шестому технологическому укладу;
3. Разработаны и апробированы предложения по повышению эффективности использования всех этих факторов (решению задач) повышения положения Вуза в международных рейтингах;
4. Может быть рекомендовано продолжить работу по повышению эффективности решения задач (факторов) повышения позиций Вуза в Интернете.
5. Рекомендуется обратиться к организациям транспортного машиностроения и ОАО «Аскольд» с целью создания студенческой лаборатории голосового искусственного интеллекта.
6. Предложить организациям транспортного машиностроения внедрить разработанные в рамках данного проекта студентами голосовые ассистенты при производстве продукции.
Заключение
В статье исследована структура задачи повышения позиций вуза в международных рейтингах. В работе были практически апробированы методики повышения позиций вуза в международных рейтингах за счет использования различных факторов. Доказана эффективность научной теории и практической методики модернизации продукции и производственных мощностей предприятия при переходе к шестому технологическому укладу.
Библиографический список
- Задорожнюк И.Е., Коростелева Л.Ю., Тебиев Б.К.ТОП-200 вузов в четырёх международных рейтингах: сравнительный анализ//Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 85-95.
- Борисова М.В., Пафнутова Е.Г., Серова Т.И. Рейтинг как отражение конкурентоспособности вуза//В сборнике: Социально-гуманитарное знание как фактор модернизации государства и общества. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 2-х ч.. Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. 2019. С. 134-137.
- Артюшина И.А., Кружалин В.И., Шутилин В.А. Британский рейтинг ведущих университетов мира//https://akvobr.ru/britanskii_reiting_vedushih_universitetov_mira.html
- Глущенко В.В., Научная теория сферы услуг (сервисология, сервисное дело) в условиях шестого технологического уклада. – М.: Глущенко Валерий Владимирович, 2021.- 116 с.
- Глущенко В.В. Проектная модель деятельности организаций// The scientific heritage, 2020, vol. 3, № 53 (2020), р. 15- 33.
- Глущенко В.В. Системная сущность и разработка стратегия развития шестого технологического уклада в постиндустриальном мире // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 2 (118), с.16 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2021/02/94577 (дата обращения: 07.02.2021).
- Glushchenko V. V. Development of a franchise and rating in the formation of programs for the development of higher project education//International Journal of Information Technology and Applied Sciences (IJITAS), Vol. 3 No. 2 (2021): April 2021, P. 29-37.
- Глущенко В. В. Научная теория команд и стратегического управления работой команд // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 4. С. 272-287. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/32
- Ромашко Т. В. Концептуализация коммуникационной деятельности отечественного вуза//Вестник Герценовского университет, 2/2014
- Глущенко В.В. The task of optimizing the level of information openness/secrecy in the activities of a commercial organization // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/05/95399 (дата обращения: 11.05.2021).
- Глущенко В. В. Структура мотивации студентов в высшем проектном образовании//Kazakhstan Science Journal. 2020. Т. 3. № 10 (23). С. 5-19.
- Глущенко В.В. Формирование стратегии развития шестого технологического уклада в машиностроении// Kazakhstan Science Journal, 2021, т. 4. № 2 (27), с. 32-43. https://sciencejournal.press/sj/article/view/240/198 (дата обращения: 07.02.2021).
- Глущенко В.В., Теория технологических укладов. – М.: Глущенко Валерий Владимирович, 2020.- 80 с.