УДК 378.4

ВЕКТОРЫ ПРОГРЕССИВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ИНЭУ УРФУ)

Шершнева Елена Геннадьевна
ФГАОУ ВО Уральский федеральный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского и инвестиционного менеджмента

Аннотация
В статье анализируются количественные и качественные стратегические ориентиры развития Института экономики и управления УрФУ. Обозначены перспективные тенденции, которые формируют конкурентные преимущества современных университетов. Отмечается значимость диверсификации и интернационализации образовательной и научной деятельности; укрепление сотрудничества вузов с работодателями-партнерами. Актуализируется значимость проектного обучения и междисциплинарных образовательных программ.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шершнева Е.Г. Векторы прогрессивной трансформации современного университета (на примере стратегических приоритетов ИнЭУ УрФУ) // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/94442 (дата обращения: 12.04.2021).

Глобальные и национальные вызовы социально-экономического, демографического и технологического характера являются императивами трансформации всех аспектов общественной жизни. В рамках системы высшего образования также отмечаются существенные организационные, финансовые, методические и технические изменения, которые формируют новые модели стратегического развития современных университетов.

На примере образовательной и научной деятельности Института экономики и управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (далее – ИнЭУ УрФУ) рассмотрим ряд количественных и качественных индикаторов, отражающих стратегическое развитие ИнЭУ в контексте современных вызовов. Для целей анализа использованы данные «Стратегии развития ИнЭУ УрФУ до 2025 года» (табл. 1).

Таблица 1 – Количественные индикаторы развития ИнЭУ УрФУ [1]

 Целевые показатели

 2019-2020

2020-2021 (план)

2025-2026 (прогноз)

Количество студентов по основным образовательным программам, чел.

5512 5543 6400

Доходы от основных образовательных программ, млн. руб.

556,2 580 794
Доля магистрантов, % 18 17 25
Доля иностранных студентов, % 7,6 7,9 15
Доля иностранных НПР, % 11,7 12 13

Количество публикаций в базах данных Web of Science и Scopus, ед. / с ИФ>1, % и/или не ниже уровня В по рейтингу ABDC

438 / 13% 480 / 13% 540 / 29%
Объем НИР и консалтинга, млн руб. 78 82 200
Доходы от бизнес-образования, млн руб. 97 84 200
Средний балл ЕГЭ, бюджет 93 94 95
Место THE Business&Economics 401-500 301-400 200
Место QS Business&Management 401-450 401-450 300

По данным таблицы 1 можно сделать вывод о прогнозируемом увеличении доходов от образовательной деятельности института, ростенаучных публикаций и укреплении позиций в исследовательской сфере. Также следует отметить еще один значимый стратегический вектор – интернационализация образовательной и научной деятельности. По данным таблицы 1 видно, что стоит задача увеличить количество иностранных студентов и преподавателей, обеспечить рост публикаций в иностранных изданиях, повысить позиции в международных университетских рейтингах. Представленные показатели нацелены на достижение следующих стратегических целей развития ИнЭУ УрФУ:

1) стать центром образовательной интернационализации Уральского региона;

2) занять позицию одного из ведущих центров в области устойчивого развития территорий на пространстве СНГ;

3) сформировать инновационную цифровую образовательную среду, формирующую компетенции на основе междисциплинарных знаний;

4) сформировать эффективное партнерство с ведущими корпорациями и органами власти в области подготовки лидеров новой формации.

Так, для повышения конкурентоспособности ИнЭУ были сформулированы приоритетные направления развития, которые можно рассматривать как качественные индикаторы эффективности (табл.2).

Таблица 2 – Качественные индикаторы развития ИнЭУ УрФУ [1]

Образовательные уровни Стратегически значимые направления развития
Бакалавриат Международные аккредитации;

Высокоуровневая подготовка специалистов для региональной экономики с практико-ориентированным уклоном;

Подготовка специалистов с цифровыми компетенциями;

Развитие проектного обучения.

Магистратура Корпоративные магистерские программы; Проекты онлайн-бучения;

Развитие проектного обучения.

Аспирантура Совместные программы с зарубежными вузами-партнерами; Подготовка кадров, сфокусировавшихся на развитии академической картеры;

Укрепление системы воспроизводства научно-педагогических кадров института.

На основе вышеизложенного материала и анализа научных работ ряда авторов, можно выявить следующие тенденции стратегического развития университетов:

1. Увеличение количества образовательных программ (диверсификация образовательной деятельности). Так, в крупных российских вузах, в том числе и в УрФУ, появляются новые направления обучения, дисциплины и междисциплинарные программы.

2. Усиление процессов интернационализации образовательной и научной деятельности. К числу инструментов интернационализации можно отнести также обмен образовательными программами, студентами, преподавателями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования. В качестве интегральной оценки интернационализации следует рассматривать место (рейтинг) университета в признанных международных рейтингах [2].

3. Сотрудничество с ведущими региональными работодателями. Корпоративные образовательные программы, согласованные с заказчиками-партнерами, являются инновационными образовательными формами в рамках концепции «обучение, длиною в жизнь» (Lifelong Learning). Коллаборация «предприятие – вуз» обеспечивает обеим сторонам долгосрочные стратегические преимущества в виде «интеллектуальной капитализации» как студентов, так и преподавателей [3].

4. Расширение количества магистерских образовательных программ. Как отмечается в исследовании [4], «магистратура – это возможность продолжить, обучение, углубить знания, а также возможность профессионального общения с более опытными коллегами».

5. Развитие проектного обучения. Проектный подход в высшем образовании приводит к формированию в вузах организационно обособленного подразделения – центра проектной деятельности. Такого рода центр выполняет работы по планированию, организации, мотивации, контролю выполнения многодисциплинарных образовательных проектов [5].

Таким образом, внешние детерминанты, такие как глобализация образования, социально-демографические и экономические вызовы, обуславливают трансформацию стратегий современных университетов. Ведущие российские вузы, к числу которых относится Уральский федеральный университет, переходят на новый уровень формирования стратегически значимых «преимуществ будущего» с учетом форсайта образовательного рынка.


Библиографический список
  1. Основные положения Стратегии развития Института экономики и управления УрФУ до 2025 года, Екатеринбург, 2020. URL: http://gsem.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15921/staff/common/Osnovnye_polozhenija_strategii_InEHU_UrFU_proekt__1_.pdf (дата обращения 28.12.2020).
  2. Бедный А.Б. Интернационализация деятельности университета в глобальном обществе знаний // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 138-143.
  3. Кондюкова Е.С., Шершнева Е.Г., Никитина О.М., Рыженькина Н.В., Кулеша Эва М. Развитие системы корпоративного экономического образования в контексте модели непрерывного обучения // Modern Humanities Success. 2019. № 7. С. 143-147.
  4. Сергеева М.Г., Бурнакин М.Н. Современные проблемы и тенденции развития магистратуры в России // Казанский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 51-56.
  5. Глущенко В.В. Рейтинг проектных вузов и стратегия их развития // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/11/93817 (дата обращения: 13.01.2021).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шершнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация