Глобальные и национальные вызовы социально-экономического, демографического и технологического характера являются императивами трансформации всех аспектов общественной жизни. В рамках системы высшего образования также отмечаются существенные организационные, финансовые, методические и технические изменения, которые формируют новые модели стратегического развития современных университетов.
На примере образовательной и научной деятельности Института экономики и управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (далее – ИнЭУ УрФУ) рассмотрим ряд количественных и качественных индикаторов, отражающих стратегическое развитие ИнЭУ в контексте современных вызовов. Для целей анализа использованы данные «Стратегии развития ИнЭУ УрФУ до 2025 года» (табл. 1).
Таблица 1 – Количественные индикаторы развития ИнЭУ УрФУ [1]
Целевые показатели |
2019-2020 |
2020-2021 (план) |
2025-2026 (прогноз) |
Количество студентов по основным образовательным программам, чел. |
5512 | 5543 | 6400 |
Доходы от основных образовательных программ, млн. руб. |
556,2 | 580 | 794 |
Доля магистрантов, % | 18 | 17 | 25 |
Доля иностранных студентов, % | 7,6 | 7,9 | 15 |
Доля иностранных НПР, % | 11,7 | 12 | 13 |
Количество публикаций в базах данных Web of Science и Scopus, ед. / с ИФ>1, % и/или не ниже уровня В по рейтингу ABDC |
438 / 13% | 480 / 13% | 540 / 29% |
Объем НИР и консалтинга, млн руб. | 78 | 82 | 200 |
Доходы от бизнес-образования, млн руб. | 97 | 84 | 200 |
Средний балл ЕГЭ, бюджет | 93 | 94 | 95 |
Место THE Business&Economics | 401-500 | 301-400 | 200 |
Место QS Business&Management | 401-450 | 401-450 | 300 |
По данным таблицы 1 можно сделать вывод о прогнозируемом увеличении доходов от образовательной деятельности института, ростенаучных публикаций и укреплении позиций в исследовательской сфере. Также следует отметить еще один значимый стратегический вектор – интернационализация образовательной и научной деятельности. По данным таблицы 1 видно, что стоит задача увеличить количество иностранных студентов и преподавателей, обеспечить рост публикаций в иностранных изданиях, повысить позиции в международных университетских рейтингах. Представленные показатели нацелены на достижение следующих стратегических целей развития ИнЭУ УрФУ:
1) стать центром образовательной интернационализации Уральского региона;
2) занять позицию одного из ведущих центров в области устойчивого развития территорий на пространстве СНГ;
3) сформировать инновационную цифровую образовательную среду, формирующую компетенции на основе междисциплинарных знаний;
4) сформировать эффективное партнерство с ведущими корпорациями и органами власти в области подготовки лидеров новой формации.
Так, для повышения конкурентоспособности ИнЭУ были сформулированы приоритетные направления развития, которые можно рассматривать как качественные индикаторы эффективности (табл.2).
Таблица 2 – Качественные индикаторы развития ИнЭУ УрФУ [1]
Образовательные уровни | Стратегически значимые направления развития |
Бакалавриат | Международные аккредитации;
Высокоуровневая подготовка специалистов для региональной экономики с практико-ориентированным уклоном; Подготовка специалистов с цифровыми компетенциями; Развитие проектного обучения. |
Магистратура | Корпоративные магистерские программы; Проекты онлайн-бучения;
Развитие проектного обучения. |
Аспирантура | Совместные программы с зарубежными вузами-партнерами; Подготовка кадров, сфокусировавшихся на развитии академической картеры;
Укрепление системы воспроизводства научно-педагогических кадров института. |
На основе вышеизложенного материала и анализа научных работ ряда авторов, можно выявить следующие тенденции стратегического развития университетов:
1. Увеличение количества образовательных программ (диверсификация образовательной деятельности). Так, в крупных российских вузах, в том числе и в УрФУ, появляются новые направления обучения, дисциплины и междисциплинарные программы.
2. Усиление процессов интернационализации образовательной и научной деятельности. К числу инструментов интернационализации можно отнести также обмен образовательными программами, студентами, преподавателями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования. В качестве интегральной оценки интернационализации следует рассматривать место (рейтинг) университета в признанных международных рейтингах [2].
3. Сотрудничество с ведущими региональными работодателями. Корпоративные образовательные программы, согласованные с заказчиками-партнерами, являются инновационными образовательными формами в рамках концепции «обучение, длиною в жизнь» (Lifelong Learning). Коллаборация «предприятие – вуз» обеспечивает обеим сторонам долгосрочные стратегические преимущества в виде «интеллектуальной капитализации» как студентов, так и преподавателей [3].
4. Расширение количества магистерских образовательных программ. Как отмечается в исследовании [4], «магистратура – это возможность продолжить, обучение, углубить знания, а также возможность профессионального общения с более опытными коллегами».
5. Развитие проектного обучения. Проектный подход в высшем образовании приводит к формированию в вузах организационно обособленного подразделения – центра проектной деятельности. Такого рода центр выполняет работы по планированию, организации, мотивации, контролю выполнения многодисциплинарных образовательных проектов [5].
Таким образом, внешние детерминанты, такие как глобализация образования, социально-демографические и экономические вызовы, обуславливают трансформацию стратегий современных университетов. Ведущие российские вузы, к числу которых относится Уральский федеральный университет, переходят на новый уровень формирования стратегически значимых «преимуществ будущего» с учетом форсайта образовательного рынка.
Библиографический список
- Основные положения Стратегии развития Института экономики и управления УрФУ до 2025 года, Екатеринбург, 2020. URL: http://gsem.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15921/staff/common/Osnovnye_polozhenija_strategii_InEHU_UrFU_proekt__1_.pdf (дата обращения 28.12.2020).
- Бедный А.Б. Интернационализация деятельности университета в глобальном обществе знаний // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 138-143.
- Кондюкова Е.С., Шершнева Е.Г., Никитина О.М., Рыженькина Н.В., Кулеша Эва М. Развитие системы корпоративного экономического образования в контексте модели непрерывного обучения // Modern Humanities Success. 2019. № 7. С. 143-147.
- Сергеева М.Г., Бурнакин М.Н. Современные проблемы и тенденции развития магистратуры в России // Казанский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 51-56.
- Глущенко В.В. Рейтинг проектных вузов и стратегия их развития // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/11/93817 (дата обращения: 13.01.2021).