ИННОВАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ

Бугрова Анастасия Николаевна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Ротанова Валерия Александровна1, Сочнева Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
Инновационный капитал, рассматриваемый как элемент интеллектуального капитала, отражает способность организации создавать и коммерциализировать новые знания (инновации). Делается попытка дать краткий обзор концепции инновационного капитала и ее показателей в отдельных моделях интеллектуального капитала –IC. В данной статье ставится задача расширить существующие модели и ввести новый метод оценки инновационного капитала. Кроме того, в статье приводятся эмпирические данные об использовании предложенного метода.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бугрова А.Н., Рыбина Е.А., Ротанова В.А., Сочнева А.С., Торопова А.И. Инновационный капитал и его измерение // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/94310 (дата обращения: 17.03.2024).

С ростом значимости новых знаний инновационный капитал стал ядром интеллектуального капитала, обеспечивающим мощный стимул для получения и поддержания конкурентного преимущества. Результаты последних исследований, использующих НИОКР в качестве прокси для инновационного капитала, однозначно показали положительную связь между инновационным капиталом и эффективностью frms. Стратегическая литература, основанная на ресурсной теории  утверждает, что для выполнения достаточного условия для эффективного управления и извлечения стоимости из инновационного капитала необходимо распознавать и измерять его элементы. Несколько авторов попытались дать определение инновационному капиталу по-разному и предложили свою собственную классификацию этого понятия. Дефнитоны инновационного капитала отличаются друг от друга по отношению к дефиниционной перспективе (т. е. технологический, организационный или социологический) и объем категоризации инновационного капитала. Различия в дефинитах инновационного капитала приводят к различным подходам к его измерению. Но общим для всех методов измерения является то, что они измеряют только отдельные элементы инновационного капитала, а не концепцию в целом.

Инновационный капитал-это термин, который возникает из конъюнктуры двух основных экономических понятий, то есть капитала и инновация. Первая трактуется в неоклассической теории капитала как фактор производства, который входит в качестве вклада в процесс преобразования ресурсов. Большинство современных экономистов предполагают, что в модели продуктон-функтона включены два вида капитала: физический капитал и человеческий капитал или капитал знаний, причем оба они являются аккумулируемыми. Запас капитала может оказывать различные продуктовые услуги, которые влияют на его стоимость. Последнее можно понимать как процесс  или эффект. В первом подходе инновация состоит из всех решений и действий, которые происходят от признания потребности или проблемы, через исследование, разработку и коммерциализацию изобретения. Во втором подходе инновация означает внедрение нового или значительно улучшенного продукта (или услуги), процесса, рыночного метода или методов в организационную практику внутри компании, на рабочем месте или в иностранных делах. В свете представленных значений понятий инноватон и  инновационный капитал – это совокупность ресурсов/активов ФРМ, оказывающая взаимодополняющие услуги в процессе создания и коммерциализации новых знаний (инноватон).

С ресурсной точки зрения инновационный капитал, рассматриваемый как способность компании создавать и коммерциализировать инновации, может рассматриваться как совокупность активов и, в более широком смысле, ресурсов. Актив / ресурс является стратегическим, если он удовлетворяет требованиям быть ценным, редко, неподвижным и не поддающимся субституции. Как уже говорилось ранее,  обладает атрибутами, которые делают его “стратегическим активом”. Для целей идентификации активов инновационного капитала важно определить характер этих активов применительно к процессу генерирования и коммерциализации новых знаний (инноваций).

Другая группа элементов инновационного капитала состоит из нематериальных активов, которые в большинстве случаев являются нетехнологичными и воплощаются в организационных рутинах и мышлении сотрудников. Эти элементы можно описать следующим образом:

  1. Инновационная стратегия, связанная со стратегическим выбором, который ФРМ делает в отношении своего инноватона, то есть выбором типа инноватона, который наилучшим образом соответствует объектам ФРМ, и распределением ресурсов между различными типами инноватонов.
  2. Инновационная культура, которая представляет собой смесь связанных с инновацией аттюдов, опыта, убеждений и ценностей сотрудников. Культура Innovaton имеет интегрирующую функцию.
  3. Инновационная структура, которая включает в себя как организацию инновационного процесса (роли, обязанности, этапы и т. д.), так и способ группировки сотрудников, вовлеченных в инновационный процесс.
  4. Знаниями (технологическими и нетехническими) обладают сотрудники, занятые в инновационном процессе. Это знание в той или иной степени неявно. Запас знаний может быть увеличен за счет внутреннего и внешнего обучения организации. Внутреннее обучение относится к созданию новых знаний внутри предприятия, в то время как внешнее обучение относится к интеграции знаний извне предприятия.

Использование данной модели может облегчить процесс управления инновационным капиталом за счет повышения понимания менеджером вклада инновационного капитала в эффективность деятельности компании. Для менеджеров представляется чрезвычайно важным, чтобы инновационный капитал в модели измерялся в денежном выражении. Это помогает менеджерам сфокусировать свои усилия на увеличении стоимости связанных с инновациями нематериальных активов.


Библиографический список
  1. Егоренко С.Н., Бондаренко К. А., Соловьева С. В. Инновации: международные сопоставления // Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации — 2018.
  2. Рязанова О.Е., Левченко Л. В., Инвестиционный климат как условие для развития инновационной экономики./ Экономические науки. — 2014 — № 113.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бугрова Анастасия Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация