С ростом значимости новых знаний инновационный капитал стал ядром интеллектуального капитала, обеспечивающим мощный стимул для получения и поддержания конкурентного преимущества. Результаты последних исследований, использующих НИОКР в качестве прокси для инновационного капитала, однозначно показали положительную связь между инновационным капиталом и эффективностью frms. Стратегическая литература, основанная на ресурсной теории утверждает, что для выполнения достаточного условия для эффективного управления и извлечения стоимости из инновационного капитала необходимо распознавать и измерять его элементы. Несколько авторов попытались дать определение инновационному капиталу по-разному и предложили свою собственную классификацию этого понятия. Дефнитоны инновационного капитала отличаются друг от друга по отношению к дефиниционной перспективе (т. е. технологический, организационный или социологический) и объем категоризации инновационного капитала. Различия в дефинитах инновационного капитала приводят к различным подходам к его измерению. Но общим для всех методов измерения является то, что они измеряют только отдельные элементы инновационного капитала, а не концепцию в целом.
Инновационный капитал-это термин, который возникает из конъюнктуры двух основных экономических понятий, то есть капитала и инновация. Первая трактуется в неоклассической теории капитала как фактор производства, который входит в качестве вклада в процесс преобразования ресурсов. Большинство современных экономистов предполагают, что в модели продуктон-функтона включены два вида капитала: физический капитал и человеческий капитал или капитал знаний, причем оба они являются аккумулируемыми. Запас капитала может оказывать различные продуктовые услуги, которые влияют на его стоимость. Последнее можно понимать как процесс или эффект. В первом подходе инновация состоит из всех решений и действий, которые происходят от признания потребности или проблемы, через исследование, разработку и коммерциализацию изобретения. Во втором подходе инновация означает внедрение нового или значительно улучшенного продукта (или услуги), процесса, рыночного метода или методов в организационную практику внутри компании, на рабочем месте или в иностранных делах. В свете представленных значений понятий инноватон и инновационный капитал – это совокупность ресурсов/активов ФРМ, оказывающая взаимодополняющие услуги в процессе создания и коммерциализации новых знаний (инноватон).
С ресурсной точки зрения инновационный капитал, рассматриваемый как способность компании создавать и коммерциализировать инновации, может рассматриваться как совокупность активов и, в более широком смысле, ресурсов. Актив / ресурс является стратегическим, если он удовлетворяет требованиям быть ценным, редко, неподвижным и не поддающимся субституции. Как уже говорилось ранее, обладает атрибутами, которые делают его “стратегическим активом”. Для целей идентификации активов инновационного капитала важно определить характер этих активов применительно к процессу генерирования и коммерциализации новых знаний (инноваций).
Другая группа элементов инновационного капитала состоит из нематериальных активов, которые в большинстве случаев являются нетехнологичными и воплощаются в организационных рутинах и мышлении сотрудников. Эти элементы можно описать следующим образом:
- Инновационная стратегия, связанная со стратегическим выбором, который ФРМ делает в отношении своего инноватона, то есть выбором типа инноватона, который наилучшим образом соответствует объектам ФРМ, и распределением ресурсов между различными типами инноватонов.
- Инновационная культура, которая представляет собой смесь связанных с инновацией аттюдов, опыта, убеждений и ценностей сотрудников. Культура Innovaton имеет интегрирующую функцию.
- Инновационная структура, которая включает в себя как организацию инновационного процесса (роли, обязанности, этапы и т. д.), так и способ группировки сотрудников, вовлеченных в инновационный процесс.
- Знаниями (технологическими и нетехническими) обладают сотрудники, занятые в инновационном процессе. Это знание в той или иной степени неявно. Запас знаний может быть увеличен за счет внутреннего и внешнего обучения организации. Внутреннее обучение относится к созданию новых знаний внутри предприятия, в то время как внешнее обучение относится к интеграции знаний извне предприятия.
Использование данной модели может облегчить процесс управления инновационным капиталом за счет повышения понимания менеджером вклада инновационного капитала в эффективность деятельности компании. Для менеджеров представляется чрезвычайно важным, чтобы инновационный капитал в модели измерялся в денежном выражении. Это помогает менеджерам сфокусировать свои усилия на увеличении стоимости связанных с инновациями нематериальных активов.
Библиографический список
- Егоренко С.Н., Бондаренко К. А., Соловьева С. В. Инновации: международные сопоставления // Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации — 2018.
- Рязанова О.Е., Левченко Л. В., Инвестиционный климат как условие для развития инновационной экономики./ Экономические науки. — 2014 — № 113.