КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Грибина Галина Александровна1, Дубровин Никита Алексеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Воронцов Александр Максимович1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Статья посвящена применению компетентностного подхода в высших учебных заведениях. Отдельное внимание уделяется понятиям компетенция и компетентность, приводится классификация ключевых компетенций по А.В. Хуторскому и делается вывод о роли данного подхода в образовательном процессе.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Дубровин Н.А., Жидков А.А., Гордеев К.С., Воронцов А.М. Компетентностный подход в развитии профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/93801 (дата обращения: 14.03.2024).

Компетентностный подход в образовании – это способ формирования ключевых компетенций, необходимых для ведения профессиональной деятельности в разных сферах. В то же время это способ согласовать профессиональное образование и спрос на рынке труда, т.е. данный  подход связан с потребностями работодателей и ориентирован на результаты процесса образования, формирование способного решать проблемы специалиста.

Понятие компетентность находится во взаимосвязи с понятием компетенции. Наиболее простое определение данным терминам дала Н. И. Алмазова, по мнению которой  компетенции – это знания и умения в конкретной сфере деятельности человека, а компетентность – это целенаправленное и эффективное их применение. Таким образом, компетентность представляет собой элемент личностного опыта. При этом компетенция охватывает, в том числе, и жизненные ценности личности, оказывающие влияние на его становление и развитие.

Профессиональные стандарты включают в себя профессиональные компетенции, которые связаны с какой-то определенной трудовой деятельностью.  Компетентностный подход, будучи реализованным в ВУЗах, должен действовать на основе компетентностной модели выпускника. Таким образом, компетенции выступают способом оценки качественности высшего образования [1, 2].

Существует много классификаций ключевых компетенций, по А.В. Хуторскому, выделяется 7 групп.

1. Ценностно-смысловые компетенции, которые связаны жизненной позицией выпускника, его мировоззрением, видением и пониманием себя и окружающего мира, умением делать обоснованный выбор и нести ответственность за себя и свои поступки. Эта группа компетенций определяет индивидуальное направление образования обучающегося и  программу его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции, включающие в себя то, в чем выпускник  должен быть хорошо осведомлен, иметь знания и опыт. В данной группе подразумеваются особенности культуры своего и других народов, духовность и нравственность, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, место и значимость науки и религии, бытовые и культурно-досуговые компетенции, например, умение эффективно распределять свое время.

3. Учебно-познавательные компетенции – группа компетенций по самостоятельной познавательной деятельности, которая включает логическую, методологическую и общеучебную составляющие. Здесь предъявляются требования к соответствующим навыкам и умениям – видеть различия между фактами и догадками, владеть методами измерения, статистики и т.д.

4. Информационные компетенции. Использование цифровых технологий и различных объектов в когнитивной деятельности способствует развитию умений самостоятельного поиска, анализа, отбора сохранения и дальнейшего использования информации.

5. Коммуникативные компетенции. Это компетенции по взаимодействию и общению с разными людьми, а так же осознанию и владению собственными социальными ролями. Необходимо, чтобы обучающийся мог представить себя, участвовать в дискуссии, сформулировать вопрос, составить заявление и т.д.

6. Социально-трудовые компетенции включают в себя знания и опыт в области гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции самосовершенствования себя как личности, главная направленность которых состоит в постижении приемов физического, нравственного и умственного саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Обучающийся занимается этим по своим мотивам, в собственных интересах и в своем темпе [3].

Относительно профессиональной компетентности существует несколько мнений, согласно одному из них, это сочетание профессиональной подготовки и ключевых компетенций.

Достижение этих компетенций становится более простым при некотором изменении образовательных технологий:

- упор на компетенции и ожидаемые результаты учебного процесса;

- составление образовательной программы с учетом  доминирующих перспектив, что позволяет подготовить студентов к жизни в изменяющемся мире;

- применение модульной системы при обучении;

- предоставление студентам свободы в выборе индивидуальных образовательных траекторий [2].

Можно сделать вывод, что компетентностный подход направлен на обучение профессиональной деятельности, он дополняет традиционный подход, будучи более современным и соответствующим рыночной экономике, поскольку ориентирован на формирование как профессиональных, так и ключевых компетенций.  В то же время, реализация компетентностного подхода предполагает изменение требований к основным компонентам процесса образования. Важно создавать условия для вовлечения обучающихся в разнообразные виды деятельности.


Библиографический список
  1. Громова Н.В. Компетентностный подход как основа становления профессиональных стандартов в России // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-3. – С. 543-546; URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35631 (дата обращения: 05.11.2020);
  2. Булавко О. В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов / О. В. Булавко, А. П. Пепеляева, Н. П. Мурий, Е. А. Поединок. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6499/ (дата обращения: 06.11.2020);
  3. Компетентностный подход [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/10_31423_kompetentnostniy-podhod.html,  (дата обращения: 06.11.2020).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Грибина Галина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация