Компетентностный подход в образовании – это способ формирования ключевых компетенций, необходимых для ведения профессиональной деятельности в разных сферах. В то же время это способ согласовать профессиональное образование и спрос на рынке труда, т.е. данный подход связан с потребностями работодателей и ориентирован на результаты процесса образования, формирование способного решать проблемы специалиста.
Понятие компетентность находится во взаимосвязи с понятием компетенции. Наиболее простое определение данным терминам дала Н. И. Алмазова, по мнению которой компетенции – это знания и умения в конкретной сфере деятельности человека, а компетентность – это целенаправленное и эффективное их применение. Таким образом, компетентность представляет собой элемент личностного опыта. При этом компетенция охватывает, в том числе, и жизненные ценности личности, оказывающие влияние на его становление и развитие.
Профессиональные стандарты включают в себя профессиональные компетенции, которые связаны с какой-то определенной трудовой деятельностью. Компетентностный подход, будучи реализованным в ВУЗах, должен действовать на основе компетентностной модели выпускника. Таким образом, компетенции выступают способом оценки качественности высшего образования [1, 2].
Существует много классификаций ключевых компетенций, по А.В. Хуторскому, выделяется 7 групп.
1. Ценностно-смысловые компетенции, которые связаны жизненной позицией выпускника, его мировоззрением, видением и пониманием себя и окружающего мира, умением делать обоснованный выбор и нести ответственность за себя и свои поступки. Эта группа компетенций определяет индивидуальное направление образования обучающегося и программу его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции, включающие в себя то, в чем выпускник должен быть хорошо осведомлен, иметь знания и опыт. В данной группе подразумеваются особенности культуры своего и других народов, духовность и нравственность, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, место и значимость науки и религии, бытовые и культурно-досуговые компетенции, например, умение эффективно распределять свое время.
3. Учебно-познавательные компетенции – группа компетенций по самостоятельной познавательной деятельности, которая включает логическую, методологическую и общеучебную составляющие. Здесь предъявляются требования к соответствующим навыкам и умениям – видеть различия между фактами и догадками, владеть методами измерения, статистики и т.д.
4. Информационные компетенции. Использование цифровых технологий и различных объектов в когнитивной деятельности способствует развитию умений самостоятельного поиска, анализа, отбора сохранения и дальнейшего использования информации.
5. Коммуникативные компетенции. Это компетенции по взаимодействию и общению с разными людьми, а так же осознанию и владению собственными социальными ролями. Необходимо, чтобы обучающийся мог представить себя, участвовать в дискуссии, сформулировать вопрос, составить заявление и т.д.
6. Социально-трудовые компетенции включают в себя знания и опыт в области гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции самосовершенствования себя как личности, главная направленность которых состоит в постижении приемов физического, нравственного и умственного саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Обучающийся занимается этим по своим мотивам, в собственных интересах и в своем темпе [3].
Относительно профессиональной компетентности существует несколько мнений, согласно одному из них, это сочетание профессиональной подготовки и ключевых компетенций.
Достижение этих компетенций становится более простым при некотором изменении образовательных технологий:
- упор на компетенции и ожидаемые результаты учебного процесса;
- составление образовательной программы с учетом доминирующих перспектив, что позволяет подготовить студентов к жизни в изменяющемся мире;
- применение модульной системы при обучении;
- предоставление студентам свободы в выборе индивидуальных образовательных траекторий [2].
Можно сделать вывод, что компетентностный подход направлен на обучение профессиональной деятельности, он дополняет традиционный подход, будучи более современным и соответствующим рыночной экономике, поскольку ориентирован на формирование как профессиональных, так и ключевых компетенций. В то же время, реализация компетентностного подхода предполагает изменение требований к основным компонентам процесса образования. Важно создавать условия для вовлечения обучающихся в разнообразные виды деятельности.
Библиографический список
- Громова Н.В. Компетентностный подход как основа становления профессиональных стандартов в России // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-3. – С. 543-546; URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35631 (дата обращения: 05.11.2020);
- Булавко О. В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов / О. В. Булавко, А. П. Пепеляева, Н. П. Мурий, Е. А. Поединок. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6499/ (дата обращения: 06.11.2020);
- Компетентностный подход [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/10_31423_kompetentnostniy-podhod.html, (дата обращения: 06.11.2020).