ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Шепилова Анастасия Романовна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского
студентка

Аннотация
В статье рассматриваются понятие и цели государственного управления.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шепилова А.Р. Понятие и цели государственного управления // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/95610 (дата обращения: 13.03.2024).

Научный руководитель: Чаусов Н.Ю. доцент

Государственное управление – в широком понимании данного термина – это деятельность всех органов государства по реализации возложенных на них обязательств, если же рассматривать данный термин в узком понимании – это подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти РФ по осуществлению возложенных на эти органы полномочий.  В первую очередь государственное управление должно максимально отражать воплощение воли народа, его интересы. Можно сказать, что органы государственной власти подотчётны к текущим интересам граждан. Основными ценностями государственного управления должны быть: эффективность, экономичность, а главное – результативность.

Как и любая другая форма управления, государственное управление обладает рядом своих признаков, на них стоит остановиться подробнее.

1)    Государственное управление – исполнительная власть. Это значит, что деятельность должна быть направлена на удовлетворение общественных интересов, нужд, запросов населения. Стоит заметить, что исполнительная власть осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

2)    Масштабность действий. Во всех регионах, где необходимо обеспечение исполнения законов, может осуществляться государственное управление. Это подчеркивает тот факт, что государственное управление распространяется на все важные области человеческой жизни.

3)    Наличие специальных органов управления. Безусловно, осуществление государственного управления было бы невозможно без функционирования специально уполномоченных для этого органов. Данные органы создаются государством как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

4)    Соблюдение принципа законности. Данный признак означает то, что действия органов государственного управления должны беспрекословно выполняться, согласно правилам, установленным в действующем законодательстве РФ.

Государственная власть в древности.

С течением времени обязательства и полномочия органов государственной власти претерпевали существенные изменения. Так, например, в Древнерусском государстве государственная власть представляла собой раннефеодальную монархию. В той власти можно выделить 3 ступени. Первая ступень монархическая в лице князя, именно ему все подчинялись и через него принимались решение относительно дальнейшей судьбы государства. Вторая ступень аристократическая в лице дружины и княжеского совета, одной из их главных задач было внесение предложений в относительно той или иной сферы, которые в дальнейшем рассматривались князем и, возможно, принимались. Третья ступень демократическая в лице народного веча, пожалуй, важнейшим вопросом, которое решало вече был вопрос войны и мира. Поскольку основы военной мощи Руси составляла отнюдь не дружина, которая по сути своей была больше личной охраной князя, а народное ополчение, которое напрямую подчинялось вечу. На местном же уровне правили княжеские наместники в городах и волостели в сельской местности.

Рассмотрев вкратце, что из себя представляло государственное управление в древности стоит обратить свое внимание на то, что оно из себя представляло в средние века.

Государственное управление в средние века.

Устройство государственного управления в средние века мы рассмотрим на примере России образца 17 века. Начало 17 века стало одним из самых печальных периодов в истории России. После смерти сына Ивана Грозного – Федора, заканчивается царствование династии Рюриковичей. В связи с этим в 1613 году было решено созвать Земский собор для избрания государя всея Руси, по итогу было решено избрать Михаила Романова.

Теперь, после небольшой исторической справки перейдем непосредственно к органам власти, которыми осуществлялось управление.

Боярская дума – первая ступень в иерархической госструктуре 17 века. Несмотря на то, что после избрания Романова была восстановлена царская монархия государь все равно не мог единолично решать важные государственные дела, поэтому наравне с ним была Боярская дума. В обязанности которой входило решение внутриполитических, межгосударственных, судебных и административных вопросов.

Стоит сказать пару слов о существовании Ближней думы, которая, исходя из названия, состояла в большинстве своем из приближенных лиц царя. Поэтому все решения государя предварительно обговаривались с ее членами, однако, полностью официальным данный орган назвать нельзя.

В конце 17 столетия была создана Расправная палата, включающая в себя членов Думы от каждого сословного чина. Основной функцией данной палаты было рассмотрение важных судебных дел

Так же государственное управление осуществлялось за счет Системы приказов, которая состояла из общегосударственных приказов, под управлением Боярской думы. Дворцовых приказов, которые управляли собственностью царя и были в его непосредственном подчинении. Патриаршие приказы, созданные для управления имуществом патриарха

Однако, вернемся к современности и рассмотрим, что из себя представляет государственное управление в нынешнее время

Государственное управление в современности.

Система государственного управления РФ на федеральном уровне включает следующие элементы:

1)    Президент РФ

2)    Федеральное Собрание

3)    Правительство России

4)    Суды РФ

Каждый из указанных субъектов обладает определенными полномочиями. На них мы и остановимся подробнее.

Президент РФ является главной государства и органом исполнительной власти, согласно Конституции РФ президент наделен широкими полномочиями. На него возложена ответственность за соблюдение общегражданских и человеческих прав и свобод. Президент является представителем РФ на международной арене. Избрание президента происходит путем всеобщего голосования, по результатам которого определяется будущий президент. Стоит отметить, что претендентом на это звание может стать далеко не каждый, претенденту должно быть не менее 35 лет, а также они должны проживать на территории РФ не менее 10 лет беспрерывно. Президент может издавать различные указы, которые будут регулировать различные сферы жизни государства.

Федеральное собрание исполняет представительную и законодательную власть. Состоит из двух палат, верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной думы. Каждая палата наделена своими полномочиями и обязанностями. Совет Федерации ответственен, например, за утверждение границ между регионами РФ, утверждение президентских указов, введение военного положения. Государственная дума с свою же очередь ответственна, например, за объявление амнистии. Стоит сказать, что государственная дума способна выдвинуть обвинения против президента.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть включает в себя председателя, его заместителей и федеральных министров. Правительство ответственно за разработку и представление в нижнюю палату Парламента плана федерального бюджета, а также за обеспечение его исполнения.

Суды РФ система государственного управления дополняется еще и судебной веткой, которая, согласно Конституции признается независимой от любых других ветвей власти.

Заключение.

В данной статье было рассмотрено, что из себя представляло государственное управление в разные эпохи, теперь вы и сами можете провести для себя анализ и выяснить, чем же именно государственное управление одной эпохи отличалось от государственного управления другой эпохи. В статье рассматривались органы управления, присущие каждой эпохе и по ним явно заметно, что со временем государственное управление все больше и больше уходило в сторону демократии, ведь голос народа решал все больше вопросов, а значит и правительство прислушивалось к нему все тщательнее.


Библиографический список
  1. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/120412
  2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/198754
  3. https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_upravlenie/priznaki_gosudarstvennogo_upravleniya/
  4. https://bzbook.ru/Administrativnoe-pravo-1.7.html
  5. https://studme.org/32949/pravo/gosudarstvennoe_upravlenie_drevnerusskom_gosudarstve
  6. http://www.rcoit.ru/lib/history/ancient_russia/16551
  7. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15995-sistema-upravlenija-gosudarstvom-v-rossii-v-17-veke.html
  8. https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_upravlenie_rossiyskoy_federacii_kak_sistema/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шепилова Анастасия Романовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация