Каждый из нас ежедневно слышит термин воспитание, которое чаще всего употребляют применительно к семьям и образовательным организациям. При этом нельзя сказать, что не все родители и педагоги ясно представляют, чем именно является воспитание, и как его нужно организовывать.
Если говорить о воспитании и обучении, то необходимо отметить, что оба этих процесса можно охарактеризовать целенаправленностью и организованностью. Кроме того, они выступают в качестве процесса планомерного и систематического руководства над формированием личности соответственно имеющимся целям. Однако воспитание – это более широкая область, чем обучение.
Воспитание выходит за пределы учебного процесса, так как продолжается при обучении, внеаудиторной работе, в студенческих объединениях, в семье, кроме того велико влияние на процесс воспитания разного рода средств массовой информации.
Если рассматривать понятие интернационализма, то его сущность состоит в сплоченности и единстве выступлений людей всего мира в защиту их человеческих и гражданских прав, в борьбе против угнетения по национальным и социальным признакам, против попыток подчинить своему влиянию экономическую, культурную и другие сферы других народов и стран.
Перед каждым педагогом должна быть поставлена задача максимально использовать возможности преподаваемой им дисциплины для воспитания у обучающихся интернациональных чувств и мировоззрения. Стоит отметить, что такая установка выступает не специальным аспектом в преподавании, а органично входит в систему полного изучения предмета, являясь одним из компонентов воспитывающего обучения, для которого, однако, необходимо определенное внимание к элементам.
Большое распространение по всему миру приобретает практика поликультурного воспитания, масштабы которого отличаются в разных странах. Особо важным является воспитание политической культуры обучающихся.
Особое развитие уже продолжительное время получает гуманизация образования, отводя на второй план педагогический авторитаризм. Усиливается внимание к условиям жизнедеятельности обучающихся различных национальностей, обеспечивается реализация их возможностей посредством поддержания благоприятной психологической обстановки, когда должным образом оцениваются успехи, познавательная и творческая активность, а так же склонности и интересы. Обучающийся становится полноправным субъектом учебного процесса, сотрудничает с преподавателем, который выступает его партнером. В таких условиях поддерживаются доверительные, непринужденные отношения, реализуются коллективные педагогические формы и методы, осуществляется совместная деятельность студентов, преподавателей, родителей [3, 4].
Изучение литературных источников позволяет выделить следующие цели интернационального воспитания обучающихся:
- расширение и углубление знаний обучающихся о значении международного объединения людей в борьбе за мир, формирование готовности придерживаться правил дружеских отношений между народами;
- формирование интернационалистских убеждений, которые наряду с другими представлениями ложатся в основу ценностных ориентаций личности, формирование установок и чувств, которые побуждают и направляют общественно-политическую, трудовую и познавательную активность;
- формирование у обучающихся интернационалистических потребностей, социальных чувств, интересов, целей и т.д.
- выработка у обучающихся соответствующего поведения, которое находит свое выражение в соблюдении принципа равенства, уважения достоинства людей всех наций, их традиций, обычаев, языка [1].
Ю.А. Карташова выделяет три этапа интернационального воспитания.
Первый этап характеризуется пониманием и усвоением сущности и основных признаков социалистического интернационализма. Это достигается путем организации этического просвещения в процессе обучения и во внеаудиторной работе. Обучающимся разъясняются или показываются на практике значение интернационалистских чувств и качеств в жизни человека, общества и государства, рассказывается, как эти качества должны проявляться в их деятельности. Важно, чтобы данные знания связывались с на эмоциями и чувствами, в таком случае обучающийся самостоятельно переживает положительное отношение к воспитываемому качеству.
Цель второго этапа состоит в пробуждении желания и стремления к интернационалистской деятельности. Возникшие у обучающихся эмоциональные переживания и позитивное отношение к правилам и нормам интернационалистского поведения определяет их поступки, становится мотивом деятельности, а так же основой нравственных убеждений. Последние, в свою очередь, являясь твердыми, основанными на мировоззрении, моральных принципах и жизненном опыте взглядами, определяют жизненную позицию, выступают руководством в делах и поведении. Стоит отметить, что воспитание и формирование убеждений – это непростой и продолжительный процесс, который требует организации и подкрепления собственным опытом интернационалистского поведения.
Третий этап представляет собой непосредственно организацию практической деятельности обучающихся интернационального характера. На данном этапе для наибольшего эффекта важно, чтобы воспитание было связано с общественно-полезной деятельностью студентов. Практический опыт позволяет сформировать убеждения, а также спроецировать нравственные поступки и действия в навыки и привычное поведение [2].
Можно сделать вывод, что интернациональное воспитание обучающихся представляет собой научно обоснованную систему деятельности, которая организована и направлена таким образом, чтобы обеспечить глубокое и прочное усвоение ими идей и принципов социалистического интернационализма, на преобразование их в глубокие убеждения и норму поведения.
Библиографический список
- Блиева Ж.М. Поликультурное образование в контексте воспитания личности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Т. 13. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». – 2007. – .№2.
- Карташова, Ю.А. Сущность интернационального воспитания в контексте всестороннего развития пионеров (60−80-гг. ХХ в.) / Ю. А. Карташова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 475-480.
- Лекторский В.А. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. – 1997. – .№2. – С. 13.
- Педагогика / Ред. П.И. Пидкасистый. 3-е изд. – М.: Педагогическое общество России, 2000.