Лазарь Мордухович Лисицкий (его настоящее полное имя) родился 22 ноября 1890 в еврейской семье, где отец был ремесленником-предпринимателем, а мать – домохозяйкой [2].
Эль окончил архитектурный факультет Высшой политехнической школы в немецком Дармштадте, защитив диплом на отлично. В российские ВУЗы ему поступить не удалось, так как на тот момент евреев допускали очень редко. Во время обучения он не только много путешествовал, но и успевал подрабатывать каменщиком[2].
После завершения обучения он придумывает теорию «проунов» («проекты утверждения нового»), в которых живопись сливается с архитектурой. Простыми словами, проуны — это трехмерные объемные супрематические модели и миры, с помощью которых Эль пытался совершить революцию в искусстве и архитектуре 20-х годов[1].
В 1916 году Лисицкий вплотную начал заниматься живописью, вдохновляясь суперматистами, поэтому часто в его работах элементы «нанизывались» на мощную диагональную ось, что придавало динамичности[1].
В 1919 году Марк Шагал, друг Лазаря, пригласил его в Витебск преподавать графику и архитектуру в Народном художественном училище. Там же начали работать Юдель Пэн и Казимир Малевич. Малевич был приверженцем новаторских идей, которые в училище воспринимались прохладно, однако, Лисицкий был от них в восторге. Он в то время занимался классической еврейской живописью под большим влиянием Шагала, поэтому, несмотря на интерес к супрематизму, Лисицкий и в преподавании, и в собственном творчестве пытался придерживаться классических форм. Также он преподавал во ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе и был в экспедиции по городам Литвы и Поднестровьяv[2].
В 1920 году Лазарь, берет себе псевдоним Эль Лисицкийv[2].
В 1921 году Лисицкий вместе с группой художников отошел от суперматизма и сосредоточился на практическом дизайне на пользу возникшему в России коммунистическому государству. Они называли себя конструктивистами [1].
Эль стремился создать визуальный язык, где вместо букв используются геометрические формы и цвета. На знаменитом политическом плакате «Клином красным бей белых» геометрические формы рассказывают о том, как революционеры уничтожили истеблишмент [3].
Рисунок 1 –«Клином красным бей белых», Эль Лисицкий
Дизайнерские работы Лисицкого обладают следующими характерными чертами: четкая сетка изображения, ограниченное количество цветов, резкие диагонали, шрифты без засечек и повторение чистых геометрических форм [3].
Подводя итоги вышесказанного, Лисицкий смог объединить конструктивизм, дадаизм и Баухауз. Такое объедение помогло создавать плакаты, привлекающие взгляды и одновременно проясняющие смысл [3].
Библиографический список
- Иконы графического дизайна/Джо Клиффорд; [пер. с англ. А.В. Захарова]. – Москва: Эскимо, 2015. – 240 с.
- Б.З. Лаврентьев История дизайна, учебное пособие / Москва. Гардарики 2007 г – 296 стр.
- Йенсен, Ролф Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес / Ролф Йенсен. – М.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2015. – 172 c.