УДК 7.038.14

ЭЛЬ ЛИСИЦКИЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ДИЗАЙНА В РОССИИ

Власова Анастасия Андреевна1, Ротанова Валерия Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Сочнева Анастасия Сергеевна1, Рыбина Екатерина Александровна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
Эль Лисицкий имел разносторонние таланты: он был и архитектором, и художником, а также первым графическим дизайнером, мастером фотомонтажа и инженером. Он считал, что визуальное общение сможет затронуть необразованные массы, что приведет к общественным и политическим переменам.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Власова А.А., Ротанова В.А., Торопова А.И., Сочнева А.С., Рыбина Е.А. Эль Лисицкий и его влияние на становление дизайна в России // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/08/92888 (дата обращения: 07.12.2021).

Лазарь Мордухович Лисицкий (его настоящее полное имя) родился 22 ноября 1890 в еврейской семье, где отец был ремесленником-предпринимателем, а мать – домохозяйкой [2].

Эль окончил архитектурный факультет Высшой политехнической школы в немецком Дармштадте, защитив диплом на отлично. В российские ВУЗы ему поступить не удалось, так как на тот момент евреев допускали очень редко. Во время обучения он не только много путешествовал, но и успевал подрабатывать каменщиком[2].

После завершения обучения он придумывает теорию «проунов» («проекты утверждения нового»), в которых живопись сливается с архитектурой. Простыми словами, проуны — это трехмерные объемные супрематические модели и миры, с помощью которых Эль пытался совершить революцию в искусстве и архитектуре 20-х годов[1].

В 1916 году Лисицкий вплотную начал заниматься живописью, вдохновляясь суперматистами, поэтому часто в его работах элементы «нанизывались» на мощную диагональную ось, что придавало динамичности[1].

В 1919 году Марк Шагал, друг Лазаря, пригласил его в Витебск преподавать графику и архитектуру в Народном художественном училище. Там же начали работать Юдель Пэн и Казимир Малевич. Малевич был приверженцем новаторских идей, которые в училище воспринимались прохладно, однако, Лисицкий был от них в восторге. Он в то время занимался классической еврейской живописью под большим влиянием Шагала, поэтому, несмотря на интерес к супрематизму, Лисицкий и в преподавании, и в собственном творчестве пытался придерживаться классических форм. Также он преподавал во ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе и был в экспедиции по городам Литвы и Поднестровьяv[2].

В 1920 году Лазарь, берет себе псевдоним Эль Лисицкийv[2].

В 1921 году Лисицкий вместе с группой художников отошел от суперматизма и сосредоточился на практическом дизайне на пользу возникшему в России коммунистическому государству. Они называли себя конструктивистами [1].

Эль стремился создать визуальный язык, где вместо букв используются геометрические формы и цвета. На знаменитом политическом плакате «Клином красным бей белых» геометрические формы рассказывают о том, как революционеры уничтожили истеблишмент [3].

Рисунок 1 –«Клином красным бей белых», Эль Лисицкий

Дизайнерские работы Лисицкого обладают следующими характерными чертами: четкая сетка изображения, ограниченное количество цветов, резкие диагонали, шрифты без засечек и повторение чистых геометрических форм [3].

Подводя итоги вышесказанного, Лисицкий смог объединить конструктивизм, дадаизм и Баухауз. Такое объедение помогло создавать плакаты, привлекающие взгляды и одновременно проясняющие смысл [3].


Библиографический список
  1. Иконы графического дизайна/Джо Клиффорд; [пер. с англ. А.В. Захарова]. – Москва: Эскимо, 2015. – 240 с.
  2. Б.З. Лаврентьев История дизайна, учебное пособие / Москва. Гардарики 2007 г – 296 стр.
  3. Йенсен, Ролф Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес / Ролф Йенсен. – М.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2015. – 172 c.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Власова Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация